«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
09.11.2007

Материалы для информирования об инновационной образовательной программе ММА им. И.М.Сеченова (Система менеджмента качества: процессы, связанные с потребителями)

Материалы для информирования об инновационной образовательной программе ММА им. И.М.Сеченова

Система менеджмента качества: процессы, связанные с потребителями

Разработка, внедрение и сертификация Системы менеджмента качества (СМК) Академии одно из приоритетных направлений в реализации инновационной образовательной программы ММА им. И.М.Сеченова.

В настоящее время такая система создана и действует. Наш вуз получил сертификат соответствия Системы менеджмента качества Академии требованиям и рекомендациям международного стандарта ISO 9001:2000.

В основном документе, регламентирующем СМК, Руководстве по качеству, в разделе 7.2 определены процессы, связанные с потребителями. Указанный раздел Руководства важен для понимания обучающимися, которые, наряду с другими, являются потребителями продукции Академии. Ниже приводится полное содержание подразделов.

7.2.1. Потребители и их потребности

 

N п/п

Потребители

Основные потребности и ожидания

1.

Внутренние потребители

 

1.1.

Абитуриенты, обучающиеся и их семьи

Знания, навыки, возможности достижения личных и профессиональных целей, комфорт и удовольствие от обучения, дополнительные услуги (питание, проживание и т.п.), оперативные и полные ответы на возникающие вопросы

1.2.

Персонал вуза, включая профессорско-преподавательский состав, инженерно-технический и вспомогательный персонал

Достойная заработная плата, непрерывный профессиональный и административный рост, удовлетворение от работы и интерес к ней, обеспеченность необходимыми ресурсами всех рабочих процессов

1.3.

Руководство факультетов, кафедр и др. структурных подразделений, обеспечивающих образовательные программы

Ясное, четкое руководство и помощь со стороны администрации вуза, непрерывное улучшение качества работы и имиджа, обмен информацией, кооперация и взаимодействие

2.

Внешние потребители

 

2.1.

Работодатели

Компетентные, работоспособные и социально- адаптированные работники необходимых специальностей

2.2.

Другие образовательные учреждения, принимающие выпускников для дальнейшего обучения

Хорошо подготовленные поступающие (абитуриенты), способные к продолжению образования и научным исследованиям

2.3.

Государство и общество в целом

Компетентные работники, социально-адаптированные и политически активные граждане, лидеры и руководители

2.4.

Органы законодательной и исполнительной власти

Быть переизбранными или переназначенными на новый срок в связи с хорошим функционированием социально-экономических систем, соответствие результатов деятельности запросам общества

2.5.

Министерство образования РФ, государственные органы лицензирования, аттестации и аккредитации

Соответствие предоставляемых образовательных услуг и учреждений ГОС и установленным требованиям, критериям и стандартам

 

Требования, относящиеся к образовательной деятельности, применительно к которой разработана СМК, определены Государственными образовательными стандартами, Рабочими учебными планами, Образовательными стандартами Министерства образования, а также программой обучения в профильной школе, программой обучения на подготовительных курсах, Учебном плане, Учебно-производственном плане, Учебно-тематическом плане.

7.2.2. Анализ требований, относящихся к продукции

Для проведения анализа требований, относящихся к образовательной деятельности, Академия выполняет следующие мероприятия:

  • проводит анализ Государственного стандарта по специальности, а также других регламентирующих документов, с целью составления Учебных планов и программ;
  • проводит исследования по выявлению требований к качеству образования;
  • организует взаимодействие Академии с потенциальными потребителями его услуг (проводит дни открытых дверей);
  • проводит подбор и разработку методик диагностики качества образования;
  • выполняет разработку методики сбора информации на всех уровнях;
  • выполняет описание технологий организации и проведения мониторинга качества образования.

Записи результатов анализа услуги до принятия организацией обязательства предоставлять услугу и последующих действий, вытекающих из анализа, ведутся в соответствии с формами, указанными в процедуре ММА-СМК-ПР-002 - «Управление записями».            

7.2.3. Связь с потребителями

С потребителями услуг (абитуриентами, обучающимися, работодателями) в Академии устанавливаются постоянные контакты с использованием различных способов связи (телефон, факс, почта, в том числе электронная). С целью получения обратной связи от потребителей Академия проводит анкетирование и опросы. Более подробно о проведении опросов описано в Процедуре ММА-СМК-ПР-007 – «Анализ удовлетворенности потребителей». Академия предоставляет информацию об оказываемых услугах посредством публикации рекламных материалов в СМИ, а также публикаций на интернет-портале Академии.

Порядок обработки поступающих от потребителей жалоб описан в Процедуре ММА-СМК-ПР-004 -«Управление несоответствиями».

Ответственность за связь с потребителями в Академии возложена на Руководителя СК.

Некоторые термины и понятия (из Руководства по качеству)

Система менеджмента качества (СМК)

Система менеджмента, предназначенная для того, чтобы направлять и управлять организацией применительно к качеству.

Служба качества (СК)

Подразделение Академии, занимающееся разработкой, внедрением и поддержанием в актуальном состоянии СМК Академии на функциональной основе.

Качество

Степень, в какой совокупность собственных (присущих) характеристик соответствует требованиям.

Продукция / услуга

Результат процесса.

Потребитель

Организация или лицо, получающее (приобретающее) продукцию/услугу.

Руководитель Службы качества (Руководитель СК)

Уполномоченное лицо, отвечающее за руководство разработкой, внедрением и поддержанием в актуальном состоянии СМК Академии в соответствии с требованиями Стандарта ISO 9001:2000; а также ответственное за проведение анализа эффективности СМК с целью улучшения ее функционирования.

 

 


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова