«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Единство образования, науки и практики 22.11.2007

Единство образования, науки и практики

По инициативе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Московского государственного медико-стоматологического университета под патронажем Министерства здравоохранения и социального развития России (Приказ № 300 от 26 апреля 2007 года) 17-19 октября 2007 г. в Москве прошел Российский Медицинский Форум-2007.

Организация и проведение этого Форума, ставшего уже ежегодным, продиктованы насущной потребностью всего медицинского сообщества в коллегиальном обсуждении значимых достижений науки и инноваций, в обмене опытом по их внедрению в клиническую практику и в учебный процесс подготовки специалистов для здравоохранения. Три дня делились мнениями, обсуждали актуальные проблемы здравоохранения и образования ведущие специалисты России. В работе Форума участвовали ведущие организаторы российского медицинского образования, ректоры, проректоры, деканы российских медицинских и фармацевтических вузов и факультетов.

Открытие форума состоялось 17 октября в Колонном зале Дома союзов, где под сопредседательством академика РАН и РАМН М.А. Пальцева, члена-корреспондента РАН, академика РАМН Ю.Н. Беленкова и академика РАМН Н.Д. Ющука прошло первое пленарное заседание «Российское медицинское образование: реалии и стратегия развития», посвященное проблемам и достижениям высшей медицинской школы.

С докладом «Проблеммы высшей медицинской школы на основе ситуационного анализа Российского рынка образовательных услуг» выступил ректор МГМСУ, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, О.О. Янушевич. Он отметил, что средняя продолжительность обучения имеет стойкую тенденцию к увеличению ее срока до 16 лет. Сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста 7–17 лет на 6,4 %. Реорганизация сети учреждений среднего профессионального образования привели к сокращению числа самостоятельных средних специальных учебных заведений, а число высших учебных заведений увеличилось. Прием в государственные и муниципальные вузы в 2006 г. за счет студентов, принятых на платной основе увеличился на 0,3% (это 4 тыс. человек) , и составил 1376,7 тыс. человек. При этом прием на обучение в государственные и муниципальные вузы за счет бюджетов всех уровней составил 585,3 тыс. человек и сократился по сравнению с 2005 г. на 28 тыс., или на 5%.
О.О. Янушевич подчеркнул, что введение ЕГЭ для высшей медицинской школы без дополнительных форм отбора абитуриентов в виде собеседования может привести к тому, что в медицинские вузы будет поступать все больше случайных людей, а это недопустимо. Также достаточно низким остается уровень подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, поэтому очень хорошо, что таких специалистов все активнее начинают готовить вузы.
К сожалению, возможность качественной подготовки врачей далеко не всегда принимается во внимание при открытии новых медицинских вузов и факультетов. Как показывает статистика, число студентов, получивших диплом о высшем медицинском образовании, близко к числу студентов, зачисленных на 1 курс, и эта тенденция не меняется в течение многих лет.
Это свидетельствует о недостаточной гибкости высшего медицинского образования. А ведь медицина — та область обучения, где должна быть развита система отсева и перевода студентов, не готовых к профессии врача, на обучение по другой специальности, отметил Янушевич. Если в высшей школе в целом удельный вес негосударственных вузов достигает 40%, то в высшей медицинской школе их всего 8 из 96, что позволяет выдерживать стандарт подготовки современного врача. Ситуационный анализ сложившегося рынка образовательных услуг показывает, что главным регулятором его является государство. Государственное регулирование рынка образовательных услуг определяет «правила игры» для всех высших учебных заведений. Однако не все государственные нормативные документы в этой области учитывают специфику высшей медицинской школы. Активная интеграция оте чественной высшей медицинской школы в международное образовательное пространство не должна приводить к потере достижений и приоритетов российского опыта подготовки врачей, и с этим выводом О.О. Янушевича тяжело не согласится.

Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, д.э.н., проф. Соболева Е.Н. выступила с докладом «Эффективное управление образовательной деятельностью: Национальный проект «Образование». В своем докладе она подчеркнула, что насущными проблемами вузов по-прежнему остаются: устаревшая материально-техническая лабораторная база, отсутствие современной комплексной информационной среды, ограниченность средств для стимулирования педагогических инноваций, консервативная институциональная структура, недостаточно гибкая структура подготовки кадров, ориентированных на рынок труда, недостаточная развитость механизмов взаимодействия со стратегическими партнерами (в т. ч. отсутствие перспективного кадрового заказа, слабая инновационная восприимчивость бизнеса, несформированность инновационной инфраструктуры в вузах), и это все предстоит вузам решать в самое ближайшее время для повышения качества высшего профессионального образования.

Доклад «Качество медицинского образования в России: оценки экспертов и населения» представила Проректор по науке РГСУ, д.с.н., профессор Г.И. Осадчая. Профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, д.э.н. Юданов А.Ю. выступил с докладом «Повышение экономической стабильности вузов: анализ зарубежного и отечественного опыта»

В своем докладе «Стратегические направления развития высшей медицинской школы в России» ректор ММА им. И.М. Сеченова, академик РАН и РАМН М.А. Пальцев отметил, что высшая школа вступила в период реформирования. Реформы идут повсеместно и в медицинских вузах России, и на медицинских факультетах европейских стран. Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный и глобальный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства. Налицо глобализация рынка образовательных услуг, в том числе за счет внедрения новых информационных технологий. Другая причина — реформирование систем здравоохранения, от которого напрямую зависит высшая медицинская школа. «Пора заканчивать рассуждения о проблемах приспособления к рыночным условиям, —
подчеркнул М. Пальцев. — Экономика — это всего лишь инструмент развития вуза, им просто надо уметь пользоваться. Тот, кто в совершенстве им владеет, открывает перед собой широкие возможности. А тот, кто пренебрегает, добровольно обрекает себя на трудности.»
Участники круглого стола «Пути развития высшей медицинской школы» обсудили наиболее острые вопросы развития до- и последипломного образования, обменялись мнениями и наметили пути решения проблем. Ярким событием Форума стал «Конкурс перспективных научных работ молодых ученых», участие в котором явилось одновременно признанием творческого потенциала конкурсантов и авансом, открывающим им путь в большую науку.
На конкурс принимались работы, имеющие значение для науки и практического здравоохранения, отличающиеся новизной, актуальностью, оригинальностью в постановке и решении научных и научно-прикладных задач. Цель конкурса — поддержка молодых ученых — перспективных кадров медицинских и фармацевтических вузов, стимулирование их научной деятельности, поощрение за научные достижения, которые вносят существенный вклад в развитие медицинской и фармацевтической науки.

Лауреатами и дипломантами конкурса стали: Абдураимов Адхамжон Бахтиерович с работой «Мультиспиральная компьютерная томография в комплексной диагностике опухолей молочной железы» (Диплом I степени), Иванова Любовь Михайловна с работой «Комбинированная терапия хронического гепатита С у ВИЧ-инфицированных пациентов» (Диплом I степени),
Воробьев Денис Сергеевич с работой «Закономерности формирования противоинфекционной и противоопухолевой защиты при стимуляции врожденного иммунитета рекомбинантным белком теплового шока у мышей» (Диплом II степени), Горбачева Юлия Владимировна с работой «Патогенетические особенности спонтанного аборта хромосомной этиологии» (Диплом III степени), Кресникова Юлия Викторовна с работой «Клинико-эпидемиологическое исследование результатов ортопедического лечения больных с частичным отсутствием зубов» (Диплом III степени), Гаптракипов Эдуард Халилович с работой «Особенности хирургического лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни у больных с избыточной массой тела» (Диплом III степени). Специальный приз спонсора и диплом по итогам конкурса получила Фролова Екатерина Николаевна за работу «Остеостимулирующая активность мезенхимальных стволовых клеток костного мозга, культивированных на титановых носителях». Диплом по итогам конкурса «За высокую научно-практическую значимость исследования» получил Толкушин
Александр Геннадьевич за работу «Фармакоэкономические и фрмакоэпидемологические исследования терапии больных лимфогранулематозом». Назаров Владимир Андреевич за работу «LPS-зависимое репрограммирование воспалительного ответа макрофагов: роль SPD » награжден дипломом «За актуальность научного исследования». Работа Крысанова Ивана
Сергеевича «Оптимизация лекарственной помощи больным диффузной В-крупноклеточной лимфосаркомой с использованием фармакоэкономического подхода» стала дипломантом конкурса «За высокую научно-практическую значимость исследования».
В рамках ежегодного конгресса «Российский медицинский форум» проводился конкурс Образовательных программ. Цель конкурса — стимулирование разработки образовательных программ, направленных на повышение качества додипломного и послевузовского медицинского и фармацевтического образования; содействие внедрению этих программ в образовательный процесс. На конкурсе были представлены образовательные программы для разных форм обучения, разных циклов, отличающиеся новизной, актуальностью, оригинальностью в постановке и решении методических и дидактических задач, ориентацией на современные образова тельные технологии. Победители конкурса получили рекомендательные письма от Оргкомитета Российского Медицинского Форума в адрес Учебно-методического объединения (УМО) по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России с рекомендацией образовательных программ-победителей к утверждению. Авторы-разработчики программ-лауреатов были награждены почетными дипломами.

18 октября 2007 года в рамках второго «Российского Медицинского Форума-2007» впервые прошел международный семинар-тренинг «Актуальные вопросы защиты населения от биологических угроз». Организаторами семинара стали ММА им. И.М. Сеченова Росздрава, НП «ТЭМП», Международный совет по наукам о жизни, Программа глобального партнерства Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, Международный научно-технический центр, Международная консультативная группа по вопросам биобезопасности и защиты и Научный совет по биобезопасности Российской академии медицинских наук.
Основные темы семинара-тренинга: заболевания, связанные с миграцией населения; системы обеспечения и управления в области биобезопасности и защиты; биобезопасность исследовательских лабораторий; подготовка специалистов в области биобезопасности. В семинаре приняли участие: Международный Совет по наукам о жизни Международный научно-технический центр (МНТЦ); ММА им. И.М. Сеченова; Некоммерческое партнерство «Центр новых медицинских технологий» ТЭМП»; Институты РАМН, Роспотребнадзора, Федеральное медико-биологическое агентство; Эксперты агентства здравоохранения Канады, Соединенного Королевства, США, Казахстана, Киргизии.


Исходная статья: журнал "Медсестра" ноябрь 2007