«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Качество лежит на наших плечах 11.03.2008

Качество лежит на наших плечах

В результате выигрывают все. Студенты могут быть уверены, что получают качественное образование и застрахованы от преподавательских ошибок; родители знают, что не выбрасывают деньги на ветер, выкладывая ежегодно немалую сумму за то, чтоб их ребенок стал хорошим врачом, а работодатели могут не сомневаться в уровне подготовки специалистов, которых принимают в стены своих учреждений.

Теперь за уровнем образования тщательно следят работники недавно введенной СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. И такими работниками являются все сотрудники, студенты и слушатели ММА имени И.М. Сеченова. В общем, в конечном итоге, должны выиграть все.

Зачем нам лист несоответствия?

Сегодня на выбор абитуриента в разных странах представлено множество учебных заведений. Как правило, большинство хочет учиться в лучших вузах. Для того, чтобы быть таковым, вузу необходимо отвечать определенным требованиям качества. За этим стоит его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. ММА - одна из ведущих высших медицинских школ мира, образовательные программы которой соответствуют современным требованиям. Однако без контроля за качеством образования даже этой программе было бы сложно доверять. В связи с этим и внедрена Система менеджмента качества (СМК). В июле 2007 года представителями Международной аудиторской компании «Moody International» был проведен аудит СМК академии, по результатам которого выдан Сертификат соответствия требованиям международного стандарта СМК ISO 9001 - 2000.

Глобальными целями СМК являются обеспечение гарантированного качества образования, непрерывное его повышение, постоянный контроль за ним и соответствие международным стандартам. Система не вводится один раз и навсегда. Вполне определенные цели ставят на конкретный период времени, по мере осуществления которых формулируют новые. Таким образом, это подталкивает весь процесс образования к постоянному росту.

СМК прописывает технологии того, как должен протекать каждый этап образовательной деятельности. Таким образом происходит стандартизация и обеспечивается ее «прозрачность». С определенной периодичностью проводятся аудиты.

На каждую кафедру приходит аудиторская группа, которая состоит из 2-3 компетентных в этом деле людей и 2-3 человека с другой кафедры или другого факультета. Они задают вопросы сотрудникам, наблюдают за тем, как проходят занятия, анализируют документацию. В руках у них так называемый check list, в котором прописаны обязательные пункты, и в случае, если аудиторы заметят погрешности в выполнении этих пунктов, кафедре выставляют «лист несоответствия».

В июне этого года таких «несоответствий» оказалось шесть - и академия не получила сертификата соответствия международным требованиям к СМК. В связи с этим была проведена колоссальная работа по устранению несоответствий, и уже в июле по результатам очередного аудита был выдан международный сертификат.

Проконтролировать течение образовательного процесса могут не только «специально обученные аудиторы», но и любой из участников этого процесса - будь то родители, которые заплатили за обучение своего чада, работодатели, которые в дальнейшем будут тесно взаимодействовать с выпускниками академии, или же сотрудники ММА. В случае обнаружения нарушений об этом можно сообщить в Службу качества академии. В ответ на это будет организован внеочередной аудит по уже известной схеме.

В нашей академии за качество отвечают: представитель руководства по качеству - проректор П.Ф. Литвицкий, руководитель Службы качества - профессор Н.Н Потекаев и его заместитель доцент Г.В. Кала-бухова, а также уполномоченные по качеству в основных структурных подразделениях (факультеты, отделы, кафедры). Мы их представим в следующем номере.

Немилосердные сестры

Важный экзамен минувшей летней сессии для студентов одной из групп факультета ВСО закончился неприятно. Почти все они получили удовлетворительную оценку, один -оценку «хорошо» и трое были отправлены на пересдачу. «Сестры» возмутились и, не мудрствуя лукаво, сразу же написали жалобу на имя представителя руководства академии по качеству проректора П.Ф. Литвицко-го - не может быть, чтобы более 90% студентов знали материал лишь на слабую троечку. Ситуация была незамедлительно рассмотрена на предмет соответствия качеству образовательного процесса и технологии проведения экзамена. Как оказалось, студенты были правы, взывая к справедливости, потому как БРС на кафедре была реализована неразумно - отсюда и такие абсурдные оценки. Результат: каждый получил по заслугам! Конечно, соотношение пятерок, четверок и троек получилось совсем другим -почти все остались довольны, особенно большинство студентов.

В случае если у студента есть обоснованные претензии к тому, как его учат, он смело может обратиться за разъяснением ситуации к завучу (он является уполномоченным по качеству на каждой кафедре), в деканат или к проректору. Ответственные лица, в свою очередь, рассмотрят все вопросы и, если необходимо, примут меры, как это произошло на факультете ВСО.

Наша академия - первая и единственная в России среди медицинских вузов, получившая Сертификат соответствия требованиям международного стандарта СМК. Теперь перед нами стоит сложная задача оправдать доверие, высказанное международным сообществом, и систематически подтверждать почетный статус лидера. С этой целью сейчас ведется напряженная и серьезная работа. Самое главное, к чему стремится наше руководство, это повысить качество профессиональной подготовки специалистов, что является одним из важнейших условий гармоничного развития личности.

Мы обратились к представителю руководства академии по качеству - проректору П.Ф. ЛИТВИЦКОМУ:

- Оправдывает ли преподавательский состав полученный международный сертификат?

- Международный стандарт СМК составлен по типу заповедей Ветхого Завета. Он ничего не изобретает, а лишь прописывает, как должно быть по здравому разумению. Выполнять требования системы - дело каждого отдельного преподавателя, это лежит на его совести.

Большая часть наших педагогов соответствует стандарту. Меньшая часть еще не вполне готова к этому в силу своей консервативности. Нужно отметить, что преподаватели охотно идут на нововведения. Во время первого аудита, по результатам которого нам отказали в сертификации, почти 200 человек без принуждения забрали заявления об отпуске и активно занялись работой по внедрению компонентов СМК на родных кафедрах. Это говорит о высокой готовности преподавателей к эффективной работе по повышению качества образования в академии.

- Система введена в действие весной прошлого года. Какие результаты?

- По итогам государственной аттестации среди выпускников в прошлом учебном году было существенно больше студентов, которые получили медаль «Преуспевшему». Удивительно и радостно было то, что из них четверо - вьетнамские девушки. Также стоит отметить, что разумно упорядочивается документация, технология образовательного процесса; повышается уровень преподавания, в том числе и потому, что каждый педагог знает - в любую минуту его могут проверить, что грозит наказанием. Мы поставили перед собой вполне конкретные
цели, некоторые из которых уже достигнуты. Значит, в качестве есть сдвиги и хорошие результаты, которые со временем будут нарастать.

Продолжение следует...


Исходная статья: "Медицинская академия" №5