«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Медицинскому образованию требуется доктор 09.11.2007

Медицинскому образованию требуется доктор

Преобразования, начавшиеся в здравоохранении, затронули три основные его сферы - клиническую практику, медицинскую науку и медицинское образование. Поэтому на форуме общались представители сразу нескольких ведомств - организаторы российского медицинского образования, руководители российских медицинских и фармацевтических вузов и факультетов, практикующие врачи, ученые, представители Минобрнауки, НФПК, Минздравсоцразвития.

Обсуждались актуальные вопросы медицины и здравоохранения, в том числе проблемы подготовки, переподготовки и специализации медиков, внедрения высоких диагностических технологий, обеспечения прав пациентов. Пожалуй, впервые за последние годы практикующие врачи и ученые обратили особое внимание на проблемы медицинского образования. Вопрос о стратегии его развития даже специально вынесли на обсуждение пленарного заседания форума. Все это не случайно: с каждым годом растут требования к качеству подготовки врачей, по всей стране медучреждения переоснащаются современной техникой, внедряются новейшие технологии. Но готовы ли к таким переменам действующие врачи и выпускники вузов?

Руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию академик РАМН Юрий Беленков считает, что не готовы. "Как директор Института клинической кардиологии, могу сказать, что нам приходится доучивать выпускников вузов, начинающих работать у нас, - заявил он. - И это, заметьте, лучшие, прошедшие специальный отбор в нашу ординатуру. Что же говорить об остальных? И кто будет доучивать, например, сельских врачей?"

Участники форума были единодушны: модернизация "на скорую руку" такой консервативной сферы, как медицина, может обернуться трагедией. Тем не менее менять подходы к образованию нужно. Вывод: необходимо совершенствовать программу вузов и переоснащать учебные клинические базы, которые с каждым годом все больше отстают от реальных. Сегодня каждый пятый студент и каждый седьмой врач считают, что образовательные программы в медицинских вузах расходятся с лечебной практикой.

Какие же меры способны изменить ситуацию с медобразованием в лучшую сторону? И студенты, и врачи считают, что в процессе обучения должно быть гораздо больше, чем сейчас, клинической практики. Для этого, по мнению ректора ММА им. И.М.Сеченова Михаила Пальцева, необходимо развивать вузовскую медицину. Нужны клинические больницы, их не хватает. Между тем на Западе, например, все основные исследования проходят именно в вузовских клиниках, которые считаются самыми прогрессивными медучреждениями.

Медики обеспокоены и тем, что сегодня появляются так называемые медицинские факультеты в непрофильных вузах, например технических. Там готовят самых "денежных" ныне специалистов - стоматологов и фармацевтов. Медицинское сообщество считает такой подход к образованию недопустимым.

Волнует медиков и организация дополнительного образования. Сегодня российские врачи проходят через курсы повышения квалификации один раз в пять лет. Но сами они недовольны существующей системой, считая, что переподготовка хаотична и не всегда дает конкретному врачу необходимые знания.

Участники форума считают серьезной проблемой падение престижа медицинской профессии среди молодежи и снижение доверия к врачам у населения страны. Увеличение зарплаты представителям первичного медицинского звена - явно недостаточная мера для поднятия престижа профессии. Получилось, что сегодня хирург получает ненамного больше, чем, скажем, медсестра. Как заявил президент Московского государственного медико-стоматологического университета Николай Ющук, врачи должны получать достойную заработную плату. Как, впрочем, и преподаватели медицинских вузов - величина их дохода тоже не способствует привлечению молодых людей в эту сферу и возрождению интереса к профессии.

К счастью, молодежь все-таки в медицину идет. Это показали два конкурса, впервые прошедшие в рамках форума, - образовательных программ и перспективных научных работ молодых ученых. И тот, и другой вызвали большой интерес у молодежи, а также привлекли внимание врачей и ученых к проблемам медицинского образования.

В завершение форума ректор ММА им. И.М.Сеченова Михаил Пальцев отметил, что такие обсуждения нужно проводить систематически и в следующий раз сделать акцент на проблематике высшего медицинского и фармацевтического образования.


Исходная статья: Газета "Поиск" N44 (962) 2 ноября 2007г
Авторы:  Олеся Пенкина