«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
16.11.2007

Болонский процесс в подготовке врачебных кадров

ГОУ ВПО Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова
Лечебный факультет
 

В.Г. Кукес, В.Ф. Маринин, Д.А. Сычев

 

Рассмотрены вопросы подготовки врачебных кадров на кафедре клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней с учетом требований Болонского процесса. Указаны основные задачи Болонского процесса, требования к рабочей программе, как для студентов, так и   для преподавателей вуза, гармонизация программы и учебного пособия, реализация мероприятий в процессе выполнения модульно-кредитного обеспечения учебного процесса.

 

17-19 сентября 2003 г. в Берлине состоялась конференция министров высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие министры высшего образования 33 государств, подписавших к тому времени Болонскую декларацию и министры 7 государств - кандидатов на присоединение к ней, в том числе Российской Федерации. На совещании министров образования по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

Цель Болонского процесса – расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на европейский рынок труда.

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений в академических обменах с университетами европейских стран.       

В обсуждаемом ниже материале речь идет о выполнении требований Болонского процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней и клинической фармакологии в процессе работы со студентами 3-его и 5-6-го курсов лечебного факультета ММА им. И.М.Сеченова, г. Москва.

В процессе освоения общеевропейского пространства высшего медицинского образования с учетом Болонской Декларации необходима гармонизация не только учебных программ, но и пособий. Закончив изучение фундаментальных дисциплин на 1- 2 курсе, студент приходит подготовленным к выполнению первых основных задач в области обучения методам исследования больных, изучения механизмов возникновения симптомов, выявления и дифференциальной диагностики основных клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов.

Так, проект учебного пособия программы по пропедевтике внутренних болезней лечебного факультета разработан по модульному принципу, в рамках часах (кредитов) выделенных в примерных учебных часах (Министерства образования и Министерства здравоохранения и социального развития, 2006). Новый проект учебного пособия учитывает наработанные годами отечественные традиции, освещенные в предыдущих программах, а также основные положения по обсуждаемой проблеме в медицинских вузах Великобритании, США и Германии («Основные клинические навыки « Великобритания; - The University of Sheffield Western bank, Sheffield S10 2 TN, UK, 2001/2002; 2005; «Введение в клиническую медицину», США; - Ross University School of Medicine Administrative Offices, 499 Thornall St, 10 th Floor, Edison, 2004; «Введение в клиническую медицину», Германия, Структура додипломного медицинского образования в Германии, Боннский университет, на портале ММА им.И.М. Сеченова в Интернете; www. uni-bonn.de. В выше перечисленных странах, нет дисциплины под названием «Пропедевтика внутренних болезней».

Предполагаемое название пропедевтики внутренних болезней, по мнению авторов, будет звучать: "Введение в клинику внутренних болезней". Такое название напрямую приближается как к зарубежным вариантам названия данной дисциплины, так и к старым названиям этого предмета в отечественной медицине (Черноруцкий М.В. Диагностика внутренних болезней, -Л., 1954; Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. -Киев, 1972).

С учетом преподавания методов исследования больных в зарубежных школах нами из старой отечественной программы исключена частная патология – заболевания внутренних органов. Этот раздел (частная патология), будет перенесен на 4 и 5-е курсы обучения студентов в медицинском вузе. Вместо этого в программу включены как клинические синдромы, так и новые методы исследования, появившиеся в последние годы.

Учебное пособие «Введение в клинику внутренних болезней»   представлено 9 модулями (9 кредитов - при 36 часов в одном кредите).

В качестве примера приводим объем модуля № 1. В этот формат входят - общие методы обследования больного. Студента знакомят и обучают овладению практическими навыками с помощью расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации, лабораторными и инструментальными методами исследования. В модулях с 2-го по 9-й приводятся перечень сведений, который необходим студентам для освоения курса данной терапевтической дисциплины.

Такая последовательность изучения  внутренних болезней (Введение в клинику внутренних болезней)» позволяет хорошо освоить основные диагностические методы, уметь правильно и методично обследовать больного, распознать симптомы и их правильно трактовать на начальных этапах становления терапевта-клинициста.

В разрабатываемый нами рабочей программе по клинической фармакологии для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», мы гармонизировали содержание раздела, посвященного клинической фармакологии и фармакогенетике с программами ряда европейских вузов, и в частности Ливерпульского университета (Великобритания) и Медицинского университета Софии (Болгария).

В медицинских вузах России, особенно фармакогенетике  уделяют недостаточно внимания как на додипломом этапе, так и в системе послевузовского образования. В настоящее время лишь в одном вузе России создана кафедра фармакогенетики (РГМУ), однако в ней обучаются только студенты медико-биологического факультета. В единичных вузах имеются элективы по фармакокинетике. Что касается современной учебной литературы, то в России издано пособие «Лекции по фармакогенетике» (под редакцией академика РАМН, профессора С.Б. Середенина), а также учебник «Клиническая фармакология» (под редакцией академика РАМН, профессора Кукеса В.Г.), в которой имеется большая глава «Клиническая фармакогенетика» (Середенин С.Б., 2004, Кукес В.Г., 2004).

В качестве конечной цели обучения, что касается клинической фармакогенетики, нами было сформулировано освоение умения «выбирать эффективные, безопасные и доступные ЛС в соответствии индивидуальной чувствительности по данным фармакогенетических исследований».

Немаловажным является и формирование компетенций у врачей в системе послевузовского образования. По нашему мнению, в первую очередь это относится к послевузовской подготовке врачей по специальности «врач - клинический фармаколог. Так как согласно приказу Минздрава РФ № 494 0т 22.10 .03» О совершенствовании деятельности врачей – клинических фармакологов» именно они должны производить фармакогенетическое тестирование. В их задачи входит следующее:

  1. Проведение отбора пациентов для проведения фармакогенетических исследований;
  2. Интерпретация результатов фармакогенетических исследований;
  3. Выбор ЛС и их режимов дозирования с учетом результатов фармакогенетическогих исследований;
  4. Умение пользоваться источниками фармакогенетической информации (электронными базами данных, Интернет-ресурсами).

В настоящее время на кафедре проводится реализация плана по внедрение использования модульно-кредитного подхода в обучении студентов.

Изданы учебные пособия:

  1. «Введение в клинику внутренних болезней, 2007»;
  2. «Клинико-фармакологические аспекты взаимодействия лекарственных средств, 2007».
  3. Записаны 32 диска–носителя информации - учебное пособие «Введение в клинику внутренних болезней» (для использования в учебных группах студентов).

Наряду с этим планируются следующие мероприятия:

  1. Информирование научной общественности - публикация в журналах, сборниках и других источниках СМИ, размещение информации на портале ММА им. И.М. Сеченова.
  2. Обучение студентов 3 - го и 5-6–х курсов лечебного факультета в новом формате – модульно-кредитном подходе в обучении студентов.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Введение в клинику внутренних болезней. Учебное пособие. Под редакцией академика РАМН, проф. В.Г. Кукеса, профессора В.Ф. Маринина – М.: Издание ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава, 2007, с. 455
  2. Клинико-фармакологические аспекты взаимодействия лекарственных средств. Учебно-методическое пособие. – М.: Издание ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава, 2007, с. 171
  3. Пальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н., Чекнев Б.М.. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (интегрированный учебный план и кредитная система). Выпуск VIII. – М.: Издание ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова, 2006, с. 124
  4. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года).
  5. Сычев Д.А., Раменская Г.В., И.В.Игнатьев, В.Г.Кукес. Клиническая фармакогенетика. /Под редакцией В.Г. Кукеса, Н.П. Бочкова. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007, с. 245

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова