«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
14.12.2007

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ВНЕШНИХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ВНЕШНИХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
о результативности Программы формирования инновационного образовательного пространства
Московской медицинской академии  имени И.М. Сеченова

14 декабря 2007 г.

Общие положения

Инновационная образовательная программа Московской медицинской академией была реализована в 2006 – 2007 гг.

Стратегическая цель инновационной образовательной программы (ИОП) - приведение системы медицинского и фармацевтического высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда; создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство.

Приоритетные направления программы:

  1. Совершенствование содержания и технологий образования
  2. Оценка и контроль качества образования. Формирование системы управления качеством образования
  3. Оптимизация управленческих механизмов деятельности академии
  4. Развитие информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности академии
  5. Улучшение материально-технического обеспечения инновационных образовательных, научно-производственных и научно-исследовательских проектов
  6. Совершенствование механизмов интеграции образования, клинической практики и науки.

Инновационная образовательная программа академии комплексна и предполагает развитие всех направлений деятельности вуза. Структура программы и ее содержание разработаны с учетом действующего порядка создания, утверждения и реализации целевых программ в РФ. Для формирования плана организационных мероприятий использовались методы стратегического планирования, поэтому цели, задачи, сами мероприятия, ожидаемые результаты и социально-экономические эффекты увязаны между собой.

Для управления Программой была создана Дирекция, в состав которой вошли 17 сотрудников академии. Руководитель Дирекции - проректор по учебной работе, чл.-корр. РАМН, профессор И.М. Чиж. Основными задачами Дирекции являются: анализ соответствия нормативов (целевых показателей) программы существующим условиям развития внешней среды; анализ промежуточных результатов реализации программных мероприятий и подготовка предложений по их уточнению на краткосрочную и среднесрочную перспективу; выявление проблем, возникающих в ходе реализации программы и подготовка предложений по их устранению; ежегодный анализ соответствия нормативов и достигнутых результатов при реализации программы. Подготовка прогнозов эффективности реализации программы на краткосрочную и среднесрочную перспективу; подготовка ежегодных предложений по корректировке программных мероприятий в целях достижения обозначенных стратегических целей и оптимального финансирования мероприятий программы; в случае необходимости подписывает соглашения (договоры) о намерениях подведомственных академии организаций в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников; разрабатывает и реализует сетевой план координации работ по реализации инновационной образовательной программы академии; организует размещение в электронном виде на сайте академии информации о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств.

Также были созданы шесть Рабочих групп, которые осуществляли контроль за разработкой проектов по направлениям инновационной образовательной деятельности: по разработке проектов, программ и иных документов в области высшего медицинского образования; по разработке проектов, программы и иных документов в области высшего фармацевтического образования; по разработке проектов, программы и иных документов в области высшего военного обучения; по разработке проектов, программы и иных документов в области послевузовского образования; по направлению создания виртуального музея; по направлению развития и информационного обеспечения электронной библиотеки. Основные задачи функционирования Рабочих групп – это создание технических заданий для подготовки конкурсной документации открытых конкурсов, проводимых в рамках реализации инновационной образовательной программы, а также подготовка тем и требований к проектам, выполняемым временными творческими коллективами.

С целью качественной оценки выполняемых временными творческими коллективами работ, создана Комиссия по приемке работ. Комиссию возглавляет проректор по учебной работе, профессор, д.м.н. Кавалерский Г.М. В состав Комиссии входят 5 человек. Функции Комиссии: проверка и оценка соответствия выполненных в рамках инновационной образовательной программы работ условиях договора и технического задания; контроль за соблюдением сроков выполнения работ, предусмотренных договором и календарным планом; подготовка предложений по доработке с учетом выявленных замечаний и оперативного доведения перечня недостатков в указанных работах до исполнителей; организации и проведение внешней и внутренней экспертизы выполненных в рамках реализации работ; оценка качества проекта (на основе результатов экспертизы) и необходимой документации по нему (в соответствие с договором, разработанными и утвержденными требованиями к структуре документа и его оформлению), составление и подписание актов сдачи-приемки работ, закрывающих этапы проекта.

Также создана группа по проведению первичной экспертизы документов временных творческих коллективов. Основная задача Группы – сбор, регистрация, обобщение, хранение и анализ документов временных творческих коллективов, выполняемых работы в рамках инновационной образовательной Программы.

При Дирекции создана группа по мониторингу, которая отслеживала выполнение мероприятий Программы на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях академии.

Всего за период реализации Инновационной программы было привлечено более 3 000 сотрудников академии, из них для управления программой – 48; для выполнения проектных работ по новым проектам и внедрению результатов 2006 г. - 1180; для экспертизы работ организаций-исполнителей по внешним конкурсам - 190; для участия во внедрении информационных систем, создания информационно-технологической инфраструктуры (совместно с представителями организаций-исполнителей по внешним конкурсам) – 720; для информирования студентов, ординаторов, интернов о ходе реализации инновационной образовательной программы - 380; для мониторинга эффективности реализации программы – 120.

Организация работ по реализации Программы

За весь период было проведено 65 открытых конкурсов, 20 котировок, два аукциона, заключено 34 договора. Сотрудниками академии выполнено 549 проектов.

С целью экспертизы качества выполняемых работ по Программе были созданы Комиссии по приемке работ по каждому из государственных контрактов.

Основные результаты деятельности Академии в рамках реализации Программы

По каждому из направлений достигнуты значительные результаты. Среди них можно выделить:

Инновации в содержании и технологиях образования

Создание и внедрение системы дистанционного образования. В 2006 г. создана, а в 2007 г. усовершенствована и внедрена система дистанционного образования. Разработано более 20 дистанционных курсов по различным специальностям. В 2007 г. было обучено более 400 преподавателей Академии работе с системой. На основе дистанционных технологий проведено обучение двух пилотных групп (главных врачей г. Ханты-мансийска в количестве 50 чел. и врачей общей практики (семейных врачей) из г. Тула в количестве 20 чел.).Созданная система используется для двух уровней образования: высшего и дополнительного профессионального. На уровне высшего образования существуют дистанционные курсы - элективы для студентов по основным дисциплинам медицинского и фармацевтического образования. Разработана система централизованного тестирования. В системе дополнительного профессионального образования технологии дистанционного образования задействуются в полном объеме. Процесс информирования о планируемом обучении, регистрации слушателей, сбора и подготовки документов для обучения, формирование карточки слушателя, формирования индивидуального плана и графика обучения, непосредственно прохождение обучения, контроля знаний полностью реализовано в системе.

Разработка проектов государственных образовательных стандартов третьего поколения по специальностям «Лечебное дело», «Управление сестринской деятельностью», «Фармация», « «Педагогика» по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы»; «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», по психолого-педагогическим дисциплинам программы дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы», «Нефрология», «Анастезиология-реаниматология». Также разработано научно-методическое обеспечение государственных образовательных стандартов. По данному мероприятию разработаны стандарты и переданы в Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию для экспертизы. Все стандарты разработаны в соответствии с требованиями макета ФГОС, утвержденного на Коллегии Министерства образования и науки РФ 01.02.2007 г. По ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело» проведено несколько встреч с представителями Ассоциации классических университетов (медицинских факультетов классических университетов). Разработан единый подход к обучению по специальности «Лечебное дело», выработаны компетенции выпускника, структура и содержание клинической практики, разработаны примерные образовательные программы по специальности.

Разработаны подходы к внедрению модульного принципа обучения. В том числе разработаны и тиражированы рекомендации по созданию и внедрению модульной технологии обучения в образовательный процесс по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология». Созданы рекомендации по составлению типовых учебных пособий, организованных по модульному принципу на электронных носителях, используемых в послевузовского образовании врачей, разработаны образовательные программы. На факультете дополнительного профессионального образования преподавателей разработана образовательная программа «Педагогика», организованная по модульному принципу.

Разработаны новые учебные программы элективов и совершенствованы существующие образовательные программы дисциплин в системе высшего профессионального образования. Всего в 2006 г. создано 28 новых программ, в 2007 г. – 24. Каждая из них содержит учебные и учебно-тематические планы, рабочую учебную программу; в большинстве случаев сценарии проведения занятий, систему тестовых вопросов и ситуационных задач для проведения текущего и итогового контроля знаний, методические рекомендации для преподавателей и учебно-методические пособия для обучаемых.

Разработаны проекты образовательных программ магистра фармации по комплексу физико-химических дисциплин; магистра фармации по комплексу медико-биологических дисциплин и магистра общественного здоровья. Для каждой образовательной программы подготовлены обоснования развития этих программ для системы управления здравоохранением. По образовательной программе магистра общественного здоровья разработаны учебно-методические материалы.

Разработано методическое обеспечение использования активных методов обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Таким образом, разработано более 10 комплексных подходов к использованию активных методов обучения. В том числе технология проведения периодической межкафедральной научно-практической конференции ординаторов по результатам их самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также проведение мастер-классов по экономике здравоохранения. Также на факультете дополнительного профессионального образования созданы PBL-технологии обучения преподавателей медицинских вузов; проведено пилотное обучение профессорско-преподавательского состава в количестве 10 человек.

Разработаны учебно-методические комплексы, мультимедийные атласы. Сотрудниками академии в 2006 г. созданы 13 учебно-методических комплексов, мультимедийных атласов, в 2007 году создано более 15.

Создано 58 учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и руководств для уровней высшего и дополнительного профессионального образования. В 2007 г. подготовлен тираж 28 наименований.

В 2006 г. разработано 52 образовательных программ для курсов системы дополнительного профессионального образования, востребованные на рынке образовательных услуг. Из них 16 разработано в 2006 г., 36 – в 2007 г. По аналогии с образовательными программами для системы высшего профессионального образования, данные образовательные программы включают в себя учебный и учебно-тематический планы, рабочую учебную программу, тестовые задания и ситуационные задачи для проведения текущего и итогового контроля знаний, методические материалы для слушателей курсов. Также в рамках данного направления был разработан комплекс программ сертификационных циклов и циклов тематического усовершенствования для специалистов в области клеточных технологий.

Разработан методологический подход и отдельные образовательные программы для формирования системы непрерывного профессионального развития специалистов. В рамках данного направления создано 6 траекторий, в том числе система непрерывного профессионального развития для подготовки специалистов по общественному здоровью с целью повышения их востребованности на рынке труда (высшее и послевузовское профессиональное образование); образовательная среда для подготовки специалистов в сфере обеспечения и контроля качества лекарственных средств в соответствии со стандартами международной фармакопеи и нормами надлежащей производственной практики; модель непрерывного развития специалиста по специальности «Управление сестринской деятельностью» с использованием накопительной системы зачета кредитов; модели непрерывного профессионального развития по специальности «Сестринское дело».

Инновации в области совершенствования технологий оценки и контроля качества образования

Активными темпами осуществляется внедрение системы начисления кредитов на всех факультетах академии. Наиболее успешно данный процесс организован на лечебном факультете: создана рабочая группа по реализации проекта «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS»; создан план реализации проекта «Разработка и реализация в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS»; собраны нормативные документы, методическая литература и другая литература по данной тематике; созданы методические рекомендации по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS; опубликованы материалы проекта в открытой печати для сбора критических замечаний и отзывов, необходимых для корректировки проекта; разработана модель организации учебного процесса с использованием системы начисления кредитов ECTS по специальности «Лечебное дело». Изданы методические рекомендации по разработке и реализации в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело» системы учета в кредитах ECTS» тиражом 4 000 экз.; созданы тесты для проведения школ-семинаров на факультетах ММА; разработаны три модели организации учебного процесса с использованием системы начисления кредитов ECTS по специальности «Лечебное дело»; произведен перерасчет учебной нагрузки 1-6 курсов по специальности «Лечебное дело» в кредиты ECTS в соответствие с «Практическим руководством Всемирной организации здравоохранения и Всемирной федерации медицинского образования по начислению и использованию кредитов ECTS» по каждому учебному году и за весь период обучения в вузе; произведен перерасчет учебной нагрузки 1-6 курсов по специальности «Лечебное дело» в кредиты ECTS в соответствие с инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ по каждому учебному году и за весь период обучения в вузе; произведено округление кредитов и результаты сведены в общую сравнительную таблицу округленных кредитов по каждой дисциплине в учебном плане 1-6 курсов по специальности «Лечебное дело», рассчитанных по двум адаптированным методикам; Рассчитаны диаграммы распределения кредитов ECTS по различным группам дисциплин и по двум адаптированным методикам.

Совершенствование организационно-методического обеспечения деятельности академии в условиях введения единого государственного экзамена. Разработан механизм обеспечения деятельности академии в условиях введения единого государственного экзамена, включающий в том числе и описание перехода на признание результатов ЕГЭ для различных категорий абитуриентов. Также Разработаны контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ. Разработан механизм обеспечения деятельности академии в условиях введения единого государственного экзамена, включающий, в том числе и описание перехода на признание результатов ЕГЭ для различных категорий абитуриентов. Также Разработаны контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ. Создан комплект документов, включающий описание типовой организационной структуры, Положение о Центре «Абитуриент», штатное расписание, должностные инструкции, регламенты. Также сформирована стратегия развития и политики Центра. Создано Интернет-представительство центра подготовки абитуриентов в академии. Разработаны 4 образовательных программы и их информационно-методическое обеспечение, методические пособия для абитуриентов, поступающих в ММА, методическое пособие для преподавателей. Разработана методика анкетирования, форма анкет, проведено анкетирование первокурсников академии и выпускников профильных школ. По результатам анкетирования выявлены ориентации первокурсников на получение высшего образования в контексте жизненных стратегий, определена мотивация выбора профессии врача, формирование образа «хорошего врача» в массовом сознании первокурсников, определены мотивы выбора в качестве учебного заведения Московской медицинской академии, выявлен уровень удовлетворенности выбором академии. Также определена роль профильных школ в подготовке к поступлению в академию, оценка полезности обучения в профильных школах. Разработана база тестовых вопросов для профессиональной ориентации выпускников.

Внедрение системы менеджмента качества образовательной деятельности. В 2007 г. разработаны и утверждены системы показателей и индикаторов менеджмента качества образования, разработаны модели системы качества образования в Академии в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта менеджмента качества для медицинского и фармацевтического образования; создана система менеджмента качества (СМК) образовательной деятельности Академии, согласованной с требованиями и рекомендациями международного стандарта ISO 9001:2000 для медицинского и фармацевтического образования; произведена сертификация СМК процессов образовательной деятельности и процессов, обеспечивающих их функционирование; подготовлены рекомендации по формированию СМК для вузов медицинского и фармацевтического профиля с целью последующего использования в отраслевых учебных заведениях России при разработке политики в области качества, а также для целей сертификации; проведен итоговый семинар-презентация для проректоров по учебной работе медицинских и фармацевтических вузов России по организации работ, связанных с разработкой и внедрением системы менеджмента качества образовательной деятельности на примере СМК, внедренной в ММА им.И.М.Сеченова. В академии были назначены ответственные должностные лица: представитель руководства по качеству, руководитель Службы качества, заместитель руководителя Службы качества, уполномоченные по качеству на факультетах Академии, в отделах: аспирантуры и докторантуры, клинической ординатуры и интернатуры, по организации приема студентов; учебно-организационном, организационно-аналитическом, общем отделах.

Деканами факультетов, заведующим кафедрами, уполномоченными по качеству, сотрудниками юридического отдела, Службы качества были проанализированы все разработанные документы, внесены предложения по их корректировке. Разработаны и утверждены ректором 12 приказов ректора, являющиеся нормативным основанием функционирования Службы качества и системы менеджмента качества в Академии.

Сотрудниками Академии была проведена вся необходимая организационная, информационно-методическая работа по подготовке и проведению внутреннего и сертификационного аудита системы менеджмента качества Академии. В сентябре 2007 г. академия получила сертификат соответствия качества образовательной деятельности международному стандарту ИСО 9000:2001.

В развитие утвержденной системы управления качеством образовательной деятельности Академии, формируются организационные предпосылки управления качеством на кафедральном уровне.

Разработан методический подход по внедрению бально-рейтинговой системы организации учебного процесса. Также разработана автоматизированная информационная система «Бально-рейтинговая система», которая реализована с помощью математического моделирования единого автоматизированного подхода к расчетам показателей балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов с учетом основных положений Европейской системы перезачета кредитов (ECTS) для Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в виде компьютерной программы «Автоматизированная балльно-рейтинговая система (B.R.S.)». Программа предназначена для реализации балльно-рейтинговой технологии оценки знаний и умений студентов при кредитно-модульной схеме организации учебного процесса в высшем учебном заведении, а также для контроля качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Информационная система внедрена на кафедрах лечебного, стоматологического и военного факультета.

В 2006 г. выполнено несколько проектов по разработке методики обучения студентов организации самостоятельной работы. В 2006 г.-2007 г. были организованы и проведены конкурсы на лучший совместный проект студентов и преподавателей, лучший инновационный проект студентов и преподавателей. Всего в конкурсам приняли участие более 300 участников, более 40 были награждены призами и дипломами победителей.

Оптимизация управленческих механизмов в академии

Одним из приоритетов инновационной образовательной программы академии является обновление системы управления вузом. Изменение существующей модели управления связано с необходимостью модернизации учебного процесса, институализацией и гармонизацией образования.

Разработана система корпоративного управления инновационной образовательной деятельностью. Для ее построения было проведено системно-аналитическое обследование процессов деятельности ММА (образовательной, научно-исследовательской, клинической) с целью описания существующей модели управления. Для каждой стратегической и функциональной цели разработаны количественные индикаторы, позволяющие определить степень достижения этой цели. Разработаны политики в области образовательной, научно-исследовательской, клинической деятельности. Каждая политика содержит описание основных целей в соответствующей области деятельности академии; общих принципов организации деятельности; основных задач по реализации стратегических целей, а также основных и вспомогательных процессов обеспечения реализации политики развития деятельности. В 2007 г. описаны вес процессы стратегического управления и разработаны паспорта по ключевым показателям деятельности. Разработаны и частично апробированы рекомендации по внедрению корпоративной модели управления в учебный процесс, разработана программа внедрения системы корпоративного управления в академии на среднесрочную перспективу. Разработаны пособия «корпоративное управление в академии», «стратегия развития московской медицинской академии на 2008 – 2010 гг.».

Система корпоративного управления в вузе предполагает наличие современных экономических механизмов инновационной образовательной деятельности, которые учитывают разрабатываемый подход к финансированию образовательных учреждений, тенденции перехода на нормативное финансирование, принципы модернизации высшей школы России. Академией разработан прогноз и модель оптимизации экономических механизмов инновационной образовательной деятельности ММА. Также разработаны рекомендации по обеспечению устойчивого развития ММА, которые включают проекты нормативных документов и стратегический план перехода на новые экономические механизмы инновационной образовательной деятельности академии. Особое внимание уделено созданию финансового фонда поддержки инноваций, материальному стимулированию участников инновационного процесса.

Одним из проектов автоматизации деятельности академии является создание интегрированной информационной системы управления вузом. Информационная система состоит из подсистем: «Электронный ректорат», «Электронный деканат», централизованная система тестирования; управление клинической практикой; электронный документооборот, управления проектами, поддержки принятия решений, финансовое планирование, управление персоналом, каталог выставок и конференций. Подсистема «Электронный ректорат» автоматизирует основные функции отделов, в частности, бухгалтерию, кадры, финансовое планирование и контроль и др. Подсистема «Электронный деканат» позволит полностью автоматизировать деятельность деканатов, в том числе формировать расписание занятий, учебные планы, внутривузовскую и федеральную отчетность. Подсистема поддержки принятия управленческих решений содержит сводную аналитическую, статистическую информацию, оперативные стратегические данные, позволяющие максимально быстро принять решение на уровне руководства ректората. Подсистема управления проектами автоматизирует проектную деятельность академии, формирует единые планы проведения мероприятий, реализации проектов, позволяет проводить проблемный анализ и хранить отчетные документы по проектам, координировать результаты выполнения проектов. Централизованная информационная система тестирования позволяет проводить тестирование различной степени сложности, оперативно получать статистическую информацию о тестировании, анализировать результаты тестирования, хранить «историю» тестирования по каждому обучаемому. Подсистема финансового планирования включает в себя модуль конвертации внешних и внутренних форм в федеральный реестр поставщиков, планирование и контроль исполнения смет доходов и расходов, учет средств внебюджетных финансовых источников (научных грантов, студенческих контрактов, средств по аренде помещений), итоговый контроль движения финансовых средств. Подсистема управления персоналом содержит функционал учета персонала, расчета заработной платы, подготовки основных форм отчетности, а также модуль «развитие персонала», с помощью которого происходит формирование и ведение программы развития персонала, управление повышением квалификации персонала (планирование мероприятий по обучению, контроль), аттестация персонала (подготовка данных для проведения аттестаций). Подсистема электронного документооборота включает обработку входящей и исходящей документации, подготовка отчетов для вышестоящих организаций и государственных органов подготовка приказов по основной деятельности. В 2007 г. информационная система разработана, в соответствии с приказами ректора определена пилотная зона, проведены пусконаладочные работы, осуществлено обучение пользователей, проведена опытная эксплуатация, выявлены замечания, устранены и система введена в промышленную эксплуатацию.

Еще одним проектом в сфере информатизации деятельности академии является проект по созданию мобильных решений. Создана система удаленного доступа через смс-запросы к расписанию для преподавателей и студентов. Организован Центр мобильных коммуникаций академии.

Разработан организационно-информационный механизм взаимодействия сотрудников академии. Данный механизм используется для организации внутренней среды для общения сотрудников академии, совместной работы над документами. Организационно-информационный механизм интегрирован с единым хранилищем информации, которое создано также в 2007 г.

Совершенствование управленческих механизмов инновационной образовательной деятельности, функциональные преобразования в организационной структуре - характеризуется следующими инновациями: создание Центра по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом; ситуационного центра в академии по формированию перспективной модели медицинского образования; центра маркетинговых исследований в здравоохранении; учебно-методического центра в системе высшего сестринского образования; центра дополнительного профессионального образования по изучению иностранных языков; международного центра дистанционного медицинского образования. Все создаваемые центры являются функциональными подразделениями академии и входят в формируемую в рамках реализации Программы инновационную инфраструктуру академии. Ниже представлены результаты работ по реализации проектов, связанных с совершенствованием управленческих механизмов инновационной образовательной деятельности.

  1. Центр по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом.
    Актуальность создания Центра объясняется, в первую очередь, ростом числа иностранных граждан, прибывающих на обучение в РФ, возрастанием числа выпускников российских образовательных учреждений, выезжающих за рубеж для продолжения обучения или работы. Немаловажным фактом также является обязательность реализации принципов Болонской декларации до 2012 г. В России существует централизованная система по экспертизе и признанию зарубежных дипломов. Однако ее пропускная способность на сегодня составляет не более 6000 свидетельств о признании этих документов. В рамках выполнения работ по проекту был создан Центр по признанию дипломов на факультете иностранных учащихся ММА. Функции центра: экспертиза документов, поступающих иностранных граждан, выдача свидетельств о признании дипломов, подготовка и повышение квалификации сотрудников международных служб по вопросам признания дипломов. Разработано Положение о центре, необходимая нормативно-распорядительная и методическая документация.
  2. Ситуационный центр по формированию перспективной модели медицинского образования.
    В результате выполнения работ по проекту проведен анализ существующих проблем в области развития медицинского образования в России и выявлена потребности в создании такого Центра; разработано Положение о ситуационном центре, концепция его функционирования, портфель проектов, типовое штатное расписание и программа функционирования на краткосрочную перспективу.
  3. Центр маркетинговых исследований в здравоохранении.
    В результате выполнения работ: создано Положение о деятельности данного центра; разработана организационная структура центра, концепция центра, раскрывающая содержание работы данного центра; перечень информационно-аналитического обеспечения центра. Основная задача деятельности Центра – это оптимизация процесса обучения специалистов с высшим сестринским образованием, путем выполнения конкретных маркетинговых исследований по заданиям ЛПУ, а также информационного обмена с учреждениями системы здравоохранения и иными заинтересованными организациями в области проведения маркетинговых исследований в сестринском деле; разработка и внедрение современных образовательных технологий; создание учебно-методических материалов; проведение учебных курсов, семинаров, конференций и иных просветительских мероприятий, способствующих совершенствованию подготовки и деятельности руководителей - менеджеров в сестринском деле. Также создано учебно-методическое обеспечение деятельности Центра. На базе центра маркетинговых исследований в здравоохранении организовывается систематическое обучение слушателей (студентов факультета высшего сестринского образования и специалистов с высшим сестринским образованием) технологиям маркетинговых исследований по заказам ЛПУ с целью оптимизации уровня затрат и эффективности деятельности.
  4. Учебно-методический центр в системе высшего сестринского образования.
    Разработано Положение о деятельности данного центра, организационная структура и типовое штатное расписание центра. Разработано методическое обеспечение деятельности центра, а именно учебно-методические материалы, программа проведения учебных курсов, семинаров, способствующих совершенствованию подготовки и деятельности руководителей сестринских служб, отдельных исследователей в области научных сестринских исследований, доказательной сестринской практики. На базе учебно-методического центра научных исследований в сестринском деле отрабатывается технология взаимодействия центра с различными учреждениями, заинтересованными в развитии сестринских исследований и становлении новой научной специальности, а также планируется выполнять исследования в области организации и технологий сестринской деятельности. Для осуществления планомерной деятельности Центра на ближайшую перспективу был разработан Перспективный план деятельности Центра на период 2007-2010 гг. и план работы Центра на 2007г.
  5. Центр по отработке практических навыков студентов лечебного факультета.
    Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.07г. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» «к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)». Поэтому часть средств, полученных по линии Национального проекта «Образование» в Московской медицинской академии им. И.И.Сеченова была направлена на приобретение оборудования и создание учебного центра обучения на фантомах, муляжах и тренажерах. 
    При создании Учебного центра были определены три задачи его деятельности.
    Первая - формирование практических профессиональных навыков у студентов на муляжах (фантомах) и тренажерах в соответствии с утвержденными планами и программами специальностей высшего профессионального образования, реализуемыми академией.
    Вторая - оптимизация и контроль качества процесса формирования и совершенствования практических профессиональных навыков студентов.
    Третья - изучение и внедрение передового опыта работы кафедр академии и других медицинских вузов по повышению качества обучения практическим профессиональным навыкам студентов. 
    Под руководством проректоров Николаева А.П. и Бартоша Н.О., декана лечебного факультета Подчерняевой Н.С. заведующие кафедрами, осуществляющие обучение по клиническим дисциплинам специальности «Лечебное дело» (общей хирургии, факультетской хирургии № 1 и № 2; пропедевтике внутренних болезней, клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней, факультетской терапии № 1 и № 2, акушерства и гинекологии № 1 и № 2, анестезиологии и реаниматологии) составили перечень и определили количество фантомов муляжей и тренажеров, необходимых для обучения студентов, согласовав их с ГОС ВПО специальности «Лечебное дело», рабочими программами дисциплин и количеством обучающихся студентов. Был проведен анализ учебных программ специальности «Лечебное дело» по профильным клиническим дисциплинам: общей хирургии и хирургическим болезням с принципами оказания первой медицинской помощи, пропедевтике и внутренним болезням, акушерству и гинекологии, реанимации и неотложной терапии. Также было проанализировано имеющееся в продаже отечественное и зарубежное медицинское и учебное оборудование (медицинской мебели, в том числе, функциональных кроватей, медицинских кушеток, шкафов, медицинских столов для размещения тренажеров). Для обеспечения наглядности в обучении были рассмотрены варианты установки демонстрационного оборудования (DVD-плейеров, жидкокристаллических видеопанелей, персонального компьютера и мультимедийного проектора). После этого составлен перечень необходимого специального медицинского и учебного оборудования для оснащения Учебного центра и разработан план его размещения в учебных комнатах. Такой центр создан в 2006 г. Под руководством проректора Рязанцева И.И. к 01 июня 2007 г. была завершена реконструкция и капитальный ремонт этого помещения. Было приобретено на средства Национального проекта «Образование» оборудование в соответствии с утвержденным перечнем и установлено в выделенном помещении в количестве более 130 наименований различных фантомов (для обучения студентов приемам оказания неотложной помощи, акушерства и гинекологии, ухода за пациентом, действиям при травмах различной степени сложности, стоматологии). Фантом для отработки навыков студентов лечебного факультета – это имитатор различных частей пациентов.
    На последнем этапе были созданы методические пособия. Для формирования каждого практического умения, определенного программой, составлены методические рекомендации с общей структурой, в которых давались (1) определения, цель и сущность выполняемого действия, (2) материальное оснащение и (3) последовательность операций в выполнении действия – алгоритм действия с объяснениями. Разработка программ велась заведующими кафедр (В.К.Гостищев, В.Т.Ивашкин, А.И.Ищенко, А.Н.Стрижаков, А.Д.Макацария, Н.М.Федоровский, В.Г.Кукес, Н.А.Мухин, В.А.Сулимов, А.Ф.Черноусов, А.М.Шулутко) и заведующими учебными частями кафедр (С.С.Фруктов, В.И.Лещенко, Л.С.Александров, Т.Ф.Тимохина, О.С.Аляутдина, Е.Ю.Халикова, А.И.Абросимов, М.В.Лебедева, Н.С.Морозова, Г.Х.Мусаев, В.И.Семиков). Результатом этой работы явился пакет модульных программ выработки практических умений по дисциплинам «Общий уход за больными», «Общая хирургия», «Пропедевтика внутренних болезней», «Факультетская терапия», «Факультетская хирургия», «Акушерство и гинекология», «Реанимация и интенсивная терапия». С сентября 2007 года в Учебном центре проводятся по расписанию занятия со студентами 2-6 курсов специальностей «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело» лечебного, медико-профилактического и факультета военного обучения. Занятия проводятся преподавателями 11 кафедр по 7 дисциплинам.
  6. Фантомный класс для студентов стоматологического факультета.
    Проблемы практического здравоохранения во многом связаны с проблемами стоматологического образования. Следует отметить, что проблемы стоматологического образования существуют и во многих зарубежных странах. Однако, если в России основной проблемой стоматологического образования является отсутствие или крайне слабое развитие материальной базы профильных кафедр, то проблемы стоматологического образования Европы связаны с необходимостью гармонизации начального стоматологического образования и признания стоматологических степеней во всех странах Европейского сообщества, что и стало одной из тем Директив Европейского Экономического Сообщества, принятых еще в 1978 году. Говоря о проблемах стоматологического образования России необходимо подчеркнуть: все вопросы гармонизации и установления соответствия имеют второстепенное значение, так как основным вопросом стоматологического образования является наличие фантомных классов и клинических баз. Без решения этого вопроса невозможно приблизить отечественное образование к мировому, для которого существование отлично оснащенных клинических баз было и остается  нормой. 
    В 2006 – 2007 гг. в академии создан Универсальный фантомный модуль, состоящий из следующих комплектующих элементов: Базовая фантомная установка; Аппаратное обеспечение для эндодонтического лечения; Аппаратное обеспечение для профессиональной гигиены; Оральная камера, соединенная с локальной сетью. Универсальный фантомный модуль  предназначен для студентов III, IV и V курсов, СНО и необходим для отработки использования аппаратов и дополнительных методов лечения заболеваний зубов и полости рта, применяемых в клинике современной стоматологии. Универсальный фантомный модуль предполагает наличие локальной сети, возможность получения по локальной сети задания на монитор, выполнение задания и отправка его с помощью оральной камеры на пульт преподавателя, получение на монитор критических замечаний по локальной сети.
  7. Комплекс «Виртуальная операционная».
    Виртуальная операционная состоит из четырех составляющих: цифровой операционный зал, оснащенный видеокамерами, мониторами и др. устройствами отображения медицинской информации; биопсийной лабораторией; две учебные аудитории с установленными мультимедийными проекторами, экранами, средствами связи с операционной и лабораторией. Для оснащения комплекса закуплено 20 комплектов различного оборудования (камеры, экраны, медицинские мониторы, программное обеспечение, мультимедийные проекторы, цифровой микроскоп, радиомикрофоны, акустические системы для операционной и патологоморфической лаборатории, цифровой комплекс для учебной аудитории). В патоморфологической лаборатории установлен цифровой комплекс DiViSy DOR D для проведения гистологической и цитологической диагностики. К данному комплексу подключены видеокамера для показа изображения патоморфолога, видеокамера для показа макропрепарата, микроскоп Nikon E-200 с видеокамерой и акустическая система. В учебной аудитории установлен цифровой комплекс  DiViSy DOR Personal, проектор, роботизированный экран и акустическая система. В серверном помещении академии установлен серверный комплект  DiViSy DOR VS. 
    В процессе проведения операции в патоморфологическую лабораторию и учебную аудиторию транслируется два видеопотока: от видеокамеры операционного поля и от видеокамеры общего вида операционной, дуплексный аудио поток для речевого обмена между хирургами, патоморфологами и студентами в учебной аудитории. 
    За время работы виртуальной операционной в 2007 г. в ней обучалось более 30 групп студентов (примерно 300 человек) лечебного факультета и факультета военного обучения.
  8. Учебно-производственная аптека.
    Учебно-производственная аптека состоит из торгового зала, аналитического отдела, производственного отдела, учебной аудитории. В такой аптеке студенты будут обучаться не только правильным образом размещать товар, общаться с клиентами, но и производить некоторые лекарственные средства, проводить исследования лекарственных средств. Для оснащения такой аптеки было закуплено боле 140 наименований различного оборудования.
    Цели проекта: подготовить предложения по формированию практических умений и навыков у обучаемых, апробировать предложения на базе учебно-производственной аптеки, используя активные формы обучения ("деловые игры" и зачет по практическим умениям и навыкам на всех этапах обучения, включая Государственную Аттестацию).
    Задачи: провести работу по формированию учебной базы аптеки НИИ фармации и изучить возможность использования аптеки для проведения фрагментов занятий обучающего характера, деловых игр, контрольных работ, учебной и производственной практики, занятий интернов;  подготовить методологию и теоретическую основу организации и проведения деловых игр; подготовить документы (учетно-отчетного характера) для контроля практических умений и навыков студентов и интернов.
    На базе учебно-производственной аптеки проводится обучение со студентами с использованием активных форм обучения, таких как деловые игры.
  9. Учебно-научная лаборатория по диагностике ВИЧ-инфекции.
    Культуральная лаборатория используется в качестве уникальной (единственной в России) учебной лаборатории, где студенты будут исследовать морфо-физиологические особенности вирусов в любых биологических жидкостях человека, на постоянной основе будут принимать участие в создании идеально адаптированных протоколов для исследований любых химических субстанций в качестве химиопрепарата против ВИЧ. Лаборатория по диагностике ВИЧ-инфекции состоит из ПЦР-блока, учебной аудитории, трех комнат для инфицированных и чистых клеточных линий, аудитории с компьютерной техникой для проведения исследований. Для данной лаборатории полностью закуплено оборудование – всего более 30 наименований различного оборудования. В данной лаборатории решаются следующие задачи: изучение биологических свойств вируса, (с начала инфекции до последней, терминальной стадии СПИДа), in vitro; исследование морфо - физиологических особенностей вирусов в любых биологических жидкостях человека (моча, слюна, слеза, сперма, пот, кровь, спинномозговая жидкость и др.); создание генно-инженерных конструкций, против ВИЧ-инфекций in vitro; культивирование инфицированных и неинфицированных клеточных линий, для изучения роли и функций иммунокомпетентных клеточных рецепторов хозяина (человека), при ВИЧ и различных вирусных инфекциях; создание противовирусных вакцин на основе нейтрализующих антител против вируса; создание идеально адаптированных протоколов, для исследований любых химических субстанции в качестве химиопрепарата против ВИЧ. На основе разработанной программы в лаборатории проводится  обучение слушателей.
  10. GMP-центр для повышения квалификации специалистов в области клеточных технологий.
    В целях закупки лабораторного оборудования для создания GMP-центра для повышения квалификации специалистов в области клеточных технологий был организован и проведен отдельный конкурс. В 2006 г. была осуществлена поставка и размещение первой партии оборудования для оснащения нескольких рабочих мест специалистов, работающих в банке клеток (всего 18 наименований оборудования). В 2007 г. осуществлена поставка и монтаж еще 30 позиций оборудования и мебели для окончательного оснащения центра. Концепция создания GMP-центра базируется на поэтапной поставке оборудования и одновременной организации обучения на устанавливаемых рабочих местах. В 2007 г. проведено обучение по всем вышеперечисленным программам и обучено более 50 человек.
  11. Учебно-методический центр по реабилитации кожи методами и средствами, применяемыми в косметологии.
    Педагогический процесс осуществляется на базе авторитетных медицинских учреждений косметологического профиля. Отличительной чертой этих учреждений является высокая квалификация медицинского персонала, широкий спектр услуг и наличие современной лечебной и диагностической аппаратуры (косметологическая лечебница «Институт Красоты», «Институт иммунологии и аллергологии», лаборатория по изучению репаративных процессов в коже Института Молекулярной медицины ММА им. И.М.Сеченова, группа компаний «Антамед» и ряд других медико-реабилитационных центров г. Москвы). Обучение проводят квалифицированные специалисты, создающие учебно-методическую базу, которая позволит на основании внедрения результатов научно-исследовательской деятельности сотрудников Центра, изучения современных медицинских технологий, утвержденных Росздравнадзором, и хрестоматийных методов лечения и коррекции косметических недостатков внешнего облика разработать и внедрить унифицированную систему подготовки кадров, удовлетворяющую потребностям специалистов, осуществляющих медицинскую деятельность по реабилитации кожи в рамках такого вида медицинской деятельности как косметология.

 

В академии создана информационно-технологическая инфраструктура, включающая волоконно-оптические и локальные сети в зданиях академии, единое хранилище данных, центр обработки данных, интегрированный с Федеральным центром информационных образовательных ресурсов, создание парка современных компьютерных классов, мобильных рабочих мест преподавателей и студентов; автоматизированных рабочих мест администраторов, преподавателей, организация точек wi-fi доступа к информационным образовательным ресурсам; создание единой системы мониторинга материально-технического обеспечения информационно-технологической инфраструктуры академии.

Для студентов в музее истории медицины создан центр самоподготовки. Этот центр представляет собой компьютерный класс с выходом в Интернет и во внутреннее образовательное пространство академии. Все компьютеры имеют доступ к информационным образовательным ресурсам, разрабатываемым преподавателями академии, на них установлены разнообразные базы данных, электронные энциклопедии, виртуальные коллекции музеев кафедр и пр.

 

Масштабирование опыта Академии

Информационное сопровождение Программы осуществлялось в 2006 – 2007 гг. по нескольким направлениям:

  • размещение информации на официальном портале Московской медицинской академии;
  • размещение информации в СМИ и на телевидении;
  • организация и проведение публичных информационных мероприятий, отражающих ход реализации Программы;
  • издание специализированных материалов, содержащих описание инновационной образовательной программы и отражающих ход ее реализации;
  • участие в мероприятиях, организуемых Национальным фондом подготовки кадров, Федеральным агентством по образованию, Министерством образования и науки, др. организациями;
  • систематическое информирование сотрудников и обучаемых академии о достигнутых результатах реализации инновационной образовательной программе;
  • создание учебно-информационных фильмов
  • проведение мониторинга успешности реализации инновационной образовательной программы (на основе мнений сотрудников академии).

1. Размещение информации в СМИ и на телевидении.
Начиная с июля 2006 г. по декабрь 2006 г. подготовлено более 40 публикаций в различных изданиях (газетах, журналах, электронных версиях журналов). Опубликовано 41 статья. «Медицинский информационный республиканский центр» подготовил сюжет о ходе реализации инновационной образовательной программы в академии, который был показан на общественно-педагогическом форуме «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии» 22 ноября 2006 года в Государственном Кремлевском дворце. Сотрудниками академии в рамках реализации Программы создан информационно-учебный фильм «Инновационные технологии в медицинском образовании». Основная цель создания фильма – осветить создаваемые в академии инновации; информировать общественность о первых результатах реализации Программы, планах дальнейшего выполнения мероприятий Программы. В 2007 г. опубликовано более 60 статей, интервью с ректором, с руководителями дирекции по реализации ИОП, обзоров, статистических данных были размещены в различных изданиях - общественно-политических, специализированных медицинских и образовательных, в сети Интернет, на сайтах информационных агентств.

2. Организация и проведение публичных информационных мероприятий, отражающих ход реализации Программы.
В период с июля 2006 г. по декабрь 2006 г. сотрудниками академии были проведены: обучающий семинар по использованию модульного принципа при создании образовательных программ (11.10.2006); пять мастер-классов по развитию инновационного потенциала профессорско-преподавательского состава академии (20.10.2006, 14.11.2006, 23.11.2006, 30.11.2006, 06.12.2006); организация и проведение первой в Московской медицинской академии интерактивной конференции «Стратегия развития медицинского образования в России» (30.11.2006); научно-методическая конференция сотрудников академии «Инновационная образовательная программа ММА им. И.М. Сеченова: от качественного медицинского образования к эффективному здравоохранению» (12.12.2006); Ученый совет академии (01.09.2006г.) в ходе которого были освещены приоритетные проекты инновационной образовательной программы и планы по ее реализации; ученый совет академии (22.12.2006 г.), посвященный подведению итогов реализации инновационной образовательной программы в 2006 г. Московская медицинская академия выступила организаторами следующих мероприятий: стратегические игры со студентами, направленные на совершенствование ресурсного обеспечение учебного процесса и корректировку тактики развития образовательной деятельности академии (15 февраля 2007 г., 09, 14, 15 ноября 2007 г.), два раза в месяц на ректорате организации – исполнители по открытым конкурсам проводили презентацию промежуточных результатов проектов; Первая московская конференция «Актуальные вопросы стоматологии: учителя и ученики» (27 марта 2007 г.); совещание совместно с Всемирной организацией здравоохранения по проблемам использования клинических баз для подготовки студентов (29 – 30 мая 2007 г.), Интернет-конференция «Качество медицинского образования в России – на уровень современных требований!» (30 мая 2007 г.); Ученый совет академии, посвященный завершающему этапу Инновационной образовательной программы (03 сентября 2007 г.); Центральный методический совет академии, посвященный организации и функционированию службы качества (11 сентября 2007 г.); конференция семинар «Качество современного медицинского образования (26 сентября 2007 г.); научно-практическая конференция «Развитие системы социального партнерства в медицинском вузе (на примере факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава)» (26 сентября 2007 г.), обучающие семинары для руководителей и медицинских сестер служб милосердия Московского городского отделения Общероссийской Общественной организации «Российский Красный Крест» «Использование методики «Легкий уход» для оценки состояния пожилых людей» (25 – 27 сентября 2007 г.), симпозиум с привлечением международным экспертов по вопросам изучения прав пациентов (18 октября 2007 г.); Интернет-конференция по масштабированию опыта и обмена мнениями о подходах организации самостоятельной работы студентов (7 июля 2007 г.); информационные семинары о деятельности центра по защите интеллектуальной собственности в здравоохранении и образовании (28 августа 2007, 30 августа 2007 г.); Интернет – конференция «Московская медицинская академия – системообразующий нового поколения» (25 октября 2007 г.); обучающий семинар «Инновационные образовательные технологии в медицинском и фармацевтическом образовании»; Круглый стол «Инновационная образовательная программа Московской медицинской академии и качество медицинского образования» (23 октября 2007 г.); интернет-конференция «Модернизация высшего медицинского образования: модульная система обучения и ECTS» (15 ноября 2007 г.); Круглый стол «Эффективное управление вузом: информационные и организационные аспекты» (20 ноября 2007 г.); Интернет-конференция «Непрерывное профессиональное развитие специалистов медицинских и фармацевтических вузов» (23 ноября 2007 г.); Интернет-конференция ФГОС нового поколения по направлению «Здравоохранении» (30 ноября 2007 г.); серия научно-практических конференция по специальностям «Лечебное дело» (21 ноября 2007 г.), «Стоматология» (22 ноября 2007 г.), «Медико-профилактическое дело» (27 ноября 2007 г.), «Сестринское дело» (22 ноября 2007 г.), «Фармация» (10 декабря 2007 г.), «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (6 декабря 2007 г.), «Преподаватель высшей школы» (7 декабря 2007 г.); информационный семинар «Система дистанционного образования в Московской медицинской академии» (17 октября 2007 г.); конференция «Роль инновационных программ в повышении качества медицинского и фармацевтического образования. Опыт Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова» (23 ноября 2007 г.); Конкурс перспективных научных работ молодых ученых (март - май 2007 г., сентябрь декабрь 2007 г.); Конкурс совместных научно-исследовательских работ преподавателей и обучаемых (август – октябрь 2007 г.); Интерактивная конференция «Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова – Настоящее и Будущее!» (28 ноября 2007 г.), итоговая конференция по реализации Инновационной образовательной программы (11 декабря 2007 г.), Итоговый Ученый совет (14 декабря 2007 г.). В Приложение 1 представлены отчеты по конференциям.

3. Издание специализированных материалов, содержащих описание инновационной образовательной программы и отражающих ход ее реализации.
Подготовлены специальный выпуск журнала «Российский медицинский форум», спецвыпуск газеты «Медицинская академия», книга «Гармонизация высшего медицинского образования России. Настоящее и будущее» (под редакцией М.А. Пальцева).

4. Участие в мероприятиях, организуемых Национальным фондом подготовки кадров, Федеральным агентством по образованию, Министерством образования и науки, др. организациями.
В период с июля по декабрь 2006 г. сотрудники академии принимали участие в шести семинарах, конференциях и двух выставках: установочный семинар для победителей конкурсного отбора вузов, внедряющих инновационные образовательные программы (01 – 02.06 2006); рабочий семинар для ответственных исполнителей групп реализации проектов 17 инновационных вузов (25 – 26.08.2006); конференция «Информационные технологии в развитии инновационного потенциала вуза» (13.09.2006); рабочее совещание межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при президенте Российской Федерации по реализации инновационных образовательных проектов и демографической политики (20.09.2006); заседание межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при президенте Российской Федерации по реализации инновационных образовательных проектов и демографической политики (26.09.2006); выставка инновационных вузов в рамках общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии» (22.11.2006); выставка и научно-практическая конференция «Инновационные образовательные программы: опыт реализации и поддержки» для вузов Центрального Федерального округа в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (7 – 8.12.2006). В 2007 г. Московская медицинская академия участвовала в международном Конгрессе-выставке «Образование без границ» (26 – 28 марта 2007г.); единой экспозиции Приоритетного национального проекта «Образование (ПНПО) в части высшей школы (вузы, внедряющие инновационные образовательные программы, и федеральные университеты) в рамках Экономического форума (8-10 июня 2007 г., г. Санкт-Петербург); совещание в Федеральном агентстве по образованию (10 сентября 2007 г.), конгресс «Российский медицинский форум» (17 – 19 октября 2007 г.). На всех семинарах и конференция с докладами выступали руководитель Дирекции по управлению Программой, руководитель Комиссии по приемке работ, на заседании в Министерстве образования и науки РФ, Федеральном агентстве по образованию - ректор академии.

5. Видео фильмы по реализации основных проектов в рамках Инновационной образовательной программы.
В рамках проекта в 2006 году был создан отчетный (итоговый) видео-фильм, в 2007 г. закончено создание 12 новых учебных видео-фильмов об отдельных наиболее значимых инновационных проектах - «Виртуальная операционная», «Виртуальный музей», «Центр совершенствования практических навыков», «Электронная библиотека», «Лаборатория по диагностике ВИЧ-инфекций» и т.д. Так же практически закончено создание итогового видеофильма о работе Академии в рамках ИОП по 2006- 2007 году. Видео фильмы позволили дополнительно широко информировать общественность об инновационных преобразованиях в Академии в рамках ИОП. В течение всего года видео-фильмы использовались на презентациях, во время отчетных мероприятий, на выставках, конференциях и т.д.

6. Проведение итоговых отчетных мероприятий по Инновационной образовательной программе.
Интерактивная конференция «Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова – Настоящее и Будущее!» (28 ноября 2007 г.), итоговая конференция по реализации Инновационной образовательной программы (11 декабря 2007 г.), Итоговый Ученый совет (14 декабря 2007 г.).

7. Систематическое информирование сотрудников и обучаемых академии о достигнутых результатах реализации инновационной образовательной программе.
Для проведения информирования сотрудников и обучаемых академии в августе был разработан и утвержден план мероприятий, назначены ответственные на факультетах, кафедрах академии. В том числе разработан механизм информирования преподавателей и обучающихся о ходе реализации инновационной образовательной программы. Начиная с 01.09.2006 г. ежемесячно на ученых советах факультета с докладами о ходе реализации инновационной образовательной программы в академии выступали деканы факультетов. Основные освещаемые темы: проекты, реализуемые в рамках Программы, план проектов Программы от факультета; итоги текущего контроля за реализацией проектов на факультете; справочная информация о достижениях Программы в академии. Также ежемесячно преподаватели кафедр и факультетов на лекционных занятиях проводят информирование студентов о реализации инновационной образовательной программы, создаваемых инновациях и перспективах их внедрения в учебный процесс. Через студенческую газету «Факультет» профком студентов организовал информирование о Программе. Также организована и проведена встреча студенческого актива с представителями Дирекции по управлению Программой с целью привлечения студентов к реализации мероприятий Программы. Организована «Горячая линия» для ответов студентам на интересующие их вопросы по реализации инновационной образовательной программы. Ответственным за качество информирования о ходе реализации Программы является отдел воспитательной работы академии. Ежемесячно представители отдела готовят информационно-справочные материалы для деканов и преподавателей (с использованием которых происходит информирование) и в конце каждого месяца предоставляют сводные отчеты об информировании преподавателей и студентов.
В апреле 2007 года проведена встреча студенческого актива (профбюро студентов, профорги, старосты групп и другие) с руководящим составом Академии, сотрудниками, входящими в состав Дирекции по управлению инновационной образовательной программой. Встреча способствовала повышению эффективности информирования студентов по вопросам инновационной образовательной программы, создала возможность для привлечения студенческого актива к информационной работе.
Продолжено информирование студентов преподавательским составом об инновационной образовательной программе. В среднем ежемесячно информировалось более 6500 студентов. Материалы для информирования размещались в Интернет.
С использованием Интернет проведены интерактивные опросы в марте, апреле и сентябре- ноябре 2007 года, в которых приняли участие 440 человек. Еженедельно осуществлялся мониторинг данных опросов. Опросы показали заинтересованность их участников в получении информации и в реализации инновационных технологий, разрабатываемых в рамках инновационной образовательной программы Академии. Данные опроса, проведенного в марте 2007 года, приведены на диаграмме № 2. В апреле-мае проведены анкетирования с целью определения уровня информированности сотрудников и обучающихся по вопросам реализации инновационной образовательной программы, качества предоставляемых Академией образовательных услуг и другим.Всего в указанных анкетированиях приняли участие свыше 2000 студентов и 400 преподавателей вуза. Результаты анкетирований использовались в интересах совершенствования практической деятельности.Данная форма изучения общественного мнения использовалась в 2007 году еще неоднократно. Так в октябре-ноябре проведено анкетирование студентов 2-6 курсов обучения, всего более 500 человек.В практику информационной работы вошло проведение интерактивных конференций с использованием инновационных технологий.В мае 2007 года проведена интерактивная конференция для студентов и преподавательского состава: «Качество медицинского образования в России – на уровень современных требований!».В ноябре 2007 года проведена интерактивная конференция преподавателей и студентов: «Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова – Настоящее и Будущее». В ходе конференций проводились презентации отдельных выполненных в Академии в рамках инновационной образовательной программы проектов, таких как: «Виртуальная операционная», «Виртуальный музей», «Электронная библиотека», «Универсальный фантомный модуль», «Учебно-производственная аптека», «Центр самостоятельной подготовки студентов», «Центр для отработки практических навыков студентов» и другие.Во всех проведенных конференциях принимали участие представители средств массовой информации, которые в последующем размещали публикации о состоявшихся мероприятиях в СМИ.

Общая оценка деятельности Академии по реализации Программы в 2006 – 2007 гг.

На основании представленного отчета о результатах реализации Инновационной образовательной программы в 2006 – 2007 гг., доклада руководителя Дирекции по управлению Программой, дискуссии членов Ученого совета академии и др. сопроводительных документов, Экспертный совет отмечает следующее:

  1. Представленная Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии и отчет о ходе ее реализации содержат все необходимые материалы, по которым возможно оценить динамику реализации инновационной программы.
  2. Анализ представленных документов и доклад руководителя Дирекции по управлению Программой показал, что полученные по итогам реализации Программы в 2006 – 2007 гг. показатели результативности превышают нормативные.
  3. Абсолютное большинство мероприятий, реализованных в рамках Инновационной образовательной программы имеют системный эффект и ориентированы на повышение качества медицинского образования в России, а полученные результаты уже на сегодняшний день активно масштабируются в регионы.
  4. Дальнейшее развитие инновационной образовательной программы позволит достичь ряд социальных и экономических эффектов. Среди таких эффектов можно выделить: повышение уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических работников, формирование новой модели выпускника медицинского образовательного учреждения, мобильной и адаптивной под потребности рынка труда; увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи; увеличение доступности и качества первичной медицинской помощи, повышение доступности и качества высшего медицинского образования, формирование инновационной модели непрерывного профессионального развития специалистов, формирование информационной культуры современного врача, увеличение объемов трудоустройства выпускников, дополнительное увеличение заработной платы за счет оптимизации кадрового состава и сокращения рутинных действий в профессиональной деятельности в области «здравоохранение».
  5. Инновационная образовательная программа академии предполагает модернизацию всех уровней образования в соответствии с современными требованиями государства и населения. Все результаты Программы направлены на формирование в вузе конкурентоспособной образовательной среды, что является приоритетом для развития образования.
  6. На уровне отдельно взятого вуза успешно построена модель интеграции образования, науки и клинической практики, что позволяет более активно развивать новые медицинские технологии, внедрять в практику здравоохранения.
  7. Результатом Инновационной образовательной программы служит качественное преобразование учебно-методического, научного, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса, позволяющее производить инновационные образовательные продукты и применять новые технологии в учебном и исследовательском процессах.

Предложения и рекомендации Экспертного совета

  1. Экспертный совет оценивает результаты реализации Инновационной образовательной программы положительно.
  2. Экспертный совет рекомендует руководству академии продолжить работы по развитию Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии в 2008 г.
  3. Экспертный совет рекомендует продолжить работы масштабированию опыта академии в регионы, в медицинские и фармацевтические вузы России путем проведения Интернет-конференций, симпозиумов, форумов, мастер-классов

 

Председатель Экспертного совета

Заместитель министра здравоохранения и социального развития

 ______________ Р.А. Хальфин 

Члены Экспертного совета

Министр здравоохранения Правительства Московской области

 _____________ В.Ю. Семенов

 

Вице-президент Российской академии образования, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор

 _______________Д.И. Фельдштейн

 

Член Президиума РАН, академик-секретарь Отделения биологических наук РАН, академик

________________ А.И. Григорьев

 

Директор Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, академик

________________ Т.Б. Дмитриева

 

Руководитель научной группы ЗАО «Миракс-Фарма»

_________________ В.И. Киселев

 

Главный врач Городской клинической больницы № 72

________________ В.М. Заборский 

 

Главный врач ГКБ № 23 им. «Медсантруд», доктор медицинских наук, профессор

_____________ В.И. Хрупкин 

 

Главный врач городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ

_____________ О.В. Рутковский 

 

Директор РНЦХ им. академика Б.В. Петровского РАМН, академик РАМН

____________ Б.А. Константинов 

 

Директор Лечебно-реабилитационного Центра, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор

 _________________ К.В. Лядов 

 

Генеральный директор Фарм-синтез

 _______________ О.М. Михайлов 

 

Генеральный директор Российской ассоциации аптечных сетей

 _________________ Д.Л. Коников 

 

Исполнительный директор Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов

 ________________ А.Б. Зудин

 

Генеральный директор ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)

_____________В.А. Дмитриев

 

Заместитель директора Российского научного центра хирургии, академик РАМН, профессор, д.м.н.

 _____________В.А. Сандриков

 

 


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова