«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по проекту «Комплекс медиатек», реализованном в рамках инновационной образовательной программы Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ О ПРОЕКТЕ «КОМПЛЕКС МЕДИАТЕК», РЕАЛИЗОВАННОМ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ИМЕНИ И.М. СЕЧЕНОВА

1. Актуальность данного проекта:

1.1. Создан не имеющий аналогов инновационный учебно-методический комплекс медиатек с использованием мультимедийных средств на основе последних достижений в области теории и практики фармации и современных требований психолого-педагогических и андрагогических знаний.

Современный учебный процесс предусматривает внедрение новых технологий обучения, обеспечивающих переход от информативного к деятельному методу обучения. Такой подход в наибольшей степени способствует обучению студентов умениям и навыкам их будущей профессиональной деятельности. Одним из путей реализации этого принципа является включение в учебный процесс элективных курсов (курсов по самостоятельному выбору). Наряду с углублением знаний по данной дисциплине в процессе активных теоретических и практических форм занятий, элективы способствуют реализации еще одной из основных задач образования – развитию междисциплинарной интеграции.

Элективы являются довольно «молодой» формой учебного процесса, рождение которой во многом предопределено характерной для нашего времени высокой скоростью накопления новой информации и обновления знаний. Посредством элективов наиболее мобильно выполняется задача донесения до обучающихся новейших, актуальных, в том числе дискуссионных, проблем в сфере избранной специальности.

Элективы призваны давать более глубокую общефармацевтическую подготовку, обеспечить индивидуализацию обучения, раскрыть творческий потенциал кафедр в преподавании каждой дисциплины. Основной задачей элективов является развитие творческих личностных способностей будущего специалиста, умения теоретически и критически мыслить, разрабатывать и принимать нестандартные решения, гибко перестраивать направление своей профессиональной деятельности при смене технологий и в соответствии с изменяющимися условиями фармацевтического рынка.

Настоящий проект включает разработку трех элективных курсов: «Биофлавоноиды», «Физико-химические методы исследования органических соединений», «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация».

1.2. Для сохранения достигнутых результатов и дальнейшего развития инновационного потенциала вуза после завершения проекта целесообразно:

  • Проведение ежегодного регулярного обучения студентов фармацевтического факультета по материалам комплекса медиатек в элективных курсах «Биофлавоноиды», «Физико-химические методы исследования органических соединений», «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация».
  • Проведение выездных циклов преподавания в других вузах.
  • Использование различных форм изданий материалов комплекса медиатек (справочных материалов, сборников задач, тестов и т.п.
  • Информирование педагогической общественности о результатах внедрения комплекса медиатек через участие на конференциях, съездах, симпозиумах и др.,
  • Информирование педагогической общественности о результатах внедрения комплекса медиатек через публикации в периодической печати.

1.3. В элективном курсе «Биофлавоноиды» сосредоточена современная информация о биофлавоноидах как одной из важнейших, повсеместно распространенных в растительном мире групп биологически активных веществ. Биофлавоноиды содержатся в большинстве фитопрепаратов, к которым в наше время особенно возрос интерес как к наиболее безопасным лекарственным средствам. В настоящее время к биофлавоноидам, как веществам растительного происхождения, очень велик интерес ввиду присущего им широкого спектра биологического действия. Особое значение имеет их способность выступать в роли антиоксидантов и быть незаменимыми лекарственными средствами в лечении многих заболеваний, причинно связанных с «оксидантным стрессом». Широкий перечень фармакологических свойств биофлавоноидов как иммуностимулирующих, противоопухолевых, кардио-, радио-, гепато- и геропротекторных, антитромботических, антиаллергических и антивирусных средств в сочетании с безопасностью их применения выводит эти объекты на передовые рубежи фармации и медицины, особенно профилактической, и прежде всего в области сердечно-сосудистых заболеваний.

Обучение по элективному курсу «Физико-химические методы исследования органических соединений» должно обеспечить формирование системы теоретических знаний, практических умений и навыков применения высокочувствительных и селективных инструментальных методов для целей фармации. Изучение курса может служить одним из этапов высшего профессионального и послевузовского образования для категорий обучаемых, специализирующихся в области фармацевтической и токсикологической химии и технологии лекарств.

В настоящее время в обиход фармацевтического анализа вошли многие физико-химические методы, обеспечивающие получение уникальной информации и позволяющие реализовывать высокие современные требования к качеству, глубине и диапазону анализа лекарственных веществ, большинство из которых являются органическими соединениями. Физико-химические методы – высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ), УФ-, ИК-, ЯМР-спектроскопия и масс-спектрометрия – приобрели решающее значение при изучении состава, строения, свойств и превращений лекарственных средств на всех этапах от создания и разработки препаратов до их применения в лекарственной терапии. Сочетание перечисленных методов позволяет успешно решать задачи разделения сложных многокомпонентный смесей, определять их качественный и количественный состав, а также природу отдельных компонентов, в том числе и в биологических объектах.

Первоначальные сведения о физико-химических методах исследования органических соединений включены в программу по органической химии, однако для значительной части студентов, интересующихся будущей профессиональной деятельностью, большой интерес представляет более детальное знакомство с устройством и принципами работы приборов, практикой эксперимента, интерпретацией получаемых данных. Удовлетворить такой интерес и призван элективный курс «Физико-химические методы исследования органических соединений». В элективе сконцентрированы современные подходы к анализу органических соединений, в том числе лекарственных средств на базе высокоразрешающих физико-химических методов. содержание данного элективного курса включает изучение современных физико-химических методов, которые широко используются в фармацевтическом анализе – в научно-исследовательской работе, в производстве лекарственных средств, в фармакопейном анализе.

Элективный курс «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация» охватывает материал, отражающий последние достижения в отдельных областях фармации, еще не представленные или недостаточно представленные в программах обязательных курсов обучения. Знания, приобретенные студентами во время изучения элективного курса, позволят им более качественно подготовиться к прохождению Государственной аттестации. Для этого необходимо детальное рассмотрение подходов к изучению фармакодинамики новых лекарственных препаратов, и вопросов, связанных с получением, анализом и коммуникацией фармацевтической информации.

Специфической особенностью фармацевтической информации является ее постоянное полное обновление один раз в 5 лет – согласно длительности срока государственной регистрации лекарственных препаратов, принятой в Российской Федерации. Другой особенностью является быстрое увеличение объема фармацевтической информации - согласно Регистра лекарственных средств, на конец 2006 года в Российской Федерации зарегистрировано более 120 тысяч лекарственных препаратов (в 2 раза больше, чем в 2000 году), в которых должен уметь ориентироваться именно провизор.

Содержание данного элективного курса включает изучение ряда наиболее актуальных и важных проблем молекулярной фармакодинамики (первичные фармакологические реакции и последующие фармакологические эффекты) в механизмах действия новых лекарственных средств, а также методы получения, анализа и коммуникации фармацевтической информации.

Изучение данного курса должно обеспечить формирование системы теоретических знаний, практических умений и навыков по важнейшим разделам и направлениям фармакологии и фармации, дающих представления о преемственности формирования медико-биологических и фармацевтических концепций, теорий и моделей менеджмента информации о лекарственных средствах, научном инструментарии, правилах оценки результатов практической деятельности в сфере фармации.

2. Краткое представление основных целей и задач проекта.

Цель внедрения в учебный процесс комплекса медиатек - углубленное формирование системы теоретических знаний выпускника-провизора - специалиста в области фармации, формирование у студентов комплексного подхода к пониманию и оценке действия биологически активных веществ, их исследования и анализа, расширении научного кругозора в профессиональной сфере и формировании у студентов умения превращать знания из воспринимаемой информации в средства обоснования своих взглядов и убеждений.

Элективный курс «Биофлавоноды» формирует на базе современных физико-химических воззрений методологический подход к комплексной оценке путей использования биофлавоноидов как биологически активных веществ растительного происхождения в целях профилактики и лечения заболеваний, обусловленных проявлением оксидантных нарушений в организме. В ходе элективного курса у студентов формируется на молекулярном уровне системный подход к пониманию, оценке и прогнозированию биологической активности биофлавоноидов на современной научной базе. Материал элективного курса охватывает широкий круг вопросов смежных научных направлений.

Элективный курс «Физико-химические методы исследования органических соединений» формирует основы методологии применения физико-химических методов исследования для анализа и идентификации органических соединений синтетического и природного происхождения и приобретения первичных практических навыков обработки спектральной и хромато-графической информации.

Элективный курс «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация» ставит главной целью подготовки слушателя освоение специальных теоретических знаний, а также практических умений и навыков по важнейшим разделам и направлениям молекулярной фармакологии и фармацевтической информации, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей выпускника-провизора.

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта.

Аляутдин Р.Н., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, д.м.н., профессор, зав. кафедрой фармакологии,

Белобородов В.Л., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, д.фарм.н., профессор,

Давыдова О.Н., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, к.м.н., доцент,

Ильясов И.Р., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, преподаватель, без ст.,

Романов Б.К., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, д.м.н., профессор

Савватеев А.М., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, к.фарм.н.

Селиванова И.А., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, д.фарм.н., профессор,

Хвостова А.И., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, к.фарм.н., доцент,

Тюкавкина Н.А., ММА им. И.М. Сеченова, фармацевтический факультет, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный профессор ММА им. И.М. Сеченова, д.х.н., профессор - руководитель проекта.

4. Этапы выполнения работ по проекту

4.1.   Создание мультимедийного обеспечения элективных курсов «Биофлавоноды», «Физико-химические методы исследования органических соединений» и «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация».

4.2.   Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта.

4.3.   Проведение учебного процесса по элективному курсу «Биофлавоноиды» со студентами фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова.

4.4.   Проведение учебного процесса со студентами фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова по элективным курсам «Биофлавоноды», «Физико-химические методы исследования органических веществ» и «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация».

4.5.   Анализ итогов учебного процесса и анкетирования студентов по элективным курсам «Биофлавоноиды» и «Физико-химические методы исследования органических веществ» и обсуждение на заседании кафедры органической химии.

4.6.   Анализ итогов учебного процесса по элективному курсу «Молекулярные основы действия лекарственных веществ. Фарма-цевтическая информация» и обсуждение на заседании кафедры фармакологии.

4.7.   Обсуждение итогов учебного процесса по элективным курсам на межкафедральной (кафедры органической химии и кафедры фармакологии) конференции.

4.8.   Корректировка учебных материалов в соответствии с выработанными рекомендациями по итогам проведения учебного процесса в 2007 г.

4.9.   Утверждение внесенных изменений на Ученом совете фармацевтического факультета.

4.10.          Проведение учебного процесса по элективному курсу «Биофлавоноиды» со студентами фармацевтического факультета Иркутского государственного медицинского университета и студентами химического факультета (специализации «медицинская химия») Иркутского государственного университета.

4.11.          Информирование педагогической общественности через участие в конференциях, съездах, симпозиумах.

5. Результаты проекта:

5.1. Что сделано на этапе «становления» проекта.

На этапе становления проекта в 2006 году по элективным курсам «Биофлавоноиды», «Физико-химические методы исследования органических соединений» и «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация» разработаны:

  • образовательные программы (учебные план, учебно-тематические планы, рабочие учебные программы).
  • списки рекомендованной литературы для самостоятельной работы студентов.
  • разработаны методические материалы по каждому разделу элективного курса
  • справочные материалы: по элективным курсам «Биофлавоноиды» - схем 17, табл. 5; «Физико-химические методы исследования органических соединений» - схем 5, табл. 3
  • материалы для контроля качества обучения по элективным курсам «Биофлавоноиды» - 56 тестов, 32 задачи; «Физико-химические методы исследования органических соединений» - 18 тестов, 30 ситуационных задач; «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация» - 100 тестов.
  • мультимедийное обеспечение по элективным курсам Биофлавоноиды» - 150 слайдов; «Физико-химические методы исследования органических соединений» - 90 слайдов; «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация» - 350 слайдов.

5.2. Как проект развивался.

В 2007 году в соответствии с разработанным детальным планом реализации мероприятий по внедрению комплекса медиатек были проведены учебные процессы по элективным курсам медиатеки, по итогам анализа и обсуждения которых на заседаниях кафедр, а затем на межкафедральной конференции была проведена корректировка учебных материалов и ее утверждение на Ученом совете фармацевтического факультета.

5.3. Какие результаты были достигнуты на каждом из этапов выполнения работ по проекту.

По итогам проведения элективного курса «Биофлавоноиды» к моменту завершения учебного процесса все 120 студентов, проходивших обучение, овладели программой курса и успешно сдали итоговый тестовый контроль.

По итогам проведения элективного курса «Физико-химические методы исследования органических соединений» к моменту завершения учебного процесса из 53 студентов, проходивших обучение, 48 студентов овладели программой курса и успешно выполнили контрольные задания.

По итогам проведения элективного курса «Молекулярные основы действия лекарственных средств. Фармацевтическая информация» к моменту завершения учебного процесса все 67 студентов, проходивших обучение, овладели программой курса и успешно сдали итоговый контроль.

Результаты проведения элективных курсов было решено обсудить на заседаниях кафедры органической химии и кафедры фармакологии.

По результатам обсуждения на заседании кафедры органической химии:

  • итоги учебного процесса и анкетирования студентов по элективным курсам «Биофлавоноиды» и «Физико-химические методы исследования органических веществ» решено признать удовлетворительными,
  • выдвинутые предложения по корректировке и усовершенствованию учебных материалов элективных курсов «Биофлавоноиды» и «Физико-химические методы исследования органических веществ» принять к рассмотрению,
  • план доклада к межкафедральной (совместно с кафедрой фармакологии фармацевтического факультета) конференции по обсуждению итогов проведения элективных курсов утвердить.

По результатам обсуждения на заседании кафедры фармакологии:

  • итоги учебного процесса и анкетирования студентов по элективному курсу «Молекулярные основы действия лекарственных веществ. Фармацевтическая информация» решено признать удовлетворительными,
  • выдвинуты предложения по корректировке и усовершенствованию учебных материалов элективного курса «Молекулярные основы действия лекарственных веществ. Фармацевтическая информация».
  • решено подготовить презентацию об итогах проведения в 2007 году элективного курса «Молекулярные основы действия ЛВ. Фармацевтическая информация».

По результатам обсуждения на межкафедральной конференции решено:

  • предложения по корректировке и усовершенствованию учебных материалов утвердить, а именно:
  • внести изменение в элективный курс «Биофлавоноиды» в виде обновления и расширения итогового тестового контроля до 5 вариантов с увеличением до 8-10 числа тестов в каждом из них.
  • внести изменение в элективный курс «Физико-химические методы исследования органических веществ» в виде добавления 30-40 новых слайдов, 4 задач, 18 тестовых заданий (3 вариантов по 6 вопросова), редакции и корректировки существующих задач.
  • внести изменение в элективный курс «Молекулярные основы действия лекарственных веществ. Фармацевтическая информация» в виде корректировки существующих учебных материалов, а также подготовки 2 новых тестовых заданий на 50 и 100 вопросов.
  • Мероприятия по корректировке и усовершенствованию учебных материалов завершить до 31 октября 2007 г.

В соответствии с утвержденными на межкафедральной конференции предложениями была проведена корректировка учебных материалов и затем на Ученом совете фармацевтического факультета были утверждены:

  • внесение изменения в элективный курс «Биофлавоноиды» в виде обновления и расширения итогового тестового контроля до 5 вариантов с увеличением до 10 числа тестов в каждом из них.
  • внесение изменения в элективный курс «Физико-химические методы исследования органических веществ» в виде добавления 38 слайдов, 4 задач, 18 тестовых заданий, редакции и корректировки существующих задач.
  • внесение изменения в элективный курс «Молекулярные основы действия лекарственных веществ. Фармацевтическая информация» в виде корректировки существующих учебных материалов, а также подготовки 2 новых тестовых заданий на 50 и 100 вопросов.

5.4. Что сделано на сегодняшний день (тезисно).

По комплексу медиатек проведены учебные процессы со студентами (240 человек) фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова, включающие представление 590 мультимедийных слайдов, использование 62 задач, 174 тестовых заданий, справочного материала. Аналогичный учебный процесс по элективному курсу «Биофлавоноиды» проведен со студентами и аспирантами (100 человек) в других вузах. Проведен анализ и обсуждение итогов учебных процессов и анкетирования студентов на заседаниях кафедр и на межкафедральной конференции. Осуществлена корректировка учебных материалов и утверждение изменений на Ученом совете фармацевтического факультета.

6. Что является наиболее важным для дальнейшего развития проекта.

Наиболее важным для дальнейшего развития проекта является:

  • повышение уровня использования мультимедийных технологий;
  • обеспечение возможности проведения учебного процесса, в том числе компьютерного тестирования, с использованием соответствующей компьютерной техники в различных по размеру аудиториях;
  • обеспечение доступа в Интернет;
  • создание условий для издания методической литературы для студентов.

Для закрепления полученных теоретических знаний важнейшее значение имеет самостоятельная экспериментальная работа студентов, в процессе которой вырабатываются практические навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. Для реализации этой цели необходимо создание лабораторного фонда, оснащенного современным спектральным и хроматографическим оборудованием, а также оборудования для подготовки биопроб, соответстветствующего современному уровню аппаратурной аналитической техники. Полученные студентами навыки практической работы на современном оборудовании позволят им в дальнейшем успешно решать актуальные задачи в области фармацевтического анализа.

7. Какие на сегодня Вы видите проблемы в развитии проекта.

Наиболее значительной проблемой, тормозящей дальнейшее развитие проекта, является крайне недостаточная материально-техническая база и полное отсутствие выхода в Интернет. Для оптимизации развития проекта необходимо срочное обеспечения сотрудников ВТК выходом в Интернет и приобретение следующего перечня оборудования и аппаратуры:

  • мультимедийные проекторы (не менее 4 шт.) для обслуживания различных по размерам аудиторий;
  • ноутбуки (4 шт.);
  • стационарные персональные компьютеры (не менее 5 шт.) в комплекте со сканерами и принтерами для обеспечения нормальной производственной деятельности сотрудников ВТК (10 человек);
  • ксерокопировальная аппаратура (3 шт.) для мобильного тиражирования методических материалов для учебных занятий.

Для усиления практического аспекта развития проекта и подготовки специалистов, соответствующих современным профессиональным требованиям, необходимо приобретение следующего спектрального и хроматографического оборудования:

  • высокоэффективного жидкостного хроматографа с масс-спектрометрическим детектором и детектором на диодной матрице (1 шт.);
  • Уф-спектрофотометра (2 шт.);
  • ИК-спектрометра (1 шт.);
  • комплекты для твердо-фазной экстракции.

8. Какие перспективы развития проекта на ближайший год.

  • Проведение в 2008 году учебного процесса по откорректированным материалам комплекса медиатек на фармацевтическом факультете ММА им. И.М. Сеченова по элективным курсам «Биофлавоноиды» «Физико-химические методы исследования органических веществ» и «Молекулярные основы действия лекарственных веществ. Фармацевтическая информация».
  • Проведение выездных циклов обучения по элективным курсам в других ВУЗах.
  • Увеличение интенсивности использования мультимедийных анимационных для визуализации учебного материала.
  • Участие в научно-методических конференциях, съездах, симпозиумах с возможным опубликованием.
  • Дальнейшее совершенствование существующих учебных материалов, создание новых.
  • Включение в учебные материалы комплекса медиатек новейших достижений в профильных областях фармации.

9. Мероприятия (симпозиумы, конференции, семинары и пр.), в которых представлялась информация по проекту в 2006 - 2007 гг. или мероприятия, которые были посвящены данному проекту.

  • XIV Российский Национальный конгресс "Человек и Лекарство", 16-20 апреля 2007, Москва – доклад на симпозиуме «Информационные технологии в фармации» Тюкавкиной Н.А. «Использование мультимедийных технологий в преподавании элективного курса «Биофлавоноиды» (копия программы прилагается).
  • Всероссийская научно-методическая конференции «Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Создание новых физиологически активных веществ», 22-24 марта 2007, Воронеж. Руководитель проекта Тюкавкина Н.А. входила в состав членов оргкомитета конференции. На пленарном заседании прочитан доклад «Мультимедийные технологии как фактор повышения эффективности преподавания элективного курса». Подготовлены две публикации в сборнике трудов конференции.
  • Научно-методическая конференция сотрудников академии «Инновационная образовательная программа ММА им. И.М. Сеченова: «От качественного медицинского образования к эффективному здравоохранению», 12 декабря 2006, Москва – подготовлены две публикации в сборнике тезисов конференции.
  • Научно-методическая конференция сотрудников академии «Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М. Сеченова», 11 декабря 2007, Москва. На секционном заседании конференции прочитан доклад «Использование в учебном процессе медиатеки по фармации, созданной на фармацевтическом факультете в рамках реализации национального проекта «Образование». Подготовлена публикация в сборнике тезисов конференции.

В сентябре 2007 г. в течение двух недель заведующей кафедрой органической химии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Заслуженным деятелем науки РФ, профессором Н.А. Тюкавкиной была проведена работа в двух вузах Сибири – Иркутском государственном медицинском университете (ИГМУ) и в Иркутском государственном университете (ИГУ) – по ознакомлению с содержанием медиатеки Учебно-методического комплекса (УМК) по фармации, разработанного в рамках Национального проекта по образованию. Основное внимание было уделено входящему в состав УМК элективному курсу «Биофлавоноиды». Учебный процесс в каждом из вузов включал лекции (10 час), практические и консультативные занятия (8 час), а также различные виды тестирования. В Иркутском государственном медицинском университете занятия были проведены со студентами 3-5 курсов фармацевтического факультета (свыше 50 человек), а также на занятиях присутствовали интерны, аспиранты и преподаватели. В Иркутском государственном университете занятия были проведены со студентами 4-5 курсов химического и биологического факультетов, в частности, вновь открывшейся специализации «Медицинская химия» (свыше 50 человек). Большой интерес был проявлен со стороны преподавателей, аспирантов и научных сотрудников некоторых других вузов (например, Иркутского государственного технического университета) научных институтов (например, Института химии Сибирского отделения РАН) (более 30 человек). Слушатели с интересом ознакомились с технологией использования новейших технических приемов, включая мультимедийное представление научно-учебного материала; активно участвовали в тестировании, задавали много вопросов и после каждой лекции или занятия еще подолгу продолжались консультативные беседы. В целом, в отзывах слушателей отмечен «высокий методический уровень, насыщенность современным научным материалом в сочетании с высокотехнологичным приемом мультимедийного представления» медиатеки УМК по фармации, а также «высокий профессиональный уровень автора, владеющего большим объемом современного информационного материала, ценного для учебной, научной и практической деятельности провизора». Специалистами Иркутского государственного университета было высказано мнениео том, что «материал медиатеки по фармации заслуживает высокой научно-педагогической оценки и рекомендации к широкому ознакомлению с ним студентов, обучающихся, как по специальности «Фармация», так и по родственным медико-биологическим специальностям. По результатам выездного цикла по ознакомлению с содержанием медиатеки УМК по фармации получены: официальный отзыв Иркутского государственного университета; официальный отзыв Иркутского государственного университета (копии прилагаются). Материалы выездного цикла по ознакомлению с медиатекой по фармации в вузах г. Иркутска (электронный диск) вошли в презентацию к докладу «Использование в учебном процессе медиатеки по фармации, созданной на фармацевтическом факультете в рамках реализации национального проекта «Образование» на Научно-методической конференции сотрудников академии «Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М. Сеченова», 11 декабря 2007, Москва.

10. Публикации по тематике проекта в 2006 - 2007 гг.

  • Тюкавкина Н.А., Селиванова И.А., Савватеев А.М., Хвостова А.И. Создание банка компьютерных иллюстраций для элективного курса «Биофлавоноиды»//Сборник тезисов научно-методической конференции сотрудников академии «Инновационная образовательная программа ММА им. И.М. Сеченова: От качественного медицинского образования к эффективному здравоохранению», 12 декабря 2006, М., С. 97–100.
  • Белобородов В.Л., Савватеев А.М., Ильясов И.Р., Создание элективного курса «Физико-химические методы исследования органических соединений»//Сборник тезисов научно-методической конференции сотрудников академии «Инновационная образовательная программа ММА им. И.М. Сеченова: От качественного медицинского образования к эффективному здравоохранению», 12 декабря 2006, М., С. 24–25.
  • Тюкавкина Н.А., Савватеев А.М., Селиванова И.А., Хвостова А.И. Мультимедийные технологии как фактор повышения эффективности преподавания элективного курса//Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Создание новых физиологически активных веществ», Воронеж, 22-24 марта 2007, С. 153–155.
  • Белобородов В.Л., Савватеев А.М., Ильясов И.Р., Тюкавкина Н.А. Разработка и внедрение элективного курса «Физико-химические методы исследования органических соединений»//Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции «Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Создание новых физиологически активных веществ», Воронеж, 22-24 марта 2007, С. 38–40.
  • Белобородов В.Л., Савватеев А.М., Ильясов И.Р., Тюкавкина Н.А. Использование медиатеки по фармации в преподавании элективного курса «Физико-химические методы исследования органических соединений»//Сборник тезисов Научно-методическая конференция сотрудников академии «Итоги реализации программы формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М. Сеченова», 11 декабря 2007, М.

Руководитель проекта, профессор                                     Тюкавкина Н.А.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова