«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
11.12.2007

Отчет по проекту «Разработка программно-методического обеспечения для врачей и провизоров на базе учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции», реализуемой в рамках инновационной образовательной программы ММА имени И.М.Сеченова

Итоговый отчет

 
по проекту   «Разработка программно-методического обеспечения  для врачей и провизоров на базе учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции» реализуемой в рамках инновационной образовательной программы Московской Медицинской Академии имени И.М.Сеченова

Актуальность данного проекта.

Образовательная программа, предложенная авторами проекта в рамках инновационной образовательной программы московской медицинской академии, является принципиально новым продуктом в системе подготовки врачей широкого профиля и провизоров чрезвычайно актуальна. В ней впервые были отражены концептуальные обоснования о необходимости создания учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции на базе которой разрабатываются и будут предложены инновационные технологии для создания уникальной коллекции различных вирусных изолятов для создания платформы по направленному синтезу и скринингу новых потенциально-активных веществ для профилактики и лечения особо-опасных вирусно-бактериальных инфекций, в том числе, передающихся половым путем. Научный потенциал лаборатории позволит вести исследования по пути создания принципиально новых генно-инженерных конструкций против ВИЧ и других инфекций. Ведение клинико-иммунологического мониторинга ВИЧ-инфекции позволит разработать новые прогностические маркеры течения ВИЧ-инфекции.

Проект по созданию учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции полностью реализован.

Результаты выполнения подготовительного этапа по созданию учебной лаборатории на пути реализации инновационной образовательной программы

  • Завершена реконструкция помещения, площадью 600 кв.м. выделенное под лабораторию.
  • Помещение Лаборатории разделено на две условные зоны.

В ней размещены

Поэтажный план и структура учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции

  • комн.№1-2 культуральные боксы
  •               3 -стерилизационная
  •               4 -предбоксник
  •                5, 5а- санпропускник
  •                6 -коридор
  •               7,9,10- ПЦР
  •               8- помещение для низкотемпературных холодильников и дивуаров с жидким азотом
  •              11-лабораторная комната
  •              12-коридор
  •              13-дистилляторная
  •              14 -санузел
  •              15-процедурная комната
  •              16,17 -служебные помещения
  •              18-кабинет завед.
  •              19-конференц-зал, учебная большая аудитория
  •              20-коридор
  •              21,22,23, 24, 25 комната для научных сотрудников, малые аудитории

 
Укомплектован штат учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции:

Заведующая лаб-1, инженер по сервису-1.Научный консультант-1-3

Научный сотрудник -6, Ассистент, хоз. Ассистент -8

Комплект оборудования, размещенный на базе учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции

Комплект оборудования для работ с культурами клеток

1        Ламинарный бокс II класса защиты (тип А2) с вертикальным потоком воздуха, Hepex система с НЕРА фильтрами (99.999%), из цельного металлического листа (нерж. сталь

2        Ламинарный бокс II класса защиты (тип А2) с вертикальным потоком воздуха, автоматическое поддержание скорости потока, Hepex система с НЕРА фильтрами (99.999%), микропроцессорный блок управления..                          

3        Комплект микроскопов для работы с культурами клеток, включая:    

  • Микроскоп инветированный с флуоресценцией, обязательно наличие моторизированных функций настройки на резкость, смены фильтров, моторизованным револьвером,
  • Микроскоп инвертированный бинокулярный с "бесконечной" оптикой, для рутинной работы с клеточными культурами, наличие в комплекте галогенового осветителя проходящего света 35 Вт, препаратоводителя со вставкой для микропланшетов, конденсора S55/0.35, столика 247х230 мм, зеленого фильтра, фильтра дневного света, бинокулярного фототубуса (окуляры 10х/18), комплекта объективов 4х, 10х, 20x, 40x. 
  • Микроскоп бинокулярный для проходящего света, штатив с управлением с правой стороны, осветитель 35Вт, бинокулярный тубус,
  • Камера цифровая к микроскопу с адаптером, оцифровка информации непосредственно в корпусе фотокамеры.                      

4        Низкотемпературный морозильник вертикальный, температурный режим -20 до -86град.С, объем 660 литров, микропроцессорный блок контроля с цифровым температурным дисплеем.

5        Лабораторный СО2-инкубатор однокамерный, объем рабочей камеры 188 литров, водяная рубашка, инфракрасный датчик СО2, 2-х модульные НЕРА-фильтры.          

6        Лабораторный СО2-инкубатор двухкамерный, объем каждой 188 литров, водяная рубашка, инфракрасный датчик СО2, 3-х модульные НЕРА-фильтры.                   

8                 Автоклав для стерилизации медицинских издедий и растворов, вертикальный, объем камеры не менее 75 литров Стерилизатор паровой настольный, объем камеры 30 литров

9        Высокоскоростная настольная центрифуга c охлаждением, температурный режим -9град.С до +40град.С, возможность хранения в памяти центрифуги не менее 90 программ, таймер до 99 часов.

10      Центрифуга настольная с охлаждением для работ с культурами клеток, температурный режим от -9град.С до +40град.С, хранение в памяти центрифуги не менее 5-и программ.

Комплект оборудования для ИФА

11      Ридер для 96-луночных микропланшетов, возможность работы в УФ-области (длина волны от 340 до 900нм). 6-позиционное колесо для фильтров (наличие не менее 5 фильтров в стартовом комплекте).

12      Автоматический промыватель для микропланшетов 8-канальный, с возможностью осуществлять до 10 циклов промывки с объемом от 25 до 300 мкл на лунку, время замачивания до 10мин.          

14      Инкубатор для микропланшетов (емкость 24-х микропланшетов) с воздушной рубашкой, температурный режим от комн.+8град.С до 60град.С.

Комплекет оборудования для ПЦР          

15      Сухой термостат, температурный режим от -5град.С (комн.-30град.С) до +99град.С, скорость нагревания не ниже 5град.С/мин, скорость охлаждения от 6град.С/мин до 1.5град.С.мин, таймер до 99 часов,                         

16      Термоциклер градиентный, температурный диапазон от 4°C до 99°C, максимальная скорость нагревания не менее 3°C/сек, в комплекте градиентных блоков на 96х0.2мл (1шт) и на 48х0.5мл (1шт).                     

17      УФ-Трансиллюминатор, размер фильтра 21см x 26см, 6 ламп по 15W, длина волны 312нм.          

18      Система гель-документации с 12-битной камерой

19      Комплект оборудования для горизонтального электрофореза, включая:     

  • камеры для гелей 10х7см и 10х10см полностью укомплектованные, с 2-мя гребенками на 16 образцов, электродами, дополнительными гребенками на 10 и 25 образцов (толщина 1.5мм) - 3шт.
  • камеры для гелей 15х7см и 10х15см полностью укомплектованные, с 2-мя гребенками на 16 образцов, электродами, дополнительными гребенками на 10 и 30 образцов (толщина 1.5мм) - 2шт.
  • источники питания (на две камеры каждый) с возможностью работы при постоянном напряжении (1-500V/1V), постоянном токе (15uA-300mA/1mA), наличие таймера до 999 мин, системы предотвращения диффузии образца в геле после завершения пробега, автоматическое сохранение и рестарт при отключении напряжении - 3шт.

Комплект общелабораторного оборудования    

20      Комплект оборудования для очистки воды, включая:       

         Дистиллятор производительностью не менее 19 литров/час, бойлер с двойной стенкой, горизонтальный конденсатор, внутреннее оловянное покрытие, возможность установки на полу или на столе, возможность монтажа на стену - 2шт.

21      Набор автоматических дозаторов переменного объема, в том числе одноканальные дозаторы на 0.5-10 мкл (5шт), 10-100 мкл (5шт), 20-200 мкл (5шт), 100-1000 мкл (5шт), 500-5000 мкл (5шт), 8-канальные дозаторы переменного объема на 0.5-10 мкл (2шт), 5-100 мкл (2шт), 30-300 мкл (2шт), электрический насос для работы с клеточными культурами (под стеклянные и пластиковые пипетки) (2шт),                  

22      Водяная баня емкостью 5 литров, с крышкой, внутренний размер 15х30х15см, цифровой дисплей. 

Все приборы инсталлированы.              

Краткое представление цели и задачи проекта

Цель

Создание диагностической лаборатории ВИЧ-инфекции.

Разработка программно-методического обеспечения для подготовки врачей и провизоров на базе данной лаборатории.

Направленный синтез и скрининг новых потенциально-активных веществ для профилактики и лечения особо-опасных вирусно-бактериальных инфекций, в том числе передающихся половым путем.

Оценка качества, эффективности и безопасности лекарственных средств данной группы

Задачи

  1. Создание культуральной лаборатории, изучающей биологические свойства вируса, (с начала инфекции до последней, терминальной стадии СПИДа), in vitro
  2. Исследование морфо - физиологических особенностей вирусов в любых биологических жидкостях человека (моча, слюна, слеза, сперма, пот, кровь, спинномозговая жидкость и др.)
  3. Создание генно-инженерных конструкций, против ВИЧ-инфекций in vitro.
  4. Культивирование инфицированных и неинфицированных клеточных линий, для изучения роли и функций иммунокомпетентных клеточных рецепторов хозяина (человека), при ВИЧ и различных вирусных инфекциях.
  5. Создание противовирусных вакцин на основе нейтрализующих антител против вируса.
  6. Создание идеально адаптированных протоколов, для исследований любых химических субстанции в качестве химиопрепарата против ВИЧ.
  7. На основе разработанной программы проводить обучение слушателей на базе Лаборатории;
  8. Разработать требования к уровню освоения содержания программы;
  9. Разработать оптимальные варианты изложения учебного материала с учетом специфики контингента обучающихся слушателей;
  10. Осуществлять скрининг новых веществ, потенциально активных в отношении особо опасных инфекций, передающихся половым путем;
  11. Проводить углубленное исследование веществ, демонстрирующих активность в отношении ряда вирусов и бактерий;
  12. Изучить современную литературу по вопросу создания микробицидов для профилактики инфекций, передающихся половым путем;
  13. Используя современные методы фармацевтической технологии  для разработки перспективных  микробицидов;
  14. Создать экспериментальные системы, позволяющие осуществлять изучение перспективных микробицидов;

Сотрудники ММА им.Сеченова,  принимавшие участие в реализации проекта

Список исполнителей:

1.       Казьмина Эма Максимовна            заведующая кафедрой фармацевтической химии и фармакогнозии факультета последипломного профессионального образования провизоров, профессор, доктор фармацевтических наук, ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава

2.       Папуашвили Марина Нодаровна        ведущий научный сотрудник отдела клеточной и молекулярной патологии НИИ молекулярной медицины, преподаватель кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии факультета последипломного профессионального образования провизоров, доктор медицинских наук, ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава

3.       Чистяков Виктор Владимирович        профессор кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии факультета последипломного профессионального образования провизоров, доктор фармацевтических наук, ГОУ ВПО ММА им.И.М.Сеченова Росздрава

4.       Федоров Иван Игоревич    доцент кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии факультета последипломного профессионального образования провизоров, кандидат фармацевтических наук, ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава

5.       Вишнякова Ирина Ильинична   ведущий методист деканата факультета последипломного профессионального образования провизоров, ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава

Результаты проекта

Деятельность лаборатории, в рамках реализации инновационной образовательной программы

В процессе разработки программно-методического обеспечения подготовки врачей и провизоров на базе учебной лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции нами используются методы: концептуальные, аналитические, логические, скрининговые и статистические

Разработанная контекстуальная компетенция в рамках инновационной образовательной программы позволило достигнуть:

  • повышения уровня понимания общей характеристики оценки риска заражения заболеваниями, передающимися половым путем (ЗППП) и ВИЧ-инфекцией
  • углубленно изучить строение вируса, пути его передачи, клинико-иммунологические аспекты, нарушение клеточного и гуморального звена иммунитета и  гематологического статуса, аутоиммунные реакции при ВИЧ-инфекции. Роль цитокинов, фактора некроза опухоли (ФНО), колоние-стимулирующего фактора (КСФ) в патогенезе при ВИЧ-инфекции
  • расширить понимание принципов консультирования пациентов перед обследованием на ВИЧ и после него
  • осмысление роли и влияния консультирования и лабораторных обследований на поведение пациентов, модели коррекции поведения
  • понимание практических аспектов консультирования пациентов по вопросам снижения риска полового поведения
  • понимание методик скрининговых тестов первого, второго уровней для выявления ВИЧ-инфекции
  • осмысление роли и значения диспансерного наблюдения ВИЧ-инфицированных пациентов, мониторинг, клиника иммунологических параметров
  • понимание значение гомеостаза, как важнейшей функции организма, и основные направления его оптимального состояния. Возможности поддержания гомеостаза
  • понимание значение иммунитета, как главного орудия в борьбе как с любым генетически чужеродным детерминантом, так и вирусными и грибково-бактериальными инфекциями. Органы, ткани, и клетки иммунной системы, морфология иммуноглобулинов (антитело- антиген взаимодействие). Роль Т и В лимфоцитов. Клеточный и гуморальный иммунитет. Главный комплекс гистосовместимости, HLA
  • понятие риска заражения ЗППП. Анализ факторов риска
  • расширение представления о современных методах направленного синтеза анти-ВИЧ лекарственных средств нуклеозидной природы, анализ причин низкой эффективности применяемой современной антиретровирусной терапии против ВИЧ-инфекции
  • освоение принципов классификации антиретровирусных препаратов (АРВП) и их аналогов

 Разработанная профилактическая компетенция в рамках инновационной образовательной программы позволило достигнуть:

  • знать все о профилактике ВИЧ-инфекции. Средства профилактики ВИЧ-инфекции. Мужские и женские презервативы, правила их хранения и использования
  • знать методы контрацепции и риск заражения ВИЧ-инфекцией. Роль гормональных контрацептивов, барьерные контрацептивы, стерилизация и предупреждение ВИЧ-инфекции. Контрацепция и профилактика ВИЧ и других инфекций – две разные задачи
  • изучить новые подходы к профилактике ВИЧ и ЗППП. Противомикробные средства, вакцины и посткоитальная профилактика. Микробициды – современные подходы к разработкам новых видов лекарственных средств для профилактики ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем
  • понимание значения профилактики заражения ВИЧ-инфекцией на рабочем месте среди медицинского и прочего персонала (профилактика после контакта, сопряженного с риском заражения ВИЧ на рабочем месте)
  • роль иммунизации в общественном здоровье, понимание необходимости проведения вакцинации по показаниям. Непревзойденная мутационная способность ВИЧ, анализ причин неудачи и неэффективности уже созданных профилактических вакцин против ВИЧ  

Аналитическая компетенция:

  • знать причины возникновения и манифестации оппортунистических инфекций при ВИЧ-инфекции; последствия осложнений, вызванных активацией некоторых микробов, грибков, простейших на фоне иммунодефицитного состояния
  • понимание роли и значения вакцинопрофилактики первого эпизода оппортунистических инфекций у ВИЧ-инфицированных взрослых и подростков. Перечень и характеристика вакцин, необходимых при вакцинации ВИЧ-инфицированных пациентов: пневмококковая вакцина, вакцины против вирусного гепатита А и Б, вируса гриппа
  • изучить особо агрессивные формы оппортунистических инфекций из разряда СПИД - индикаторных болезней: пневмоцистную пневмонию, кандидозы (в том числе, кандидоз пищевода), криптококковый менингит, токсоплазмоз
  • уметь выявлять СПИД - индикаторные болезни. Туберкулез на фоне ВИЧ-инфекции. Особо опасные формы некоторых видов туберкулеза (Mycobacterium аvium), особенности клинического течения и меры профилактики
  • понимание основных аспектов лечения туберкулеза на фоне ВИЧ-инфекции, проблемы лечения резистентных штаммов Mycobacterium tuberculosis
  • уметь диагностировать Саркому Капоши - опухоли эндотелиальных клеток у ВИЧ-инфицированных мужчин-гомосексуалистов, лимфомы (включая первичные лимфомы мозга, болезнь Ходжкина, лимфомы Беркитта и прогрессирующую многоочаговую лейкоэнцефалопатию)
  • понимание алгоритмов диагностики и симптоматического лечения ВИЧ на стадии СПИД
  • анализ влияния беременности на течение ВИЧ-инфекции; инфекции, манифестирующие на фоне беременности (вульвовагинальный кандидоз, бактериальный вагиноз, генитальный герпес, вирус паппиломы человека, цитомегаловирус, токсоплазмоз
  • владеть методами ведения детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей (диагностика ВИЧ-инфекции у новорожденных, антиретровирусная терапия для детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей)
  • знать особенности течения ВИЧ-инфекции у лиц, употребляющих наркотические вещества внутривенно (ЛУНВВ)

Разработанная юридическая компетенция в рамках инновационной образовательной программы позволило достигнуть:

  • знать федеральные законы, постановления Правительства РФ, нормативно-правовую документацию
  • знать Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52 – ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001г, 10 января, 30 июня 2003г, 22 августа 2004г.)
  • знать Федеральный закон от 22 июня 1998 г. №86 – ФЗ «о лекарственных средствах»
  • понимать основы вирусологической службы в РФ, задачи и место вирусологической службы в системе здравоохранения РФ. Организация вирусологической службы в РФ и зарубежом.
  • знать структуру и функции центров Госсанэпидемнадзора в достижении санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Коммуникационная компетенция

  • владеть методами консультирования пациентов с ВИЧ-инфекцией и ЗППП
  • знать и осуществлять причинно-следственный анализ выявления ВИЧ-инфекции
  • уметь проанализировать правовые и нормативные документы относительно взаимоотношений медицинских работников и ВИЧ-инфицированных

Разработка программно-методического обеспечения для подготовки врачей и провизоров позволила моделирование учебных планов и программ, дала возможность ориентироваться в вопросах прикладной вирусологии, понимать значение федеральных законов, законодательных аспектов общего права, в том числе и отраслевого характера.

Наиболее важное для дальнейшего развития проекта является поддержание материально-технической базы лаборатории, включающие периодическое дооснащение и дооборудование лаборатории. Разработанное программно-методическое обеспечение на базе лаборатории по диагностике ВИЧ, может быть использовано также и другими медицинскими вузами в масштабе России, без существенных финансовых затрат, через интерактивные методы обучения.

Реальные проблемы для дальнейшего развития проекта заключаются в единовременном финансировании данного проекта. Так как для ведения постоянных экспериментальных работ с выполнением полномасштабных проектов по созданию генно-инженерных конструкции, а также по разработке новых лекарственных классов, (таких как Микробициды, и лечебные вакцины), необходимы новые финансовые поддержки.

О реализации проекта в рамках инновационной образовательной программы были доложены на  16-й Международной конференции «СПИД, РАК и общественное здоровье» в Санкт - Петербурге, 28 мая 2007.

Обзорная статья « Морфофизиологические особенности ВИЧ-1, циркулирующего на территории России и стран бывшего союза. Клинико-иммунологический мониторинг ВИЧ-инфекции» опубликована в журнале ВЕСТНИК научно-исследовательского института молекулярной медицины (выпуск 7, стр.99-126)

В рамках в соответствии с Программой формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова подана заявка на издание пяти учебно-методических пособии

  • «ВИЧ-инфекция. Морфофизиологические особенности развития вируса. Современные аспекты иммунологии ВИЧ»,
  • «Цитомегаловирусная инфекция. Лечение герпесвирусных инфекций индукторами интерферонов»,
  • «Хламидийная инфекция. Лечение, современные аспекты диагностики хламидий»,
  • пособия «Вирус гепатита С. Морфофизиология, диагностика, лечение, современные аспекты иммунология ВГС»,
  • «Вирус гепатита В. Морфофизиология, диагностика, лечение, современные аспекты иммунология ВГВ»
  • « Герпес - вирусные инфекции. Морфофизиология, диагностика, лечение, современные аспекты иммунология герпес - вирусов»

 Руководитель ВТК
заведующая кафедрой фармацевтической химии
и фармакогнозии факультета последипломного
профессионального образования провизоров,
профессор, доктор фармацевтических наук,
ГОУ ВПО ММА им. Сеченова Росздрава
Э.М. Казьмина


Исходная статья: Пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова