«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по проекту «Система менеджмента качества. Служба качества», реализованном в рамках инновационной образовательной программы Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ "СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. СЛУЖБА КАЧЕСТВА", РЕАЛИЗУЕМОГО В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

1. Актуальность данного проекта:

1.1. исчерпывающую информацию о реализации инновационной образовательной программы, достигнутых результатах, социально-экономических эффектах;

1.2. предлагаемые меры по сохранению достигнутых результатов и дальнейшему развитию инновационного потенциала вуза после завершения проекта;

1.3. оценку возможностей влияния результатов реализации инновационной образовательной программы для достижения системных преобразований в российской системе образования, а также развития приоритетных направлений науки, техники и технологии.

Основными обоснованиями актуальности данного проекта является:

  • приведение системы управления, сложившейся в вузах медицинского и фармацевтического профиля, в соответствие с нормативно-правовыми (в том числе - международными) документами, регулирующими вопросы качества и гарантий качества высшего профессионального образования,
  • создание механизмов устойчивого развития образования;
  • интеграция в европейского образовательное пространство;
  • а также - с требованиями современного рынка труда.

2.     Краткое представление основных целей и задач проекта

Реализация проекта имела следующие цели:

  • обеспечение гарантированного качества процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических специалистов;
  • обеспечение непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых ММА, и образовательной деятельности ММА в целом путем эффективного использования ее ресурсов;
  • обеспечение возможности постоянного контроля качества учебного процесса, уровня подготовки специалистов;
  • обеспечение соответствия качества образовательных программ ММА требованиям международного стандарта качества и их последующая международная аккрелдитация.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

  • обследование и описание деятельности Академии при реализации образовательных программ различного уровня (довузовская подготовка; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное и дополнительное профессиональное образование) в виде графических моделей процессов;
  • разработка и утверждение системы показателей и индикаторов менеджмента качества образования;
  • разработка модели системы качества образования в ММА в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта менеджмента качества для медицинского и фармацевтического образования;
  • поэтапное создание системы менеджмента качества образовательной деятельности Академии, согласованной с требованиями и рекомендациями международного стандарта ISO 9001:2000 для медицинского и фармацевтического образования;
  • сертификация СМК процессов образовательной деятельности и процессов, обеспечивающих их функционирование;
  • подготовка рекомендаций по формированию СМК для вузов медицинского и фармацевтического профиля с целью последующего использования в отраслевых учебных заведениях России при разработке политики в области качества, а также для целей сертификации;
  • проведение итогового семинара-презентации для проректоров по учебной работе медицинских и фармацевтических вузов России по организации работ, связанных с разработкой и внедрением системы менеджмента качества образовательной деятельности на примере СМК, внедренной в ММА им.И.М.Сеченова.

3.     Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта

  1. Денисов Игорь Николаевич, проректор по учебной работе - первый проректор;
  2. Аксенова Елена Ивановна, помощник ректора;
  3. Литвицкий Петр Францевич, проректор по учебной работе, представитель руководства по качеству;
  4. Потекаев Николай Николаевич, ученый секретарь, руководитель Службы качества;
  5. Калабухова Галина Валентиновна, ведущий документовед организационно-методического отдела, заместитель руководителя Службы качества;
  6. Подчерняева Надежда Степановна, декан лечебного факультета;
  7. Несвижский Юрий Владимирович, декан медико-профилактического факультета;
  8. Краснюк Иван Иванович, декан фармацевтического факультета;
  9. Бражников Алексей Юрьевич, декан факультета высшего сестринского образования;
  10. Макеева Ирина Михайловна, декан стоматологического факультета;
  11. Михеева Людмила Владимировна, и.о.декана факультета подготовки научно-педагогических кадров;
  12. Бабенко Олег Васильевич, начальник факультета военного обучения;
  13. Аляутдин Ренад Николаевич, декан факультета иностранных учащихся;
  14. Акимова Екатерина Ивановна, декан медико-профилактического факультета послевузовского профессионального образования;
  15. Максимкина Елена Анатольевна, декан, уполномоченный по качеству факультета послевузовского профессионального образования провизоров;
  16. Боярский Сергей Георгиевич, декан факультета управления здравоохранением;
  17. Подзолков Валерий Иванович, декан факультета дополнительного профессионального образования преподавателей;
  18. Хотеева Татьяна Ивановна, начальник отдела кадров;
  19. Завражина Евгения Ивановна, начальник отдела информации;
  20. Киосова Александра Николаевна, начальник общего отдела;
  21. Тараканова Светлана Владимировна, начальник отдела организации архивного дела;
  22. Прохоров Николай Иванович, начальник Учебно-организационного отдела;
  23. Авдохина Марина Владимировна, начальник отдела платной формы обучения студентов;
  24. Кузнецов Валерий Дмитриевич, начальник отдела, уполномоченный по качеству отдела аспирантуры и докторантуры;
  25. Шилов Евгений Михайлович, начальник отдела, уполномоченный по качеству отдела клинической ординатуры и интернатуры
  26. Яцковский Александр Никодимович, начальник отдела по организации и координации платных форм образования;
  27. Пьянов Анатолий Александрович, начальник отдела воспитательной работы с обучающимися;
  28. Саетова Зимфира Муллаяновна, начальник отдела технадзора;
  29. Данов Владимир Васильевич, начальник отдела по охране труда;
  30. Юдина Ольга Николаевна, уполномоченный по качеству общего отдела;
  31. Максимов Максим Леонидович, заместитель декана, уполномоченный по качеству лечебного факультета;
  32. Межевов Константин Владимирович, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики, уполномоченный по качеству медико-профилактического факультета (в настоящее время уволен по собственному желанию);
  33. Зайчикова Светлана Геннадиевна, заместитель декана, уполномоченный по качеству фармацевтического факультета;
  34. Камынина Наталья Николаевна, заведующий кафедрой управления сестринской деятельностью, уполномоченный по качеству факультета высшего сестринского образования факультета высшего сестринского образования;
  35. Левкин Владимир Вениаминович, заместитель декана, уполномоченный по качеству стоматологического факультета;
  36. Львов Андрей Николаевич, заместитель декана, уполномоченный по качеству факультета подготовки научно-педагогических кадров;
  37. Савостьянов Владимир Владимирович, начальник учебной части, уполномоченный по качеству факультета военного обучения;
  38. Балабаньян Вадим Юрьевич, заместитель декана, уполномоченный по качеству факультета иностранных учащихся;
  39. Чистякова Евгения Геннадьевна, заместитель декана, уполномоченный по качеству факультета послевузовского профессионального образования педиатров;
  40. Елизарова Елена Викторовна, заместитель декана, уполномоченный по качеству медико-профилактического факультета послевузовского профессионального образования;
  41. Горбунова Ирина Борисовна, заместитель декана, уполномоченный по качеству факультета управления здравоохранением;
  42. Матвеев Виталий Владимирович, заместитель декана, уполномоченный по качеству факультета дополнительного профессионального образования преподавателей;
  43. Панова Галина Петровна, ведущий методист, уполномоченный по качеству Учебно-организационного отдела;
  44. Кириллов Евгении Михайлович, начальник отдела, уполномоченный по качеству организационно-аналитического отдела
  45. Лавренов Антон Юрьевич, и.о. начальника отдела информационных технологий;

а также 48 заведующих кафедрами и завучей кафедр Академии, принимавших участие в проведении сертификационного аудита СМК.

4.     Этапы выполнения работ по проекту

Для реализации проекта был заключен Госконтракт от 19 октября 2006 г. № 1848‑Х «Разработка, внедрение и сертификация системы управления качеством образовательной деятельности ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта системы менеджмента качества». Исполнитель работ по проекту: ООО «Люксофт».

Реализация Госконтракта проходила в 2 этапа:

  • разработка системы менеджмента качества образовательной деятельности ММА им.И.М.Сеченова;
  • внедрение системы менеджмента качества образовательной деятельности ММА им.И.М.Сеченова и сертификация СМК.

5. Результаты проекта:

5.1.  Что сделано на этапе «становления» проекта

На первом этапе реализации проекта Исполнителем было проведено обследование организационной структуры Академии; сбор и изучение нормативно-правовой документации, регулирующей образовательную деятельность вуза; аудит информационных и документационных потоков в рамках образовательной деятельности.

На основании проведенных мероприятий Исполнителем были предложены:

  • разработана и утверждена Политика в области качества Академии;
  • план мероприятий и перечень документов, необходимых для выполнения требований международного стандарта ISO 9001:2000;
  • модели процессов Академии и процессная модель СМК Академии;
  • проекты документов, декларирующих политику и цели Академии в области качества;
  • проект системы мониторинга качества процессов СМК (система измерителей, методы сбора, методики расчета, целевые показатели).

5.2. Как проект развивался

На втором этапе реализации проекта Исполнителем были выполнены следующие работы:

  • разработаны и утверждены Цели в области качества Академии;
  • создана электронная база моделей процессов СМК;
  • подготовлены 2 версии документации и шаблонных форм;
  • разработаны программы для автоматического формирования документов СМК;
  • разработаны проекты нормативных документов для Службы качества Академии (положение, должностные инструкции);
  • проведены обучающие семинары для ректората, заведующих кафедрами и завучей кафедр, уполномоченных по качеству факультетов и основных структурных подразделений;
  • заключены договоры на проведение внутреннего и сертификационного аудитов СМК;
  • проведен семинар для проректоров по учебной работе медицинских и фармацевтических вузов России, посвященный опыту ММА в разработке и внедрении системы менеджмента качества.

На этом же этапе параллельно проводилась работа по внедрению механизмов управления качеством силами сотрудников Академии. Были назначены ответственные должностные лица: представитель руководства по качеству, руководитель Службы качества, заместитель руководителя Службы качества, уполномоченные по качеству на факультетах Академии, в отделах: аспирантуры и докторантуры, клинической ординатуры и интернатуры, по организации приема студентов; учебно-организационном, организационно-аналитическом, общем отделах.

Деканами факультетов, заведующим кафедрами, уполномоченными по качеству, сотрудниками юридического отдела, Службы качества были проанализированы все разработанные документы, внесены предложения по их корректировке. Разработаны и утверждены ректором 12 приказов ректора, являющиеся нормативным основанием функционирования Службы качества и системы менеджмента качества в Академии.

Сотрудниками Академии была проведена вся необходимая организационная, информационно-методическая работа по подготовке и проведению внутреннего и сертификационного аудита системы менеджмента качества Академии.

Академией было организовано проведение Интернет-конференции по проблемам менеджмента качества медицинских и фармацевтических вузов, принимали участие в итоговом семинаре-презентации для представителей других медицинских и фармацевтических вузов России.

В развитие утвержденной системы управления качеством образовательной деятельности Академии, формируются организационные предпосылки управления качеством на следующем управленческом уровне: кафедральном (назначены уполномоченные по качеству кафедр Академии).

В ноябре 2007 г. проведено изучение удовлетворенности условиями обучения в Академии студентов, обучающихся на 2‑6 курсах очного отделения.

5.3. Какие результаты были достигнуты на каждом из этапов выполнения работ по проекту

На подготовительном этапе основными результатами можно считать:

  • анализ системы управления и документооборота, существующих в ММА им.И.М.Сеченова, на соответствие требованиям, изложенным в международном стандарте серии ISO 9001:2000;
  • формирование плана работ по разработке и внедрению СМК в деятельность вуза.

На втором этапе работ результатами реализации проекта стали:

  • формирование органов управления СМК (назначение ответственных должностных лиц на уровне Академии, факультетов и ключевых отделов);
  • разработка описания функционирования процессов СМК;
  • информационно-разъяснительная работа среди персонала Академии о целях и задачах системы менеджмента качества;
  • проведение первого замера мониторинга процессов СМК, анализ функционирования СМК руководством Академии;
  • проведение внутреннего и сертификационного аудитов;
  • упорядочивание работы в области общего документооборота Академии;
  • сформированы органы управления качеством образовательной деятельности на следующем управленческом уровне: кафедральном (назначены уполномоченные по качеству кафедр Академии);
  • начало работы по изучению потребностей и удовлетворенности основного потребителя образовательных услуг Академии – студентов.

5.4. Что сделано на сегодняшний день (тезисно)

На сегодняшний день в результате реализации проекта имеются следующие результаты:

  • модель СМК образовательной деятельности ММА им.И.М.Сеченова (с перспективой развития);
  • комплект документации и шаблонных форм (требует корректировки) в электронном и документированном виде;
  • группа уполномоченных по качеству (18 человек), прошедшая обучение по основам менеджмента качества и внутреннего аудита СМК;
  • сертификат соответствия Системы менеджмента качества Академии требованиям стандарта ISO 9001:2000;
  • проведено исследование удовлетворенности студентов 2‑6 курсов очного отделения условиями обучения в Академии.

6.     Что является наиболее важным для дальнейшего развития проекта

Во‑первых, организационно-штатное оформление специализированного подразделения «Служба качества», которое в настоящий момент времени реализуется на функциональной основе, подбор, тематическое обучение сотрудников. Такое решение позволит выполнять работу по контролю результатов образовательной деятельности Академии, расширению сферы внедрения системы менеджмента качества ММА им.И.М.Сеченова.

Проведение информационных, рекламных мероприятий, предназначенных для распространения опыта Академии в сфере медицинского и фармацевтического образования.

7.     Какие на сегодня Вы видите проблемы в развитии проекта

Основными проблемами в развитии проекта в настоящее время являются:

  • недостаточная осведомленность всех категорий обучающихся в Академии и персонала о работах, ведущихся в области управления качеством;
  • несовершенство документации системы менеджмента качества;
  • отсутствие в структуре Академии подразделения, на которое могут быть возложены обязанности по организационному и методическому обеспечению поддержки работоспособности и функционирования СМК.

8.     Какие перспективы развития проекта на ближайший год

1. В течение 2008 года необходимо провести ряд мероприятий по дальнейшему внедрению разработанных предложений по управлению качеством образовательной деятельности Академии.

Прежде всего, необходимо провести ознакомительные методические семинары с преподавателями и сотрудниками Академии факультетов и организационных подразделений. Целью таких семинаров должно стать разъяснение положений разработанного управленческого механизма, роли и месте профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала в функционировании системы менеджмента качества Академии.

Другим направлением должна стать работа со всеми категориями обучающихся в ММА им.И.М.Сеченова: слушателями подготовительных курсов, школьниками, обучающимися в профильных школах, студентами, аспирантами, ординаторами, интернами, докторантами. Необходимо провести изучение потребностей всех категорий обучающихся, на основе которого сформировать предложения для ректората Академии о разработке плана по реализации этих предпочтений. Следующим шагом работы с обучающимися должно стать изучение их удовлетворенности.

Аналогичную работу (по изучению потребностей и удовлетворенности) необходимо проводить с потенциальными работодателями выпускников Академии.

2. В случае успешной реализации задач, поставленных в п.1 данного раздела, возможно начать работу по расширению сферы внедрения механизмов СМК и начать разработку документации для процесса научно-исследовательской работы Академии.

3. Перспективным, с моей точки зрения, направлением в развитии проекта, может стать создание методического центра, который оказывал бы консультационную помощь высшим учебным заведениям, входящим в состав Учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов и поставивших перед собой задачу разработки и внедрения в свою деятельность механизмов управления качеством.

4. Считаю целесообразным начать активную работу по участию Академии в конкурсах и других мероприятиях, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, Всероссийской организации качества с целью пропаганды достигнутых результатов проекта.

9.     Мероприятия (симпозиумы, конференции, семинары и пр.), в которых представлялась информация по проекту в 2006‑2007 гг. или мероприятия, которые были посвящены данному проекту

В течение 2006‑2007 года в рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

  • интернет-конференция «Внедрение системы менеджмента качества в медицинском вузе» (31 мая 2007 г.);
  • семинар для проректоров по учебной работе медицинских и фармацевтических вузов «Роль инновационных программ в повышении качества медицинского и фармацевтического образования. Опыт ММА им.И.М.Сеченова» (23 ноября 2007 г.).

10. Публикации по тематике проекта в 2006‑2007 гг.

В течение 2006‑2007 гг. были подготовлены и опубликованы следующие материалы:

  • статья «Система менеджмента качества в медицинских образовательных учреждениях». Авторы: М.А.Пальцев, П.Ф.Литвицкий, Н.Н.Потекаев, Г.В.Калабухова;

Руководитель проекта:
кандидат социологических наук, доцент, заместитель руководителя Службы качества
Г.В.Калабухова


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова