«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.12.2007

Доклад И.М.Чиж "Инновационное образовательное пространство Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 – 2007гг."

Инновационное образовательное пространство Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова.

Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 – 2007гг.

 

Сообщество всерьез озабочено судьбой высшей школы России. Преобразования идут повсеместно и в медицинских вузах, и на медицинских факультетах европейских стран.

Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства. Налицо глобализация рынка образовательных услуг, в том числе за счет внедрения новых информационных технологий.

Для Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова процесс вхождения в единое мировое образовательное пространство напрямую связан с внедрением новых образовательных технологий, с созданием в стенах Академии инновационного вуза, владеющего новейшими информационными технологиями, передовыми методами обучения, соответствующей материально-технической базой.

В конкурсе образовательных учреждений высшего профессионального образования 2006г., внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие 197 вузов. Победителями признали 17 российских вузов, среди них – Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова.

Стратегическая цель инновационной образовательной программы Академии: приведение системы медицинского и фармацевтического высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда; создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство.

Приоритетные задачи программы: совершенствование содержания и технологий образования; формирование системы управления качеством образования; оптимизация управленческих механизмов деятельности Академии; развитие информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности Академии; улучшение материально-технического обеспечения инновационных образовательных, лечебно-диагностических и научно-исследовательских проектов; совершенствование механизмов интеграции образования, клинической практики и науки.

Реализация Инновационной образовательной программы началась в ММА в июле 2006года (после подписания 28 июня 2006 г. договора с Федеральным агентством по образованию).

Итоги

Содержание образования

Наиболее трудоемкая и ответственная работа с точки зрения государственного подхода к образованию – это разработка государственных образовательных стандартов третьего поколения – ГОСов. Они разработаны Академией по пяти основным специальностям высшего профессионального образования и четырем специальностям дополнительного профессионального образования и соответствуют макету ГОСа, который был предложен в феврале 2007 г. Министерством образования и науки. В основе всех ГОСов лежит компетентностный подход. Суть его в том, что стандарты ориентированы не на знания, умения и навыки как таковые, а на компетенции студента, то есть на его способности применить в определенной ситуации весь комплекс полученных знаний, умений и навыков.

Завершена работа по адаптации для российского медицинского образования системы начисления кредитов ECTS. Разработаны рекомендации по начислению кредитов для специальности «Лечебное дело». Внедрена система на лечебном факультете, заканчивается внедрение на др. факультетах.

Дальнейшее развитие получил проект по разработке и внедрению модульной технологии обучения в образовательном процессе по специальности «Лечебное дело». Разработана учебная программа с модульной структурой по всем дисциплинам ГОС по специальности «Лечебное дело».

Созданы методические рекомендации по разработке и внедрению модульной технологии, проведен образовательный семинар для преподавателей академии.

Внедрение системы управления качеством образования

В 2007 году в сотрудничестве с сертификационным органом МООДИ Интернейшенл ММА успешно прошла сертификацию по международному стандарту менеджмента качества ИСО 9001:2000, получила сертификат качества образовательной деятельности. Внедрение системы менеджмента качества в медицинских вузах и их международная аккредитация – один из важных механизмов международной интеграции. Как показывает наш первый опыт, это вполне реальная перспектива. Система развивается быстрыми темпами, и наши вузы могут и должны ею воспользоваться.

В целях ежегодного подтверждения нового статуса в Академии создана служба качества, на каждом факультете действуют уполномоченные по качеству.

Информационно-технологическая инфраструктура

При разработке и создании информационно-технологической структуры Академии были учтены следующие направления:

  • создание инфраструктуры в интересах дистанционного образования посредством глобальных сетей;
  • формирование единого информационного пространства;
  • создание единого центра обработки и хранения данных;
  • техническое оснащение компьютерных классов и рабочих мест сотрудников;
  • создание зон беспроводного доступа к информационным ресурсам;
  • создание защищенного сегмента в сети.

На сегодняшний момент семнадцать зданий ММА объединены в единую информационно-технологическую инфраструктуру посредством оптоволоконной линии связи.

Оснащено 15 компьютерных классов. В конференц залах установлено оборудование для обеспечения беспроводного доступа (Wi‑Fi), созданы мобильные места для проведения интерактивных и интернет конференций.

В 9 лекционных аудиториях установлены интерактивные доски. Их использование одновременно с интерак­тивным планшетом позволяет преподавате­лю применять самые прогрессивные обра­зовательные технологии.

Реализация Инновационной образова­тельной программы позволила создать в ММА на современном уровне инфраструк­туру, включающую: центр по отработке практиче­ских навыков студентов лечебного и медико-профилактического факуль­тетов; фантомный центр для студентов сто­матологического факультета; учебно-производствен­ную аптеку; виртуальный музей; виртуальную операционную; ВИЧ – лабораторию; GMP центр повышения квалификации специали­стов в области клеточных технологий. Для обеспечения работоспособности инфраструктуры разрабо­таны образовательные программы, их методическое обеспечение.

Для повышения качества клинической подготовки выпускников в первом учебном полугодии 2007 г. начал работать учебный Центр по совершенствованию практических навыков студен­тов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Медико-профилактическое дело».

В период подготовки к летней производственной практике обучены манипуляционным и реанимационным навыкам на тренажерах (фантомах) 638 студентов 3 курса всех факультетов, а с 1 сентября начаты регулярные занятия в соответствии с учебным расписанием для студентов 2-5 курсов. Занятия проводят преподаватели клинических дисциплин (пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии, акушерства и гинекологии). Кроме того, к занятиям привлекаются специалисты МЧС для обучения студентов оказанию первой медицинской помощи при катастрофах (травмы, ранения и т.д.).

В рамках Национального проекта «Образование» на стоматологическом факультете создана Концепция универсального фантомного модуля, т.е. системы, в которой на фантомах работают студенты 3-5 курсов, осваивая аппаратные методы лечения зубов. В настоящее время установлено 62 фантома, через которые проходят все студенты факультета по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология). Широко применяется отработка оперативного вмешательства на нативных препаратах. В фантомном классе работает система трансляции оперативных вмешательств из кабинета дентальной имплантации и кабинета эндодентического лечения.

На фармацевтическом факультете дей­ствует учебно-производственная аптека с собственным торговым залом, аналитиче­ским отделом, участком по производству лекарственных средств.

На ее базе студенты в режиме реального времени не только изучают деятельность аналитического и производственного отделов, работы с населением, но и приобретают практические навыки и умения. Первый этап итоговой государственной аттестации (прием практических навыков) производится на базе данной аптеки.

В работе аптеки задействованы ведущие кафедры факультета: технологии лекарственных форм, фармакогнозии, фармацевтической химии, организации и экономики фармации и фармакологии.

Виртуальный музей включает коллекции по темам: история медицины, анатомия и физиология, патология развития, биология, кожно-венерические заболевания, судебная медицина.

Информационная система музея позволяет перемещаться по экспозициям в режиме реального времени с заданной пользователем траекторией. Доступ в виртуальный музей организован через официальный портал ММА.

Впервые в Академии в здании Музея истории медицины создан центр самоподготовки студентов. Это компьютерный класс, оснащенный различными базами данных, электронными энциклопедиями, современным программным обеспечением, информационными образовательными ресурсами, мультимедийными лекциями преподавателей ММА. Студенты смогут пройти тестирование по изучаемым курсам и в режиме on-line оперативно получить оценку уровня знаний.

Будущим хирургам предназначен проект под названием «Виртуальная операционная».

Суть данного подхода в проведении заочного консилиума у операционного стола, когда у хирурга могут возникать вопросы и нужно проконсультироваться, например, с патологоанатомом, с лабораторией для правильной трактовки анализов, с клиническим фармацевтом и другими специалистами. Все службы становятся доступны при помощи современных информационных технологий. Что касается студентов, то они видят в режиме реального времени, как проходит операция, какие манипуляции проводят хирург, медсестра и практически имеют всю информацию о происходящем. Более того, преподаватель тоже может контактировать с оперирующим хирургом, с медицинским персоналом, с лабораториями.

Виртуальная операционная состоит из четырех составляющих: цифрового операционного зала, оснащенного видеокамерами, мониторами и др. устройствами отображения медицинской информации; биопсийной лабораторией; двумя учебными аудиториями с установленными мультимедийными проекторами, экранами, средствами связи с операционной и лабораторией.

На сегодня проведено более 150 операций. Операционная работает только с включенной аппаратурой и единственная в клиническом центре, график работы которой подается в ректорат.

Созданная ВИЧ-лаборатория используется в качестве уникальной (единственной в России) учебной и научной базы. Лаборатория создана на базе Научно-исследовательского института туберкулеза и занимается исследованиями наиболее опасных инфекций. Надо сказать – этот проект имеет прямое отношение и к процессу обучения. Старшекурсники в режиме интерактивного показа смогут увидеть, как работает лаборатория, как берется материал, как он исследуется, какие получаются результаты. Для аспирантов – это хорошая возможность для сбора материала по теме, а для преподавателей – рабочее место для научных исследований. Студенты смогут исследовать морфо-физиологические особенности вирусов в любых биологических жидкостях человека, принять участие в создании идеально адаптированных протоколов для исследований любых химических субстанций.

GMP центр создан на базе НИИ молекулярной медицины, где будут исследоваться и разрабатываться новейшие клеточные технологии. Центр становится базой для научной работы студентов и преподавателей. Это, по сути, совершенно новый подход к решению проблем развития высшей медицинской школы и медицинской науки.

В ММА разработана многоуровневая модель подготовки студентов, в рамках которой они получают навыки не только клинической работы, но и организации документооборота, бесконфликтного общения с пациентами, управления ресурсами учреждения и пр.

Система дистанционного образования

Вполне логично, что основной акцент мы делаем на совершенствование содержания учебного процесса. В рамках этого направления создана первая в России система дистанционного образования медицинского вуза. Она уникальна тем, что может использоваться тремя категориями обучающихся - абитуриентами, студентами и слушателями.

Благодаря этой программе абитуриенты могут пройти тесты по профориентации и проверке знаний, подобные ЕГЭ, и понять, смогут ли они поступить в медицинский вуз. Мы, в свою очередь, через эту систему дистанционного образования можем составить мнение по каждому из абитуриентов: готовы ли они психологически к профессии врача, достаточен ли их уровень знаний для того, чтобы поступить в медицинский вуз и конкретно в Московскую медицинскую академию.

Для студентов эта программа означает интеграцию с очной формой обучения. Преподаватель в очной форме проводит обучение, а весь текущий и итоговый контроль знаний обеспечивает система дистанционного образования – студенты проходят тестирование в компьютерном классе в назначенное преподавателем время, что позволяет более мобильно планировать учебный процесс, освобождая преподавателя от непосредственного присутствия в момент прохождения теста в учебной аудитории.

Слушателям эта система обеспечивает полный курс занятий; тестирование и ведение учебного процесса с использованием дистанционных технологий.

Информационная система управления вузом

Один из основных принципов современной высшей школы – это доступность информации, ее поиск и оценка, умение работать с большим объемом полученных сведений. Поэтому инновационный проект предусматривает создание единой информационной структуры. В нее входит интегрированная информационная система управления вузом и система управления персоналом, электронная библиотека, медиатеки по всем основным специальностям и многое другое. Чего стоит одно только автоматизированное расписание – все запросы по расписанию будут удовлетворяться посредством мобильного телефона – любой  студент сможет связаться по телефону с сервером и получить выборку из расписания на конкретный день и час. 

Информационная система управления вузом создавалась с целью обеспечения органов управления ММА актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для обеспечения образовательного процесса и ключевых направлений деятельности ММА, создания единой информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития, обеспечения современной комплексной системы мониторинга деятельности и инновационного развития Академии в соответствии с международными стандартами.

В Академии созданы системы «Электронный ректорат», «Электронный деканат», система управления проектами, электрон­ного документооборота, поддержки принятия решений и т.д.

«Электронный ректорат» является комплексом информа­ционных подсистем, автоматизирующих основные функции отделов, в частности, бухгалтерию, кадры, финансовое планиро­вание, контроль и др. «Электронный деканат» позволит полностью автоматизировать деятельность деканатов, в том числе фор­мировать расписание занятий, учебные планы, внутривузовскую и федеральную отчетность.

Программа развития персонала

Для профессорско-преподавательского состава реализована программа развития персонала, опирающаяся на курсы повышения квалификации по формированию навыков использования инновационных технологий в учебном процессе, развитию навыков менеджмента, маркетинга, управления проектами. Разработан, утвержден и реализован план проведения тренингов и учебных семинаров для сотрудников Академии, которыми были охвачены более полутора тысяч человек.

Необходимо особо отметить роль и значимость проведенных Академией в рамках Программы конкурсов инновационных проектов и научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых, преподавателей и обучаемых. Наряду с информационной составляющей, проведение конкурсов позволило приобщить большое количество их участников к инновационным разработкам. Так, например, в Конкурсе на лучший научный и инновационный проект студентов и молодых учёных российских и зарубежных вузов (в рамках ММА) в марте-апреле 2007 года приняли участие 150 авторов, в том числе 76 студентов и 74 молодых ученых. Проведенный в сентябре-октябре 2007 года Конкурс совместных научно-исследовательских работ преподавателей и обучаемых ММА сыграл положительную роль в оптимизации процессов организации учебной (научно-исследовательской) деятельности студентов, поддержке творческой активности молодых ученых, росте их научной квалификации, а также в реализации современных медицинских научных и практических задач.

Информационное обеспечение программы

Значительное внимание уделялось информационному обеспечению проводимой работы.

В информационном обеспечении применялись такие инновационные технологии как интерактивные конференции с нашими сотрудниками и обучающимися, так и Интернет конференции с сотрудниками других вузов страны. В течение отчетного периода состоялись три интерактивные конференции, в которых приняли участие около 800 человек. Несомненно, наработанный опыт в проведении подобных мероприятий найдет широкое применение и в будущем, его можно использовать и в других направлениях деятельности.

В повышении эффективности информирования большое значение придавалось средствам массовой информации. В специализированных изданиях регулярно публиковались интервью ректора Академии, членов Дирекции по управлению Программой. На страницах журналов и газет, читатели имели возможность ознакомиться с последними достижениями Академии в реализации крупных проектов, с планами внедрения инновационных технологий в медицинском образовании.

Материалы о реализации инновационной программы опубликованы в центральных специализированных изданиях: В журналах: «VIP-премьер», «Техника молодёжи», «Экономика и образование», «Студенческий меридиан», «Фармацевтическая промышленность», «Ремедиум»; в газетах: «Вузовский вестник», «Учительская газета», научного сотрудничества «Поиск», «Медицинский вестник», «Московская правда», «Московский комсомолец», «Медицинская академия» и т.д. Изданы: специализированный научно-практический журнал «Российский медицинский форум» и информационно-аналитическое издание «Вестник медицинских конкурсов».

Реализация коллективом Академии приоритетного национального проекта «Образование» позволит достичь в короткие сроки таких эффектов как:

  • повышение уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических работников;
  • формирование новой модели выпускника медицинского образовательного учреждения - мобильной и адаптивной, соответствующей потребностям рынка труда;
  • повышение доступности и качества высшего медицинского образования;
  • формирование информационной культуры современного врача;
  • повышение качества фундаментальных и прикладных научных исследований.

А главное, позволит Академии войти в единое европейское образовательное сообщество и получить международную аккредитацию.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова