«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
12.11.2007

Методика использования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов для повышения качества предоставляемых вузом образовательных услуг

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова

Чиж И.М., Бабенко О.В., Макеева И.М., Савостьянов В.В.

 

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами-участниками процесса право влиять на принимаемые решения.

Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе до 2010 года предпринять ряд мер, среди которых, в том числе, создание условий для функционирования системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов сопоставимой с требованиями европейского сообщества.

Для этого необходима сертификация высшего учебного заведения в соответствии с требованиями системы менеджмета качества по стандарту ISO 9001:2000. Это необходимо для реализации организационной концепции высшего учебного заведения, включающей в себя две составляющие:

  1. Формирование корпоративной системы управления, когда определение проблем в организации учебного процесса начинается уже на уровне структурного подразделения (кафедры) с возможным немедленным их устранением;
  2. Осуществление постоянной готовности образовательного учреждения, начиная с уровня кафедры, к государственной аттестации и плановым, а также внеплановым проверкам.

Для реализации такой концепции качества создается структура контроля – служба менеджмента качества (СМК), органично входящая в структуру управления вузом. При этом основным индикатором качества представляемых образовательных услуг является качество подготовки специалиста, которая в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Положениями Болонской Декларации формируется из системы зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

В этой связи оптимальным представляется использование среднего показателя успеваемости (СПУ), рассчитываемого как отношение произведения количества фактически выработанных студентом аудиторных часов и числового эквивалента балльной оценки к общему количеству аудиторных часов, отводимых  ГОС ВПО на учебную дисциплину. А также общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ), представляющего собой среднюю величину от суммы всех СПУ по дисциплинам изученных студентом.

Расчет индивидуального СПУ студента по учебной дисциплине осуществляется с использование автоматизированной балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Полученные результаты заносятся в базу данных кафедры по схеме: учебная группа – курс – факультет. Величины СПУ ранжируются в соответствии с требованиями Европейской системы перезачета кредитов (ECTS).

В случае выявления несоответствий по СПУ организуются кафедральные и факультетские мероприятия, направленные на их устранение.

В случае невозможности устранения несоответствий принимается решение о проведение внеплановых аудитов службой качества вуза по проверке организации учебной и научной работы на факультетах и кафедрах.

Сведения по СПУ за учебный год позволяют формировать программу плановых аудитов качества по подразделениям вуза.

Общий средний показатель успеваемости (ОСПУ) подсчитывается в течение всех лет обучения студента по семестрам нарастающим итогом: по итогам первого семестра, по двум семестрам, по трем и т. д. В конце каждого семестра студент оценивает свою успеваемость по текущему значению ОСПУ, устанавливает степень своего соответствия требованиям к успеваемости, содержащимся в едином стандарте обучения вуза, намечает дальнейшие планы на учебу. При этом студент учитывает следующие факторы, влияющие на текущую и итоговую оценку его успеваемости:

  • лучшие студенты, имеющие максимальный ОСПУ по итогам семестра, заносятся в ректорский поощрительный список;
  • студент, занесенный в ректорский поощрительный список два или более раза, заносится в список студентов-лидеров. Такой студент получает льготы при оплате обучения, предоставлении финансовой помощи и образовательных кредитов, рабочего места в качестве штатного сотрудника или ассистента-преподавателя, при включении в специальную партнерскую международную программу обучения, а также содействие в продолжении обучения в вузах других стран;
  • если ОСПУ минимален, то студент считается неуспевающим, его имя заносится в предупредительный лист. Если он занесен в предупредительный лист три раза, то отчисляется из вуза.

Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова