«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Быть первым ответственно всегда 03.12.2007

Быть первым ответственно всегда

В 2006 году ММА имени И.М. Сеченова выиграла конкурс в рамках национального проекта «Образование». Академия стала первым медицинским вузом в стране, начавшим его реализацию. Стратегическая цель Инновационной образовательной программы ММА имени И.М. Сеченова - приведение системы высшего медицинского и фармацевтического профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда, создание механизмов устойчивого развития системы высшего медицинского образования, интеграция в европейское образовательное пространство. Сейчас в ММА завершается внедрение инноваций, которые станут основой ее деятельности.

Инновационная инфраструктура

Реализация инновационной образовательной программы позволила создать в ММА на современном уровне инфраструктуру, включающую центр по отработке практических навыков студентов лечебного факультета, фантомный центр для студентов стоматологического факультета, учебно-производственную аптеку фармацевтического факультета с собственным торговым залом, аналитическим отделом, участком по производству лекарственных средств, GMP-центр для повышения квалификации специалистов в области клеточных технологий, центр по реабилитации кожи методами и средствами, используемыми в косметологии, центр самоподготовки студентов, виртуальную операционную, компьютерный парк. Для обеспечения работоспособности инновационной инфраструктуры разрабатываются образовательные программы, их методическое обеспечение.

Создаваемая ВИЧ-лаборатория будет использована в качестве уникальной (единственной в России) учебной и научной базы, где студенты смогут исследовать морфо-физиологические особенности вирусов в любых биологических жидкостях человека, принять участие в создании идеально адаптированных протоколов для исследований любых химических субстанций.

В ММА разработана многоуровневая модель подготовки студентов, в рамках которой они получают навыки не только клинической работы, но и организации документооборота, бесконфликтного общения с пациентами, управления ресурсами учреждения и пр. Таким образом, в процессе обучения в вузе выпускники ММА становятся высокопрофессиональными специалистами.

Информационно-технологическая инфраструктура

На сегодняшний момент семь зданий ММА подключены к волоконно-оптической сети (Интернет), еще десять зданий планируется подключить в декабре 2007 г.

Везде будут созданы локальные сети, Это значит, что каждое рабочее место подключат к единому Центру обработки и хранения данных. Устанавливаются более 10 компьютерных классов. Конференц-залы и лекционные аудитории оснащаются Wi-Fi доступом и оборудованием для проведения Интернет-конференций. В лекционных аудиториях в самое ближайшее время появятся мультимедийные доски. Их использование одновременно с интерактивным планшетом позволит преподавателю применять самые прогрессивные образовательные технологии.

В рамках реализации программы в академии были проведены 3 интерактивных конференции студентов, аспирантов, сотрудников ММА. Эти мероприятия на практике продемонстрировали высокие возможности современных информационных систем.

Дистанционное образование

В Московской медицинской академии создана система дистанционного образования, которая предназначена для абитуриентов, студентов и слушателей курсов повышения квалификации. Она позволяет создавать дистанционные курсы, различные виды тестов и ситуационных задач, проводить телелекции и многое другое. Система дистанционного образования будет использоваться как в очной форме обучения студентов (это проведение текущего контроля знаний, элективные курсы по дисциплинам), так и в последипломном образовании для проведения тематических, сертификационных циклов.

Служба качества

Впервые в России ММА имени И.М. Сеченова получила сертификат качества образовательной деятельности по международным стандартам ИСО 9001:2000. В июле 2007 г. в академии состоялся сертификационный аудит, который проводился сертифицирующим органом MOODY International. Третьего сентября 2007 г. его генеральный директор на Ученом совете торжественно вручил сертификат ректору академии М.А. Пальцеву.

В целях ежегодного подтверждения нового статуса в ММА создана служба качества, на каждом факультете действуют уполномоченные по качеству.

Творческий потенциал

Большое внимание уделяется развитию творческого потенциала студентов, молодых ученых и преподавателей академии. На протяжении последних двух лет проводятся конкурсы на лучший инновационный проект студентов, молодых ученых, а также выполняются совместные работы студентов и преподавателей. Работы отбираются по нескольким номинациям, в том числе по специальностям «лечебное дело», «стоматология», «медико-профилактическое дело», «фармация», «высшее сестринское дело». Сегодня работы принимаются на конкурс инновационных и образовательных проектов по номинациям «медицинская и фармацевтическая наука», «клиническая практика», «образовательные технологии, организация, менеджмент».

Центр защиты интеллектуальной собственности

В период активного развития и распространения информационных образовательных ресурсов наиболее актуальным становится вопрос сохранения авторских прав преподавателей и методистов. Поэтому академия приняла решение разработать и создать полноценную систему защиты объектов интеллектуальной собственности. В рамках проекта исследованы основные проблемы управления интеллектуальной собственностью в здравоохранении и образовании, изучены существующие механизмы соблюдения прав владельцев этих объектов, определен их перечень в медицинском и фармацевтическом вузе. Также разработана методология формирования и управления ими. Определены статистические показатели, характеризующие оборот объектов интеллектуальной собственности в здравоохранении и образовании. Создается их реестр, который станет единым для всех медицинских и фармацевтических вузов России.

Трудоустройство и непрерывное профессиональное развитие выпускников

Вопрос формирования траектории непрерывного развития для профессионального образования и проектирования карьерного роста выпускников становится все более актуальным в конкурентоспособной среде. Для решения этих задач академия создает Центр содействия трудоустройству выпускников. Идеология его функционирования заключается в проведении ранней профориентации выпускников, формировании профессиональных навыков, востребованных на рынке труда. Молодые люди самостоятельно выбирают элективы по тем специализациям, по которым планируют продолжить профессиональное развитие. Элективы проводятся потенциальными работодателями. Также для каждого выпускника формируется индивидуальная образовательная траектория на среднесрочную (1-3 года) перспективу. Все образовательные программы Центра разрабатываются совместно с работодателями.

На примере факультета высшего сестринского образования (ВСО) уже отработана модель социального партнерства. На постоянной основе здесь организуются круглые столы и научно-практические конференции, на которых совместно с работодателями совершенствуются образовательные программы, разрабатывается перечень компетенций выпускников, обсуждаются вопросы участия медицинских учреждений в совершенствовании образования студентов ВСО. На базе факультета создана лаборатория информатизации деятельности лечебного учреждения на основе SAP-технологий.

Самоподготовка студентов

Впервые в академии в здании Музея истории медицины ММА имени И.М. Сеченова создается центр самоподготовки студентов.

Это компьютерный класс, оснащенный различными базами данных, электронными энциклопедиями, современным программным обеспечением, информационными образовательными ресурсами, мультимедийными лекциями преподавателей ММА. Студенты смогут пройти тестирование по изучаемым курсам и в режиме on-line оперативно получить оценку уровня знаний.

Создание виртуального Музея истории медицины

Виртуальный музей включает коллекции по темам: история медицины, анатомия и физиология, патология развития, биология, кожно-венерические заболевания, судебная медицина. Информационная система музея позволяет перемещаться по экспозициям в режиме реального времени с заданной пользователем траекторией. Доступ в виртуальный музей будет организован через официальный портал ММА.

Бизнес-школа для руководителей здравоохранения

За последние годы академией накоплен большой опыт подготовки руководителей системы здравоохранения. Разработаны инновационные образовательные программы, в том числе по управлению персоналом, стратегическому менеджменту, инновационному менеджменту, экономике и финансам, трудовому праву, основам медицинского права и многое др. В октябре-ноябре 2007 г. планируется провести пилотное обучение руководителей здравоохранения.

Система управления вузом

В академии создаются системы «Электронный ректорат». «Электронный деканат», система управления проектами, электронного документооборота, поддержки принятая решений и тд.

Совершенствование информационного обеспечения положительным образом сказывается на качестве и достоверности информации, правильной организации справочно-информационной службы, четкой и быстрой организации поиска данных. «Электронный ректорат» является комплексом информационных подсистем, автоматизирующих основные функции отделов, в частности, бухгалтерию, кадры, финансовое планирование и контроль и др. «Электронный деканат» позволит полностью автоматизировать деятельность деканатов, в том числе формировать расписание занятий, учебные планы, внутривузовскую и федеральную отчетность. Система поддержки принятия управленческих решений будет содержать сводную аналитическую, статистическую информацию, оперативные и стратегические данные, позволяющие максимально быстро принять решение на уровне руководства. Система управления проектами даст возможность автоматизировать эту деятельность академии, формировать единые планы проведения мероприятий, реализации проектов, проводить проблемный анализ и хранить отчетные документы, отслеживать результаты выполнения проектов и др. Информационная система тестирования позволит проводить централизованное тестирование, оперативно получать о нем статистическую информацию, анализировать результаты, уменьшить риски необъективной оценки знаний студентов, а также возможных поборов со стороны преподавателей.

Проекты государственных образовательных стандартов (ГОС) третьего поколения

Разработаны и переданы на утверждение в вышестоящие инстанции более 10 ГОС системы высшего и дополнительного профессионального образования. Созданы рекомендации для медицинских вузов по совершенствованию структуры учебного процесса с учетом модульного принципа: в настоящий момент изменяются учебные планы по профильным специальностям.

На протяжении последних лет ММА имени И.М. Сеченова активно внедряет принципы Болонской декларации в учебный процесс в рамках инновационной образовательной программы.

 

И.М. ЧИЖ,
проректор ММА имени И.М. Сеченова по учебной работе,
чл.-корр. РАМН, профессор


Исходная статья: газета "Медицинская Академия" от 04 декабря 2007