«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
05.12.2007

Отчет о проведении конференции

ОТЧЕТ

 «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНТЕГРИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО»»

26 ноября 2007

Организаторы ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова», стоматологический факультет, кафедра терапевтической стоматологии с курсом ортопедической стоматологии.

Участники: ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова», Российский университет дружбы народов, Московский государственный медико-стоматологический университет, Центральный научно-исследовательский институт стоматологии, Профессиональное общество ортодонтов России, Стоматологическая ассоциация России (кафедра терапевтической стоматологии с курсом ортопедической стоматологии, кафедра факультетской хирургической стоматологии, кафедра госпитальной хирургической стоматологии, кафедра стоматологии детского возраста, кафедра общей химии с курсом стоматологического материаловедения, отделение терапевтической стоматологии, стоматологическое отделение №2, поликлиники ММА, отделение детской стоматологии Клиники детских болезней, Клиника челюстно-лицевой хирургии).

Председатель и сопредседатели (эксперты): председатель – профессор И.М.Макеева, сопредседатели (эксперты) – профессор И.Ю.Лебеденко (МГМСУ), Заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.В.Боровский (ЦНИИС), Президент Стоматологической ассоциации России профессор В.Д.Вагнер (ЦНИИС), профессор С.Д.Базикян (МГМСУ), доцент Ф.Ю.Даурова (РУДН)

Цели и задачи Проблемы отечественного образования сегодня – результат многолетнего невнимания государства к образованию как социальному институту, итог унифицированного подхода к организации и финансированию в сфере образования, последствие экстенсивного развития образования в ущерб качеству подготовки, формированию социальной компетентности и социального статуса специалистов (В.К.Леонтьев, соавт., 2001). Они усугубляются финансовыми, социальными и кадровыми причинами, необходимостью подготовки конкурентоспособного высококвалифицированного специалиста с учетом зависимости образования от распространенности и эпидемиологии болезней полости рта и зубов, потребности и состояния системы здравоохранения в регионах. Цель Болонского процесса – создать узнаваемую систему высшего медицинского образования. Для ее реализации 7 июня 2004 года Ученый Совет ММА им. И.М.Сеченова принял решение, выделив часы и кредиты в образовательной программе. Цель этой программы: специалисты должны гибко перестраивать свою профессиональную траекторию в течение всей трудовой деятельности.

Но проблемы стоматологического образования не решены и во многих зарубежных странах. Необходима гармонизация стоматологического образования, диктуемая свободным перемещением стоматологов в пределах Европейского Сообщества, интеграцией в области социальной безопасности, стоматологического лечения, системе страхования стоматологического здоровья.

В соответствии с требованиями Болонского процесса целью профессиональной подготовки в ММА им. И.М.Сеченова стало формирование стоматолога, который в состоянии профессионально адаптироваться в меняющемся мире. Общим показателем обучения должно служить то, насколько образование, получаемое учащимися, отвечает реальным нуждам и представляет ценность в условиях данной страны с учетом ее настоящего и будущего. Для этого разработана инновационная образовательная программа Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова: учебные программы и требования к образованию применительно к действительности в соответствии внутренних и внешних критериев качества уровня знаний.

Важная особенность стоматологической специальности – отработка мануальных навыков предполагает наличие фантомного курса. Так как законодательная база приема больных студентами отсутствует, ММА им. И.М.Сеченова закуплены качественные многофункциональные импортные фантомы для отработки техники анестезии, эндодонтического лечения, удаления, препарирования, пломбирования твердых тканей зубов, снятия слепков, пародонтологических и зубосохраняющих операций, проведения шинирования челюстных костей, гигиены полости рта, наложения коффер-дама, матриц, аксиографии, радиовизиографии, диагностики особенностей окклюзии.

Все вышесказанное обосновывает актуальность конструктивных многоплановых и многоуровневых изменений образовательного процесса специальности 040400 – «Стоматология».

1. В сложившихся исторических условиях существует необходимость создания образовательной программы дисциплин специальности, гармоничной по отношению к программам стоматологических факультетов университетов Европы. Установление соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 – «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога» предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку, а соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ: «…При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской Декларации, необходимо сохранять лучшие традиции российской медицины» (Н.Д. Ющук, 2006).   

2. В национальном проекте «Здоровье» среди приоритетных направлений указано «… повышение квалификации и качество переподготовки кадров». Обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создание системы преемственности всех уровней стоматологического образования. «…Парадигма медицинского образования XXI столетия – переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» (Пальцев М.А., 2006).

3. Внедрение новых материалов и технологий и полный отказ от многих методов лечения (в т.ч. - в связи с полным прекращением выпуска материалов и препаратов для их проведения). Например, необходимо введение в программу современных пломбировочных материалов и технологий, таких как полновращающиеся инструменты, термафилы, изготовление виниров. Характеризуя сложившийся рынок стоматологических материалов и технологий, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, благодаря динамичному и быстрому развитию российской стоматологии за последние 15 лет, объем и характер стоматологической помощи, материальное и аппаратное обеспечение в России и странах Европы практически идентичны.

4. Необходимость использования в практической деятельности достижений компьютерной техники – от ведения электронной истории болезни до умения анализировать и сопоставлять в динамике данные компьютерной томографии и денситометрии.

5. Интеграция различных систем высшего стоматологического образования требует введения общего «языка» профессионального общения – МКБ-10 (ВОЗ).

В связи этим необходима разработка, проведенная в ММА им. И.М.Сеченова, и аналитическое обсуждение с участием профессоров всего российского стоматологического сообщества и создание нового продукта, отражающего насущные потребности и особенности практического здравоохранения России и гармоничной системе стоматологического образования стран Европейского сообщества. Некоторые различия могут быть связаны с определенными региональными особенностями. Таким образом, речь идет о создании универсальной системы, учитывающей особенности стоматологической помощи в России и гармоничной с требованиями стран Европейского региона. Анализ основополагающих документов, регламентирующих знания и умения врача выпускника как в России, так и в странах Европейского региона, является ключевым моментом в создании концепции инновационной образовательной программы по специальности «Стоматология». 

Цель – проведение научно-практической конференции с привлечением экспертов по проблематике совершенствования медицинского образования и формирования конкурентной образовательной среды по специальности «Стоматология» с целью обсуждения результатов, полученных в этом направлении в рамках реализации Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии

Задачи:

1.            Обсудить программу применения балльно-рейтинговой системы, разработанную и апробированную профессорско-преподавательским составом факультетов военного обучения и стоматологического ММА им. И.М.Сеченова

2.            Проанализировать проект Государственного образовательного стандарта по специальности 040400-стоматология стоматологического факультета ММА им. И.М.Сеченова

3.            Изучить опыт преподавания Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Десятого пересмотра на стоматологическом факультете ММА им. И.М.Сеченова и практического применения МКБ в клиниках академии.

Краткое содержание мероприятия

Доклад 1. Внедрение балльно-рейтинговой системы (профессор, начальник учебной части кафедры военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии, подполковник В.В.Савостьянов)

Содоклады Академик РАН, профессор В.А.Попков

                 Зав.кафедрой, профессор С.Д.Базикян

                 Заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.В.Боровский

Доклад 2. Проект ГОС по специальности 040400 «Стоматология» (Декан стоматологического факультета, Главный специалист по стоматологии, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии с курсом ортопедической стоматологии, ММА им. И.М.Сеченова, профессор, д.м.н., Макеева И.М.)

Содоклады Зав.кафедрой, профессор И.Ю.Лебеденко

                 Зав.кафедрой, профессор С.Д.Базикян

                 Заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.В.Боровский

                 Президент СтАР, профессор В.Д.Вагнер

Доклад 3. Международная классификация болезней (Профессор кафедры терапевтической стоматологии, ММА им. И.М.Сеченова, д.м.н. Алимова М.Я.)

Выводы и рекомендации

1. Создание ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова» единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку мануальных навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология), акцентирующей внимание на центральном вопросе предклинического курса - биомеханике жевательного аппарата, позволяет студенту осознать концепцию функциональной целостности зубочелюстной системы.

2. Создание ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова» единой комплексной программы клинической подготовки, базирующейся на международной классификации болезней ВОЗ МКБ-10, формирует у обучающегося осознание первичности профилактики заболеваний и необходимости доказательности лечения.

3. На основе классических положений стоматологического образования обеспечение внедрения в ГОУ ВПО №Московская медицинская академия им. И.м.Сеченова» новых методик стоматологической практики, обеспечивают формирование востребованного специалиста, обеспечивая современный уровень стоматологической помощи населению (высокоэстетичные результаты лечения и хороший функциональный эффект).

4. Предложения профессорско-преподавательского состава ММА им. И.М.Сеченова по исключению устаревших материалов и технологий, значительное расширение и углубление раздела программы, ориентированного на проведение стоматологического обследования пациента с применением всех необходимых клинических и эпидемиологических индексов ВОЗ, соответствуют Болонской декларации и подготовке специалиста-стоматолога международного уровня.

6. Изложение вопросов программы в разработанной на стоматологическом факультете ММА им. И.М.Сеченова последовательности позволит провести модульное построение учебного плана и балльно – рейтинговую оценку качества знаний студентов. Для внедрения последней в ГОУ ВПО «ММА им. И.М.Сеченова» разработана компьютерная программа, результаты применения которой свидетельствуют об эффективности последней.

7. Рекомендуется провести круглый стол, посвященный внедрению разработок стоматологического факультета по «Программе формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М.Сеченова» во всероссийском масштабе.

см. Фотоотчет


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова