«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
05.12.2007

Стандарты, которые мы выбираем

На фармацевтическом факультете ММА разработан проект нового Государственного образовательного стандарта по специальности «Фармация».

Первый Государственный образовательный стандарт по специальности «Фармация» был разработан в 2000 году. Однако за прошедший период на фармацевтическом рынке произошли значительные перемены, потребовавшие поиска новых подходов к подготовке специалистов. Фактически ликвидирована централизованная система обеспечения лекарствами (аптечная служба), возник свободный рынок лекарств, изменен статус химико-фармацевтической промышленности и центров исследований по разработке новых лекарственных средств (ЛС). Также наблюдается явная тенденция к смещению акцента в профессиональной деятельности с исследований и разработки ЛС на пациента.
Расширение сферы фармацевтической деятельности вынуждает совершенствовать высшее фармацевтическое образование. Прежде всего возникла необходимость интеграции отечественного фармобразова-ния в европейское, создания системы непрерывного образования, развития послевузовской специализации.

При разработке на факультете Государственного образовательного стандарта были проанализированы учебные планы ряда фармацевтических учебных заведений стран Европы.

Стало ясно, что сохраняются большие отличия. Например, на преподавание аналитической химии в Германии отводится 46% всего времени, в Англии - 26%; биологических дисциплин в Нидерландах - 12%, во Франции - 25%; клиническая фармакология занимает 30% времени во Франции и лишь 10% в Германии. При этом в странах Европы в учебных планах отсутствуют такие предметы, как физическое воспитание, иностранный язык, философия, военная подготовка. Нет как отдельной дисциплины «Организации экономики фармации», хотя изучаются экономика и управление. В Дании все студенты защищают дипломные работы, причем, одну работу могут защищать два студента. Их тематика дается аптеками и промышленностью, и они же курируют их и финансируют.

В России к выполнению дипломных работ допускаются студенты, имеющие только отличные и хорошие оценки. Причем, защищаются около 35% выпускников.

По квалификации додипломного образования в странах ЕЭС соблюдается традиционная для каждой из них номенклатура: от «аптекарь» (Германия, Швеция) до «зарегистрированный фармацевтический химик» (Великобритания, Ирландия). В Финляндии, как и в России, специалист с высшим фармацевтическим образованием - «провизор». Однако чаще всего в странах Европы в номенклатуре специалистов с высшим образованием преобладает термин «фармацевт».

Каково соотношение существующей в России системы додипломного высшего фармацевтического образования с европейской? Сегодня у нас подготовка специалистов-провизоров осуществляется по пятилетней программе при очной форме обучения и в рамках годичной послевузовской подготовки (интернатуры). Сходные требования существуют и в странах Европы. По срокам обучения большинство европейских государств следует рекомендациям EAFP, принятым директивой ЕС 85/432. EAFP рекомендует не менее чем 5-летнюю программу университетского обучения и практическую подготовку в течение 6 месяцев в аптечном учреждении: 5 лет обучения - Германия, Бельгия, Швеция; 4 года на основе двухлетнего базового университетского образования -Англия; 6 лет - Франция, Голландия.

Анализ показал, что по содержанию нам наиболее соответствуют учебные планы университетов Марбурга и Бонна. Это связано с тем, что российская школа традиционно близка к германской, в которой превалируют химические дисциплины.

При разработке проекта Государственного образовательного стандарта по специальности «Фармация» была поставлена задача максимально приблизить учебный план к европейским образовательным программам. Вместе с тем, общее количество часов осталось без изменений, согласно ГОС - 8802 часа. Прежде всего сокращению подвергся блок гуманитарных дисциплин - до 702 часов (было 1758). В частности, в элективы переведены физическое воспитание, иностранный язык, сокращено обучение по философии. Педагогика перенесена на постдипломное обучение, психология - на 8-й семестр.

За счет этого удалось значительно расширить другие образовательные блоки: блок естественно-научных и математических дисциплин -до 2079 часов (было 1962), медико-биологических - до 1188 часов (было 881), профессиональных - до 4347 часов (было 3909).

Болонским процессом предусматривается также и введение системы зачетных единиц - кредитов. «ыЕмкость» всех видов учебной работы в учебных планах будет установлена в зачетных единицах: 1 зачетная единица составляет 36 академических часов. В новом учебном плане содержится 300 кредитов.

В учебный план введены новые формы и методы обучения, а также новые дисциплины и циклы: фармацевтическая экология (фармацевтическая химия с курсом токсикологической химии); фармацевтическая биоэтика (на ифедре ОЭФ); деловые игры, тесты и ситуационные задачи на этапах обучения и контроля, и не только на профильных кафедрах.

 

Введены также новые курсы: патобиохимия, иммунология, заболевания, фармацевтическая информация; элективные курсы: материалы для преподавания на иностранных языках, гомеопатия, косметология (кафедра технологии лекарственных форм). В курс биотехнологии введены разделы: «геномика», «протеомии», «тар-гентный скрининг лекарств». Сокращено количество экзаменов (с 28 до 24) и зачетов (с 27 до 19).

Проводится обучение инструментальным методам: газожидкостная хромотография, высокоэффективная жидкостная хромотография, ИК-спектроскопия, ЯМР, а также изучается твердофазная экстракция.

В рамках образовательного проекта созданы электронные учебники и библиотека, пока единственная в вузе.

По окончании обучения выпускники обычно проходят итоговую государственную аттестацию в форме междисциплинарного экзамена, целью которой является оценка их теоретической и практической подготовленности. Такая оценка предусмотрена и проектом нового Государственного образовательного стандарта. Итоговая государственная аттестация состоит из трех этапов: оценки практической подготовленности; междисциплинарного тестирования; междисциплинарного собеседования или защиты дипломной работы.

Проект нового Государственного образовательного стандарта и учебный план были одобрены на последнем координационном совете по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию (в нем приняли участие представители 44 вузов страны). В настоящее время проект находится на согласовании в Минобразования России. Планируется, что с нового учебного года он будет введен в действие.

Не менее интересен другой проект фармфакультета, разработанный в рамках инновационной образовательной программы - создание учебно-производственной аптеки. На ее базе студенты смогут в режиме реального времени изучить деятельность аналитического и производственного отделов, а также отдела работы с населением. К этому будут привлечены ведущие кафедры факультета: технологии леирственных форм, фармакогнозии, фармацевтической химии, организации и экономики фармации и фармакологии.

Учебная аптека, которая действует с 16 мая этого года, состоит из учебного торгового зала, производственного блока и конференцзала. В аптеке представлены как открытая форма торговли, так и закрытая. Система видеонаблюдения позволяет преподавателям в режиме реального времени следить за тем, что происходит в торговом зале. В производственном отделе организовано производство лекарств - экстемпоральное и малосерийное.

Создание аптеки преследует чисто учебные цели. Она не станет торговать теми препаратами, которые изготовят студенты. Основная задача в данном случае -обучить студентов практическим навыкам и умениям с тем, чтобы они приходили на практику в настоящие аптеки уже подготовленными. Это первая учебная апте-и в стране. Возможно, наш опыт возьмут на вооружение и другие вузы. Количество муниципальных аптек резко сокращается, в некоторых регионах они уже практически исчезли, и студенты могут вовсе остаться без практики.

При обучении будут использоваться тренинги и деловые игры (вся необходимая методическая основа уже разработана). Планируется, что на базе аптеки будет проводиться один из этапов госаттестации - оценка практических умений, а по окончании каждого модуля -практических навыков.


Исходная статья: «Медицинская академия»