«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Можно учить и дистанционно 05.12.2007

Можно учить и дистанционно

В настоящее время широко обсуждаются вопросы внедрения дистанционного обучения на различных уровнях образования. Наверное, больше всего вопросов вызывает дистанцонное обучение специалистов в области медицины. Как это отразится на качестве подготовки? Давайте попробуем разобраться.

Что такое дистанционное обучение?

Более ста лет назад ряд европейских университетов начали проводить обучение по переписке. Студент по почте получал учебники и задания. Затем начиналась переписка, в ходе которой студент консультировался, задавал преподавателю вопросы и получал ответы на них. Позже почту заменили другие каналы связи: телефон, телеграф, факсимильная связь, а в дополнение к учебникам стали использоваться аудиозаписи и видеофильмы.

В наше время наиболее удобными являются цифровые носители: для связи преподавателя и обучающегося используются компьютерные сети, а для предоставления учебно-методических материалов - файлы, размещенные в компьютерных сетях и на носителях, таких, ик компакт-диски и DVD.

Таким образом, можно резюмировать, что дистанционное обучение - это аналог традиционного обучения (т.е. двунаправленного взаимодействия обучающегося и обучающего), при котором контакт между участниками учебного процесса опосредован икими-либо каналами связи.

Что ошибочно называют дистанционным обучением?

Например, электронное обучение (СВТ, computer-based training) построено главным образом на взаимодействии обучающегося с обучающей программой, установленной у него на компьютере или размещенной в компьютерной сети. Совершенно очевидно, что электронное обучение является самостоятельным термином, поскольку, в отличие от дистанционного, не предполагает регулярного общения обучающегося с преподавателем.

При заочном обучении обучающийся большую часть времени готовится самостоятельно, без возможности проконсультироваться с преподавателем, а преподаватель может консультировать студента и контролировать учебный процесс только во время сессий.

Электронные библиотеки и медиатеки (хранилища мультимедийной информации: звуковых, графических, видеофайлов), безусловно, являются мощным подспорьем при любом обучении, и не только дистанционном. Но это лишь информационная база, которая может поддерживать учебный процесс, поскольку такое понятие, как «преподаватель», вообще не применимо к электронной библиотеке.

Как использовать дистанционные образовательные технологии в подготовке врачей?
Давайте рассмотрим, к примеру, систему повышения квалификации врачей. Согласно нормативам, врач должен не реже, чем один раз в пять лет, повышать свою квалификацию. Для этого он проходит курс в учебном заведении (либо сам приезжает туда, либо преподаватели выезжают для обучения группы врачей). После этого ему продлевается сертификат (своеобразные «Водительские права»), который дает право заниматься лечебной работой следующие пять лет.

В этой системе есть некоторые слабые места, которые могут быть исправлены внедрением дистанционного обучения.

Во-первых, это «запаздывание знаний». Всем известно, насколько часто появляются новые заболевания (вероятно, любой помнит, ик молниеносно возникли и распространились так называемые «птичий грипп» и «атипичная пневмония»), разрабатываются новые препараты и методы лечения. Очевидно, что никто бы не хотел идти на прием к врачу, знания которого пять лет не обновлялись. Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации врачей позволит практикующему специалисту учиться на рабочем месте, сделать обучение непрерывным.

Во-вторых, это нерациональное использование времени. В России насчитывается поряди 620 000 врачей. Если принять, что каждый из них повышает квалификацию раз в пять лет и курс обучения длится один месяц, то получается, что в данный момент около 10 000 врачей оторваны от работы для учебы. А ведь это практически население небольшого города! Дистанционное обучение позволит меньше отрывать от работы врачей, поскольку часть обучения будет проходить на рабочем месте.

В-третьих, это большая затратность. Либо врач уезжает для обучения и приходится нести расходы по оплате транспорта, проживания, либо группа преподавателей прибывает для обучения группы врачей и несет те же виды расходов. Дистанционное обучение позволяет значительно сократить продолжительность командировок и минимизировать расходы по этим статьям.

Как мы видим, дистанционное обучение позволяет поддерживать знания врачей актуальными (а это значит, растет ичество медицинской помощи), а также снизить затратность системы повышения квалификации.

Проблемы, которые предстоит решить

Противники внедрения дистанционного обучения в медицине часто приводят следующий тезис а возможно ли дистанционно научить человеи что-то «делать руками»? Ведь профессия врача во многом состоит в выполнении различного рода операций и манипуляций.
В ответ на это можно привести пример: это летчики. Прежде, чем сесть за штурвал самолета, они проходят большой курс теоретической подготовки, отрабатывают свои действия на тренажерах и симуляторах. Естественно, обучение врача практическим навыим требует традиционного очного контакта, но вся теоретическая подго-тови и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Для того чтобы правильно распределить время обучения на дистанционную и традиционную «фазы», необходима тщательная переработка учебного плана.

Дефицит специалистов

В настоящее время очень остро ощущается дефицит преподавателей, которые могли бы разрабатывать дистанционные курсы для врачей и проводить по ним обучение. Нетрудно представить, что для этого нужна специальная подготови не только по техническим вопросам, но и по методическим: например, разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной.

Разумеется, коллективами медицинских вузов принимаются меры для того, чтобы преодолеть вознии-ющие трудности. Например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова ведется активная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Пересматриваются учебные планы, разрабатываются дистанционные курсы. Кафедрой семейной медицины факультета последипломного профессионального образования врачей разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании», призванный помочь в подготовке преподавателей для дистанционного обучения.

Будем надеяться, что уже в ближайшее время мы сможем сказать, что дистанционные образовательные технологии успешно внедрены в учебный процесс многих медицинских учебных заведений.


Исходная статья: «Медицинская академия»