«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Итоговый отчет по проекту «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS»

Методика ECTS

1. Актуальность

         Происхождение кредита.    Идея использования кредитов для отражения объема преподавания во время учебного курса и как средство для сопоставления учебных планов различных вузов принадлежит американской системе высшего образования. Причиной для возникновения этой идеи послужило то, что для американской высшей школы характерно большое число учебных заведений, их широкое многообразие и переход студентов из одного вуза в другой. В связи с этим возникла необходимость в разработке нового способа учета объема преподавания во время учебного курса (во время обучения). В качестве новой учетной единицы объема преподавания был предложен кредит.

         Образование ECTS. В рамках Программы действий ЕС «Эразмус» возникла Европейская система перевода кредитов (ECTS), которая должна была создать благоприятные условий для мобильности студентов и осуществления программ студенческих обменов. Система ECTS была внедрена в практику и апробирована в рамках шестилетнего пилотного проекта в различных вузах Европы.

         Медицинское образование и пилотный проект по ECTS. Реализация пилотного проекта происходила в Европе в период с 1989г. по 1995 г. В пять предметных областей проекта вошла медицина. Это объясняется тем, что медицина считается сложной предметной областью для изучения и предполагает овладение комплексными знаниями по целому ряду дисциплин. Кроме того, медицина, в сравнении с другими предметными областями подлежит строгому регулированию в соответствии с общенациональными и университетскими нормами. Система ECTS довольно легко нашла свое применение в медицине ввиду того, что учебные программы, как правило, тщательно структурированы и четко описаны.

         В начале осуществления пилотного проекта в нем участвовали 16 медицинских высших школ или факультетов. После вхождения в ЕС новых членов и подключения к этой программе стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) общее число вузов медицинского профиля составило 28.

         Система ECTS и ее элементы. ECTS использовалась в качестве системы перевода академических кредитов по четырем основным элементам:

1. информационный пакет:

  • информация об учебном заведении, профессорско-преподавательском составе/кафедрах, об организации и структуре учебной программы;
  • информация об единицах содержания учебного курса (по каждой единице учебного курса конкретизировались содержательная часть, уровень преподавания (предпосылки, цели и задачи, список литературы для чтения), рейтинг зачетных баллов, методы преподавания и обучения, оценка знаний, система кредитов);

2. соглашение о прохождении обучения (это взаимное соглашение между партнерскими учебными заведениями и студентом со ссылкой на программу обучения для ее прохождения в полном объеме и итоговое количество кредитов ECTS, начисленных в случае успешного завершения программы);

3. использование кредитов ECTS (численное значение кредитов ECTS с распределением по отдельным единицам содержания учебного плана, курсам обучения с указанием реальной учебной нагрузки на студента, необходимой для завершения курса в полном объеме);

4. шкала оценивания знаний по системе ECTS (предназначалась для перевода оценок, соответствующих шкале одной страны, в оценки по шкале оценивания знаний в другой стране).

         ECTS и Болонский процесс. Болонский процесс ускорил преобразования системы ECTS в общеевропейскую систему кредитов. Система ECTS упоминается в принятой Декларации. На совещании в Берлине, состоявшемся в 2003 г., ECTS рассматривалось как одно из приоритетных направлений на период 2003-2005 гг. Актуальность ECTS не раз подчеркивалась в официальных докладах и других документах.

         В рамках Болонского процесса получает дальнейшее признание идея использования кредитов совместно с идентификаторами содержания /конечного результата и уровня преподавания материала.

         Текущий статус системы ECTS. Система ECTS фактически уже стала общеевропейской кредитной системой. ECTS пользуется поддержкой со стороны ЕС, Европейской ассоциации университетов (EUA) и других международных организаций.

         ECTS и учебный план. Введение в практику кредитов ECTS не предполагает какого-либо пересмотра учебного плана и не служит основанием для такого шага. Благодаря механизмам ECTS действующие единицы содержания учебного плана «переводятся» в единицы ECTS. В редких исключительных случаях процесс распределения кредитов ECTS может способствовать адекватному отражению и более равномерному распределению трудоемкости в разные годы, семестры и триместры.

         Определение понятия кредит ECTS. Кредит ECTS это доля трудоемкости конкретной дисциплины в общей трудоемкости образовательной программы за период обучения при условии, что по системе ECTS итоговая нагрузка на обучающегося в течение одного учебного года при очной форме обучения приравнивается к 60 кредитам (один семестр соответствует 30 кредитам, а триместр – 20 кредитам). Учебный год, семестр и триместр протекают в заранее оговоренные или установленные учебным планом сроки и не являются усредненными периодами.

         60 кредитов – это нагрузка типичного студента в течение одного учебного года. Количества часов работы конкретного студента которое требуется ему для достижения заданного результата является величиной индивидуальной и зависит от способностей студента, от стиля и методов обучения, ресурсов, учебного плана и т.д.

         Кредит ECTS не имеет своего прямого эквивалента выражаемого в часах, т.к. рассчитывается исходя только из аудиторной нагрузки студента.

         При этом считают, что один кредит ECTS в вузах Европы обычно соответствует 25-30 аудиторным часам, т.е. не имеет постоянного значения.

         Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредитов).

         Для получения квалификации (степени) бакалавра студент должен набрать не менее 240 кредитов (4 года обучения), для получения квалификации магистра (специалиста) – не менее 360 кредитов (6 лет обучения).

         Кредиты начисляются студенту после успешной сдачи им (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (зачета, экзамена и т.д.). Количество начисляемых кредитов не зависит от оценки.

         Зачетные единицы (кредиты) в нормативно-методической базе России.

         В методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах, приводимой в Инструктивном письме Министерства образования России от 28.11.2002 г. № 14-52-988 ин/13, было предложено считать, что

  • 1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).
  • максимальный объем учебной нагрузки в неделю составляет 54 академических часов, что соответствует 1,5 зачетным единицам.
  • расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0.5 по установленным правилам.
  • зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых работ (проектов) входят в общую трудоемкость дисциплины.
  • одна неделя практики выражается в 1,5 зачетных единицах.
  • один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).
  • трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.
  • система зачетных единиц может использоваться параллельно с действующей в настоящее время системой учета трудоемкости в академических часах.
  • число зачетных единиц в учебном плане за год не должно быть меньше 60.

ECTS в России. В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию.

         В декабре 2005 г. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) совместно с Всемирной федерацией медицинского образования (ВФМО) провело в Киеве совещание национальных координаторов Регионального стратегического партнерства ВОЗ/ВФМО по улучшению медицинского образования в Европейском регионе, на котором был обсужден ряд вопросов, в том числе Европейская система перевода и накопления кредитов.

         В апреле 2006 г. по инициативе руководства ММА им. И.М.Сеченова проведены два совещания-семинара. Совещания были посвящены, в том числе и вопросам использования европейской системы перевода и накопления кредитов в медицинском образовании.

         Несомненно, внедрение системы кредитов в российское медицинское образование необходимо и актуально.

            ECTS вскоре должна стать или уже стала общеевропейской кредитной системой. Эта система пользуется поддержкой со стороны ЕС, Европейской ассоциации университетов (EUA) и других международных организаций. В рамках Болонского процесса ECTS рассматривается как одно из приоритетных направлений на период 2003-2005 гг.

            После распада СССР сформированное образовательное пространство было утеряно. Во вновь образованных государствах высшие школы стали развиваться самостоятельно с пересмотром учебных программ, языка преподавания, профессорско-преподавательского состава и т.д. Этот факт явился причиной возникновения миграционных потоков студентов, преподавателей и администраторов в сфере образования.

         Помимо государственных высших учебных заведений на территории России и сопряженных государств были открыты коммерческие ВУЗы различного профиля. Коммерческое образование породило ряд проблем. Среди них такие, как нежелание или отсутствие возможности у студента продолжения образования в данном учебном заведении, желание приобрести второе высшее образование и т.д.

         Распад СССР и новая политика государства Россия изменили экономическое и политическое положение страны, а также менталитет подрастающего и зрелого поколения. В результате усилились миграционные потоки как внутри страны, так и за ее пределами.

         Измененный статус России позволил сформироваться потокам студентов из других стран желающих обучаться в высших медицинских заведениях нашей страны.

         Масштабы международной академической мобильности вырастают год от года, так в России в 2002/03 учебном году обучалось 61 тысяча иностранных студентов из них:

  • 33 тысячи студентов из стран СНГ;
  • 20 тысяч студентов из других регионов мира;
  • около 20 тысяч российских студентов обучаются за рубежом.

 Мнение преподавателей о возможности применения кредитов в вузах России, %

 Методика ECTS (01)

 

 

Методика ECTS (02)

1.1. Полная информация о реализации, достигнутых результатах, социально-экономическом эффекте.

  • Создана рабочая группа по реализации проекта «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS» на всех этапах.
  • Создан план реализации проекта «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS».
  • Созданы методические рекомендации по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS.
  • Созданы презентации и тесты для проведения школ-семинаров на факультетах ММА и других вузов по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS.
  • Обучен профессорско-преподавательский состав и выработана общая стратегия по внедрению кредитов ECTS.
  • Проинформирована общественность ММА и других вузов по тематике «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS».
  • Изданы «Методических рекомендаций по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS».
  • Разработана модель организации учебного процесса с использованием системы начисления кредитов ECTS по специальности «Лечебное дело.
  • Проанализирована информация и передана администрации ММА принятия решения по внедрению кредитов ECTS.

1.2. Предлагаемые меры по сохранению достигнутых результатов и дальнейшему развитию инновационного потенциала Вуза после завершения проекта.

1.3. Оценка возможности влияния результатов реализации инновационного проекта для достижения системных преобразований в Российской системе образования, а также развития приоритетных направлений науки, техники и технологии.

Внедрение системы кредитов в российское медицинское образование необходимо для:

  • Интеграции в общеевропейскую систему образования.
  • Создания единого образовательного пространства в России;
  • Полномасштабного участия Российской высшей школы в общеевропейском   образовательном пространстве;
  • Модернизации учебного процесса в вузе;
  • Перехода к матричной модели обучения в системе додипломного, послевузовского, в том числе непрерывного профессионального развития специалистов.

Особенности организации образовательного процесса в российской высшей школе:

  • Государственные образовательные стандарты;
  • Базисные учебные планы по направлениям и специальностям;
  • Курсовая и семестровая структура учебного плана;
  • Фиксированные сроки обучения;
  • Строго регламентированная последовательность изучения учебных дисциплин;
  • Обязательное посещение аудиторных занятий, составляющих значительную часть учебного времени;
  • Одинаковый статус различных дисциплин и видов занятий;
  • Ограниченный выбор студентом дисциплин и учебных курсов.

2. Краткое представление целей и задач.

Цель

  • Интеграция в общеевропейскую систему образования путем модернизации учебного процесса.

Задачи

  • Сформировать концепцию применения системы ECTS в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело».
  • Подготовить и издать методические рекомендации по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета учебной нагрузки в кредитах ECTS.
  • Разработать модель организации учебного процесса с использованием системы начисления кредитов ECTS по специальности «Лечебное дело».

3. Сотрудники академии, принимающие участие в реализации проекта.

