«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Как бьется сердце у фантома 29.11.2007

Как бьется сердце у фантома

- Приготовить аппарат искусственного дыхания! Состояние пациента почти не внушает надежды, но бригада врачей отчаянно борется за его спасение. В ход идет весь арсенал средств, используемых при реанимации, в том числе массаж сердца. И вот, наконец, на экране, с которого медсестра не сводит глаз, появляется долгожданная информация: сердце больного вновь подает признаки жизни…

Увы, вторую бригаду врачей постигла неудача, спасти человека ей не удалось. Пациента доставили слишком поздно или действия медиков оказались неправильными, неточными, непродуманными? Здесь, в этом кабинете, все выполненные манипуляции проверят досконально. И если обнаружится ошибка, медикам, словно в сказке, дадут повторный шанс спасти того самого пациента, которого они уже упустили. Что за чудеса? Да нет, такая возможность предоставляется только в этом кабинете, потому что он – учебный. На то и нужна учеба, чтобы в реальной жизни действия врача или медсестры были безошибочными. Тут мало проштудировать тонны учебной литературы, нужен еще и опыт, нужны навыки работы с пациентами. Конечно, в любом медицинском вузе предусмотрены практические занятия в клиниках. Но ведь доверить студенту больного можно не сразу, да и не каждый больной согласится оказаться в руках того, кто только еще учится на врача.

В Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова эту проблему решают с помощью нового подразделения. Официальное его название – Учебный центр по совершенствованию практических навыков студентов, но в ходу другое – Фантомный центр. Так и короче, и понятнее, да и точнее, потому что в этом центре студенты работают с фантомами – особыми муляжами, столь искусно «начиненными » сложнейшей электроникой, ИННОВАЦИИ что с их помощью можно имитировать практически любую клиническую ситуацию. Тут задействована, конечно, не только электроника. Для создания этих удивительных муляжей использовались самые современные полимерные материалы, позволяющие создавать имитацию любой человеческой ткани, любого органа. Надо научиться вводить катетер, делать внутривенные инъекции, принимать роды, удалять больной зуб? В распоряжении студента – полная имитация человеческого организма, а специальные системы контроля помогут проверить правильность выполняемой операции. Это, например, жидкости, имитирующие кровь, звуки, соответствующие человеческому голосу…

Любое неверное действие, и на световом табло появляется сигнал. В таком Фантомном центре будущий врач может отработать любую клиническую операцию. Конечно, это не означает, что обучение будет проходить только на фантомах! Но прежде чем допускать студента к реальным больным, ему для начала дадут возможность попрактиковаться на фантомах. Об этом удивительном центре, где с июня уже приступили к занятиям, в ММА мечтали не один год. И не просто мечтали, а создали целую программу совершенствования практических навыков студентов. Но осуществить ее удалось далеко не сразу, ведь она требовала больших затрат: цена чудо-муляжей весьма высока, стоимость одного фантома, способного обеспечивать имитацию различных патологических состояний, может достигать 60 тысяч долларов!

Сделать программу реальностью удалось благодаря победе в конкурсе инновационных работ вузов в рамках национального проекта «Образование». Грант, полученный академией, позволил закупить необходимые фантомы и полностью оборудовать новый учебный центр. А ведь это только часть инновационной программы вуза. Наша газета уже рассказывала о создании учебной аптеки ММА им. И. М. Сеченова.

Не так давно студенты-медики получили возможность обучаться и с помощью виртуальной операционной. Она позволяет будущим хирургам в режиме реального времени наблюдать за ходом самых сложных операций во всех деталях, следить за действиями врача, слушать его комментарии, смотреть, как берется на биопсию фрагмент ткани, как он исследуется, как готовится морфологическое заключение… После такой виртуальной подготовки реальное присутствие в операционной или в лаборатории даст будущему врачу гораздо больше пользы!

И еще одна программа, которая выполняется благодаря полученному гранту. К концу этого года в академии вступит в строй информационно-программный комплекс, включающий в себя виртуальный музей истории медицины, а также виртуальные коллекции медицинских препаратов и оборудования ведущих кафедр ММА. Доступ к этим материалам будет осуществляться с портала вуза, и таким образом в распоряжении студентов, научных сотрудников окажутся уникальнейшие материалы, собранные в музее вуза и на его кафедрах. Это тысячи фотографий различных экспонатов, трехмерные модели медицинских аппаратов, схемы, графические рисунки, анимационные сюжеты плюс более 3000 страниц фотоальбомов…

Все инновационные проекты, осуществляемые в Сеченовской академии, будут служить не только ей, но и многим другим медицинским вузам страны. Подробнее – на сайте академии - www.mma.ru.

 

Анастасия ГРАДОВА.

 


Исходная статья: газета "Московская правда" от 27 ноября 2007