«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.03.2008

Инновации вне закона

Будет ли разделено минобрнауки? Какие законы надо принять, чтобы снять барьеры на пути инноваций? Можно еще спасти отраслевую науку? Об этом корреспондент "РГ" беседует с председателем Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, академиком Валерием Черешневым.

Российская газета | Вы однажды сказали, что, может быть, имеет смысл разделить мин обрнауки на два министерства. Каковы аргументы для такого шага? Кстати, прежний думский комитет назывался "по науке и образованию", а сейчас "образование" ушло...

Валерий Черешнев | О разделении минобрнауки сейчас говорят многие, но я бы не стал делать скоропалительных выводов. У нас немало любителей реформировать. Прежде чем предлагать очередные преобразования, надо проанализировать ситуацию в сфере госуправления, а также с учетом прогноза социально-экономического развития страны определить в нем место науки и образования. Без такой аналитики мы получим реформы ради реформ.

И конечно, образование от нас не "ушло". Скорее наоборот. Ведь чтобы повысить эффективность и науки, и образования, необходима их интеграция. Говоря образно, они повязаны одной цепью. Но здесь пока множество "белых пятен". Поэтому нам предстоит очень согласованная работа с Комитетом по образованию.

Вообще, само название нашего комитета точно отражает приоритеты нынешнего курса развития страны по формуле четырех "И" - Институты, Инфраструктура, Инновации, Инвестиции.

РГ | С инновациями складывается странная ситуация. Руководство страны заявило, что мы переходим к инновационной экономике. С другой стороны, руководитель Межведомственной группы по инновационному законодательству при администрации президента Екатерина Попова не раз заявляла, что главное препятствие на пути инноваций - они сами. Нет четкого определения, что это такое. Разъясните, в чем дело?

Черешнев | Согласен, что ситуация не совсем понятная. Сейчас говорят, что мы будем строить инновационную экономику, но до сих пор не принят закон об инновациях. Надо разобраться, почему все предшествующие законопроекты по инновациям правительством отвергались. К примеру, предыдущей Думой была внесена поправка Оксаны Дмитриевой, академика Алферова и других депутатов по толкованию термина "инновационный", но она была возвращена правительством.

Почему? Пока мы не можем понять, что не устраивает правительство. Якобы формулировки не отвечают определенным критериям. В общем, мы привлекли юристов, чтобы они ответили, почему все попытки принять закон об инновациях начиная с 2000 года неудачны.

РГ | Инновации, а во времена СССР это называлось внедрением, всегда были слабым звеном нашей экономики. Что же сейчас надо сделать прежде всего, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки? Продолжение


Исходная статья: "Российская газета"