  • Бартош Николай Олегович академик РАО, профессор кафедры анатомии человека лечебного факультета, доктор медицинских наук, проректор по учебной работе ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава.
  • Подчерняева Надежда Степановна профессор кафедры детских болезней лечебного факультета, доктор медицинских наук, декан лечебного факультета, профессор ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава
  • Козарь Марина Валерьевна доцент кафедры биологии и общей генетики, кандидат биологических наук, заместитель декана лечебного факультета, доцент ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава
  • Куприянов Иван Евгеньевич доцент кафедры анатомии человека, кандидат медицинских наук, заместитель декана лечебного факультета ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава.
  • Максимов Максим Леонидович доцент кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней лечебного факультета, кандидат медицинских наук, заместитель декана лечебного факультета, ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава

4. Этапы выполнения работ по проекту за 2006-2007 гг.

  1. Создание методических рекомендаций по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS.
  2. Разработка модели организации учебного процесса с использованием системы начисления кредитов ECTS по специальности «Лечебное дело.

5. Результаты проекта:

5.1. Что сделано на этапе становления проекта.

  • Создана рабочая группа по реализации проекта «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS».
  • Создан план реализации проекта «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS».
  • Собраны нормативные документы, методическая литература и другая литература по данной тематике.

5.2. Как проект развивался.

  • Созданы методические рекомендации по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS.
  • Опубликованы материалы проекта в открытой печати для сбора критических замечаний и отзывов, необходимых для корректировки проекта.
  • Разработана модель организации учебного процесса с использованием системы начисления кредитов ECTS по специальности «Лечебное дело».
  • Созданы презентации и тесты для проведения школ-семинаров на факультетах ММА и других вузов по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS.
  • Создание презентации для межинститутской конференции.

5.3. Какие результаты были достигнуты на каждом из этапов выполнения работ по проекту.

  • Доклад на межинститутской конференции
  • Обучение профессорско-преподавателького состава ММА и других вузов
  • Издание «Методических рекомендаций по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS» тиражом 4 000 экз.
  • Создание тестов для проведения школ-семинаров на факультетах ММА
  • Представление результатов проектов на ученом совете Лечебного факультета

5.4. Что сделано на сегодняшний день.

  • Созданы методические рекомендации по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS.
  • Опубликованы материалы проекта в открытой печати для сбора критических замечаний и отзывов, необходимых для корректировки проекта.
  • Разработаны три модели организации учебного процесса с использованием системы начисления кредитов ECTS по специальности «Лечебное дело».
  • Произведен перерасчет учебной нагрузки 1-6 курсов по специальности «Лечебное дело» в кредиты ECTS в соответствие с «Практическим руководством Всемирной организации здравоохранения и Всемирной федерации медицинского образования по начислению и использованию кредитов ECTS» по каждому учебному году и за весь период обучения в вузе.
  • Произведен перерасчет учебной нагрузки 1-6 курсов по специальности «Лечебное дело» в кредиты ECTS в соответствие с инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ по каждому учебному году и за весь период обучения в вузе.
  • Произведено округление кредитов и результаты сведены в общую сравнительную таблицу округленных кредитов по каждой дисциплине в учебном плане 1-6 курсов по специальности «Лечебное дело», рассчитанных по двум адаптированным методикам.
  • Рассчитаны диаграммы распределения кредитов ECTS по различным группам дисциплин и по двум адаптированным методикам:

Распределение кредитов ECTS между гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами по специальности «Лечебное дело» составленное по двум адаптированным методикам 

по методике ВОЗ/ВФМО

по методике Министерства образования и науки РФ

Методика ECTS (03)

 

Методика ECTS (04)

 

Распределение кредитов ECTS между естественнонаучными и математическими дисциплинами по специальности «Лечебное дело» составленное по двум адаптированным методикам 

по методике ВОЗ/ВФМО

по методике Министерства образования и науки РФ

 Методика ECTS (05)

 Методика ECTS (06)

Распределение кредитов ECTS между медико-биологическими дисциплинами по специальности «Лечебное дело» составленное по двум адаптированным методикам 

по методике ВОЗ/ВФМО

по методике Министерства образования и науки РФ

 Методика ECTS (07)

 Методика ECTS (08)

Распределение кредитов ECTS между медико-профилактическими дисциплинами по специальности «Лечебное дело» составленное по двум адаптированным методикам 

по методике ВОЗ/ВФМО

по методике Министерства образования и науки РФ

 Методика ECTS (09)

 Методика ECTS (10)

Распределение кредитов ECTS между клиническими дисциплинами по специальности «Лечебное дело» составленное по двум адаптированным методикам

по методике ВОЗ/ВФМО

по методике Министерства образования и науки РФ

 Методика ECTS (11)

 Методика ECTS (12)

Распределение кредитов ECTS между терапевтическими дисциплинами по специальности «Лечебное дело» составленное по двум адаптированным методикам

по методике ВОЗ/ВФМО

по методике Министерства образования и науки РФ

 Методика ECTS (13)

 Методика ECTS (14)

Распределение кредитов ECTS между хирургическими дисциплинами по специальности «Лечебное дело» составленное по двум адаптированным методикам

по методике ВОЗ/ВФМО

по методике Министерства образования и науки РФ

 Методика ECTS (15)

Методика ECTS (16) 

  • Проанализирована полученная информация

Сравнение сумм кредитов, рассчитанных по двум адаптированным методикам за шесть лет обучения по специальности «Лечебное дело»

 

По адаптированной методике ВОЗ/ВФМО

По методике Министерства образования и науки РФ

Число кредитов за дисциплины, экзамены, ИГА

333.0

369.0

Число кредитов за практику

27.0

27.0

Число кредитов всего

360.0

396.0

Сравнение количества часов и кредитов за шесть лет обучения по специальности «Лечебное дело» 

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

6 курс

Часы аудиторной нагрузки

1332

1332

1296

1296

1296

1368

Часы общей нагрузки

2000

2001

1948

1948

1948

2057

Кредитов всего по ВОЗ/ВФМО

60

60

60

60

60

60

Кредитов всего по Министерству образования и науки РФ

60

68

67

72

69

63.5

Сравнение количества часов и кредитов за шесть лет обучения по специальности «Лечебное дело» 

Методика ECTS (17)

  • Созданы презентации и тесты для проведения школ-семинаров на факультетах ММА и других вузов по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS.
  • Изданы «Методических рекомендаций по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS».

6. Что является наиболее важным для дальнейшего развития проекта.

  • Получите нормативно-законодательную базу.

7. Какие на сегодняшний день проблемы в развитии проекта.

  • Отсутствие четкой нормативно-законодательной базы.

8. Какие перспективы проекта на ближайший год.

  • Обучение персонала
  • Информирование общественности

9. Мероприятия, симпозиумы, конференции, семинары и прочее в которых представлена информация по проекту в 2006-2007 гг. или мероприятия, которым были посвящены данному проекту.

  • Заседание ученого совета лечебного факультета ноябрь 2006 г.
  • Семинар сотрудников деканата ФВО 2007 г.
  • Семинар сотрудников деканата стоматологического факультета 2007г.
  • Семинар заместителей деканов, методистов деканатов, старост потоков всех курсов, представителей учебного отдела и администрации ректората.
  • Интернет конференция 2007 г.
  • Итоговая межинститутская конференция лечебного факультета ноябрь 2007г.

10. Публикации по тематике проекта в 2006-2007 гг.

  • «Место ECTS (Европейской системы перевода кредитов) в современной концепции образования» Бартош Н.О., Подчерняева Н.С., Козарь М.В., Куприянов И.Е., журнал РЕД-инфо.
  • «Проблема начисления и использования кредитов ECTS в России» Бартош Н.О., Подчерняева Н.С., Козарь М.В., Куприянов И.Е.» Вестник Курского университета и сайт ММА им.И.М.Сеченова.
  • Изданы «Методические рекомендаций по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS» тиражом 4 000 экз.

Доцент кафедры биологии и общей генетики,
К.б.н., доцент ГОУ ВПО им. И.М. Сеченова                                                                     Козарь М.В. 


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова