«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
08.12.2007

Методика организации и проведения «учебного научного форума» как формы научно-педагогической деятельности в рамках инновационной образовательной программы «магистр общественного здоровья»

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет управления здравоохранением

 

Косаговская И. И., руководитель ВТК, доцент кафедры общественного здравоохранения факультета управления здравоохранением ММА им.И.М.Сеченова

 

         Методика организации и проведения «учебного научного форума» разработана и апробирована в рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова»

         Актуальность проблемы обучения современным навыкам научно-практической деятельности определяется с одной стороны, лавинообразно растущим потоком новой информации в области общественного здоровья, который необходимо критически осмысливать и адекватно использовать в своей практике специалистам, с другой стороны, в условиях ухудшения состояния здоровья населения России и ограничения ресурсов здравоохранения существует острая потребность в новом поколении современных высококвалифицированных специалистов, умеющих выявлять и эффективно решать проблемы улучшения здоровья нации, требующих строгого научного обоснования при принятии управленческих решений и выработки политики в области охраны здоровья населения и умеющих не только активно отстаивать свою точку зрения, но и организовать и возглавить деятельность в этом направлении.

Научно-исследовательская работа (НИР) - важный компонент подготовки магистра общественного здоровья. НИР включает такие формы, как курсовые работы, научно-исследовательские проекты, научно-исследовательская практика, научные семинары, магистерская диссертация (выпускная работа), подготовка научных публикаций, участие в конференциях, поиск и анализ научной литературы.

         В рамках двухгодичной клинической ординатуры (магистерской программы по общественному здоровью) мы разработали систему так называемого «учебного научного форума» как нового педагогического подхода к формированию самостоятельных практических и критических навыков в области организации и проведения научного исследования, способствующая соединению науки, практики и преподавания и соответствующая международным стандартам и требованиям Болонской декларации.

Проведение «учебного научного форума» представляет собой систему научно-практических сессий (дискуссий, семинаров, конференций), позволяющих постепенно поэтапно осваивать принципы организации и проведения научно-практического исследования и навыков критического анализа литературных данных.

         Целями «учебного научного форума» являются формирование навыков организации и ведения научно-практической дискуссии, навыков критического анализа научной литературы и обучения слушателя подготовке и презентации проекта собственного научно-практического исследования и его результатов.

         По окончании обучения слушатель будет знать основы: построения научного выступления; создания презентаций; публичного выступления; критического анализа организации НИР и ее результатов; организации и проведения научных дискуссий.

         Кроме того, слушатель сможет: разработать (подготовить) аннотацию (заявку) своего исследования и презентовать ее; презентовать результаты собственного исследования; планировать, организовывать и вести научно-практическую дискуссию, конструктивно в ней участвовать; отстаивать собственную точку зрения на обсуждаемую проблему НИР; аргументировано критиковать предлагаемые проблемы (результаты) НИР.

         Обучение этим навыкам ориентировано на их применение в любой сфере профессиональной деятельности слушателя: в научно-исследовательской работе; в повседневной практической работе; при чтении и критическом анализе публикаций на профессиональные темы.

При разработке «учебного научного форума» мы ориентировались на современные стратегические направления развития педагогики высшей школы и инновационных технологий обучения, которыми являются:

  • Интенсификация обучения
  • Проблемный подход к обучению
  • Развитие коллективных форм учебной деятельности
  • Активизация обучения

Под интенсификацией обучения понимается передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности. Повышение темпов и качества обучения может быть достигнуто путем совершенствования либо содержания учебного материала, либо методов обучения.

         Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:

  • широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
  • выработки у преподавателя соответствующих навыков организации и управления коллективной учебной деятельностью студентов;
  • применения различных форм и элементов проблемного обучения;
  • совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
  • индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
  • стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
  • знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
  • применения современных интерактивных методов обучения и новых информационных технологий.

         Для достижения главной дидактической цели преподаватель, занимающийся проблемным обучением, должен уметь планировать проблему, управлять процессом поисков и подвести учащихся к ее разрешению.

         Это требует не только знания теории проблемного обучения, но и овладения его технологией, специфическими приемами проблемного метода, умения перестроить традиционные формы работы.

Проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация => проблемная задача => модель поисков решения => решение.

Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через НИР, при выполнении которой обучающийся проходит все этапы формирования творческого профессионально ориентированного мышления.

Среди современных интерактивных методов обучения в послевузовской профессиональной подготовке специалистов мы используем: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), презентации, деловые и ролевые игры.

         В ходе проекта разработаны и апробированы следующие формы организации и проведения «научного форума»:

  1. Интенсивный тренинг по основам доказательной медицины и профессиональной научной коммуникации специалистов в области общественного здоровья (" Дискуссионный журнальный клуб");
  2. Проектная мастерская по информационно-аналитической работе по актуальной проблеме общественного здоровья с использованием      компьютерных технологий («Коллоквиум по общественному здоровью»);
  3. Групповая (учебная) дискуссия по итогам выполнения проблемно-ориентированных заданий с использованием профессионально-ориентированных коммуникативных технологий («Форум по общественному здоровью»);
  4. Проектная мастерская по решению актуальной проблемы в области общественного здоровья как основа моделирования процесса формирования основных параметров будущей магистерской работы («Форум научных проектов»);

Формы проведения «научного форума» разрабатывались в зависимости от этапа преподавания НИР. Изучение базового теоретического модуля по НИР заканчивается интенсивным тренингом по основам доказательной медицины («журнальным клубом»).

Модули по общественному здоровью завершаются «проектной мастерской по информационно-аналитической работе по актуальной проблеме общественного здоровья».

Итоги летней производственной практики подводятся на групповой учебной дискуссия по итогам выполнения      проблемно-ориентированных заданий. Вводный курс в выпускную работу подготавливает к проведению «проектной мастерской». И завершающим этапом является выполнение и защита выпускной (магистерской) работы.

         Для каждой формы «научного форума» разработана методика, включающая: цель занятия, задачи занятия, необходимый уровень знаний, задание для самостоятельной работы, план занятия, структура презентации (выступления), задачи выступающего, задачи слушателей, задачи преподавателя,

         «Дискуссионный журнальный клуб» рассматривается как заключительный этап в преподавании слушателям базового теоретического модуля, включающего:

  • Современные подходы к организации и проведению научно-практического исследования
  • Основы статистического анализа
  • Основы эпидемиологического анализа
  • Концепция доказательной медицины
  • Компьютерные программы статистической обработки данных
  • Медицинские ресурсы Интернета

Как показывает наш опыт преподавания как среди ординаторов, так и среди слушателей различных курсов последипломного профессионального образования, одной из серьезных проблем является осмысление обучаемыми необходимости и актуальности получаемых знаний и умений в области доказательной медицины для их профессиональной деятельности. Кроме того, большие трудности возникают и при попытке самостоятельного применения этих знаний и умений в реальной практике.

В связи с этим целью «дискуссионного журнального клуба» является закрепление и практическое применение знаний, навыков и умений, полученных в ходе изучения указанных модулей на примере анализа научной публикации по проблемам эпидемиологии и общественного здоровья.

         В рамках «дискуссионного журнального клуба» слушатели получают навыки,

с одной стороны, критического анализа научной литературы, а с другой – профессиональной научной коммуникации, организации и ведения научно-практической дискуссии.

         В задачи тренинга входит на примере конкретной научной публикации оценить

  • выбранный дизайн научного исследования, методы сбора данных, алгоритм анализа;
  • анализ технологии приведенного исследования;
  • оценка полученных результатов;
  • возможность практического применения полученных результатов.

         При этом каждый слушатель выступает и в роли докладчика, и в роли эксперта.

         Главная идея «дискуссионного журнального клуба» – уметь отстаивать свою точку зрения на основании самостоятельно проведенного критического анализа научной публикации, уметь организовать и вести научную дискуссию, а также уметь аргументировано критиковать мнение и точку зрения своих коллег.

Статья должна быть представлена в полнотекстовом варианте и структурирована в соответствии со стандартными требованиями с выделением разделов «Резюме (реферат)», «Введение», «Материалы и методы» (или «Методика исследования»), «Результаты», «Обсуждение», «Выводы». В ходе подготовки к заседанию клуба слушатель должен ответить на конкретный перечень вопросов по каждому разделу, позволяющих составить суждение о качестве представленного в статье конкретного исследования, который выдается ему заранее и по которым он готовит презентацию.

Возможно осуществление поиска статьи в отечественных и зарубежных периодических изданиях и в сети Интернет, однако должны быть известны выходные данные публикации (название периодического издания, год, номер выпуска, страницы).

         На заседании журнального клуба слушатель приносит статью и несколько ее копий для ознакомления с ней других участников клуба и выступает с критическим анализом ее по предложенной схеме.

Занятие начинается с введения, в котором преподаватель напоминает цели и задачи клуба, структуру выступлений, критерии оценки выполненной работы, определяет порядок выступлений.

         Каждый участник дискуссии оценивает предложенный слушателем анализ статьи и высказывает свои критические замечания (по актуальности выбранной проблемы, методике и организации проведенного исследования и представления его результатов).

         Преподаватель подводит итог обсуждению статьи и оценивает выступление каждого и его участие в дискуссии.

Задачи выступающего:

  • кратко охарактеризовать публикацию (цель исследования, задачи исследования, способ построения исследования, основные результаты, выводы авторов);
  • выявить ошибки в построении и проведении исследования, которые могли повлиять на результат;
  • предложить возможные способы компенсации ошибок;
  • оценить убедительность (обоснованность) выводов авторов публикации, их практическую значимость;
  • продемонстрировать навыки публичного выступления

 Задачи «экспертов»-слушателей:

  • оценить правильность проведенного анализа;
  • оценить качество презентации и навыки публичного выступления;
  • дополнить критический анализ исследования;
  • оценить предложенные способы компенсации ошибок;
  • дополнить предложенные способы компенсации ошибок;
  • дать общую оценку проведенной работы.

Задачи преподавателя:

  • проводить предварительные консультации по подбору, анализу публикации и подготовке презентации;
  • управлять научно-практической дискуссией на тренинге в соответствии с поставленными целью и задачами;
  • обобщать дискуссию по каждому выступлению и в целом по группе;
  • оценить проведенный анализ публикации, презентации, работу экспертов-ординаторов и участие в дискуссии каждого слушателя.

Продолжительность презентации 15 мин. После выступления в течение 20-25 мин проводится дискуссия. В ходе дискуссии вначале слушатели задают вопросы выступающему, потом высказывают замечания и дополнения. По завершении дискуссии преподаватель подводит итог, и проводится оценка выступления и дискуссии - 15 мин.  В течение 6-часового занятия обсуждается 4 публикации.

Интегральная оценка выступающего проводится по следующим параметрам:

  1. Умение сформулировать проблемы и задачи своей аналитической концепции, наметить пути их решения (0- 10 баллов).
  2. Профессиональная эрудиция, компетентность (0- 10 баллов).
  3. Способность к творчеству, импровизации (0- 10 баллов).
  4. Неординарность и глубина профессионального мышления (0 - 10 баллов).
  5. Владение приемами ораторского искусства (яркость, образность, аргументированность, убедительность, умение привлечь внимание аудитории) (0 - 10 баллов).

Оценка участия в дискуссии представляет наибольшие сложности. Физическое присутствие слушателя в аудитории представляется минимальной мерой участия в дискуссии. Простое присутствие на всех занятиях обеспечивает ему положительное минимальное значение оценки за компонентом «активность в обсуждении».

         Оценивание реальной активности участников в обсуждении может осуществляться двумя способами. Первый предполагает подсчет активных проявлений участников и их фиксирование на специальном бланке, а          второй ориентирован на оценку содержания выступлений отдельных участников с помощью матрицы оценки, в которой по горизонтали приводится список группы, а по вертикали показатели, по которым ведется оценивание: «Активность», «Презентация», «Оригинальные идеи», «Конструктивность мышления», «Убедительность аргументов» и т.п. Такой подход позволяет максимально технологизировать процесс оценивания, добиться большей объективности, использовать его в управлении дискуссией.

Таким образом, на заседании «журнального клуба» слушатель проверяет свое умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, что представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста.

Подготовка «журнального клуба» занимает довольно много времени, требует мобилизации интеллектуальных ресурсов преподавателя, серьезного творческого переосмысления огромных массивов информации. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

Повышение эффективности деятельности преподавателя в рамках «учебного научного клуба» связано с воплощением ряда специальных принципов:

  • Принцип партнерства, сотрудничества с учащимися, базирующийся на признании учеников партнерами в процессе обучающей деятельности, на коллективном обсуждении ситуаций, взаимодействии.
  • Принцип смещения роли преподавателя с трансляции и "разжевывания знаний" к организации процесса их добывания. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного "держателя" научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.

Использование преподавателями активных методов в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Наибольшая эффективность проблемного подхода, как мы еще раз хотим подчеркнуть, реализуется через научно-исследовательскую работу (НИР), при выполнении которой обучающийся проходит все этапы формирования творческого профессионально ориентированного мышления и которая является обязательной частью учебно-воспитательной работы по каждой дисциплине. В связи с этим, разработанные и апробированные нами инновационные педагогические подходы и формы в рамках «учебного научного форума» могут быть применены в преподавании и по другим дисциплинам.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова