«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
06.11.2007

Реализация инновационных проектов по направлению «Образование» – важный этап развития творческого потенциала коллектива фармацевтического факультета

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Фармацевтический факультет

профессор И.И. Краснюк,  доцент , заслуженный работник высшей школы Г.В. Михайлова

 

Информацию о том, что Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова оказалась в числе 17 учебных заведений – победителей конкурса, проводимого в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Образование», и в котором приняли участие 197 вузов России, внедряющих инновационные программы, была воспринята преподавателями фармацевтического факультета с воодушевлением. Финансовая поддержка государства, безусловно, важна для дальнейшей модернизации учебного процесса, совершенствования материально-технической базы факультета, особенно в настоящее время, требующее интеграции нашей системы образования в европейское и международное образовательное пространство в целом.

В рамках государственного финансирования фармацевтический факультет Академии получил возможность активизировать творческий потенциал преподавателей факультета, их усилия, направленные на выработку предложений по совершенствованию Государственного стандарта; разработку учебного плана подготовки специалистов нового поколения; дальнейшее развитие дистанционного обучения; модернизацию электронной библиотеки по специальности «Фармация», содержащую энциклопедическую информацию по всем дисциплинам учебного плана по специальности «Фармация», на внедрение новых информационных технологий на лекциях и лабораторных занятиях, создание медиотеки, использование новых форм и методов обучения, включая деловые игры, формирование и контроль практических умений на базе учебно-производственной аптеки факультета. 

Как показал опыт работы кафедры технологии лекарственных форм, проведение занятий в форме деловой игры позволяет усилить мотивацию обучения и приблизить учебный процесс к будущей профессиональной деятельности; сформировать не только профессиональные умения и навыки, но и  развить умения коллективного решения профессиональных задач; устного, письменного, визуального межличностного и группового общения должностных лиц аптеки; активизировать творческое мышление и профессиональную активность при сочетании процессов самообучения, самоконтроля, самоуправления; соблюдать основы этики и деонтологии, преодолевать психологический барьер при освоении новых видов профессиональной деятельности.

После самоподготовки и работы в лаборатории в ходе деловой игры студенты должны уметь: реализовывать требования нормативных документов при организации работы соответствующего отдела аптеки (например, рецептурно-производственного); организовывать и осуществлять работу на соответствующих участках отдела; работать в условиях производственного коллектива; анализировать и обобщать результаты профессиональной деятельности; вести соответствующие учетные документы; выступать с докладом на производственном совещании аптеки, вести дискуссию, рецензировать, оппонировать, задавать вопросы и отвечать на поставленные.

Обязательными условиями игры является необходимость предварительно изучить методику проведения занятия (игры); каждым участником игры  знать свои права и обязанности, использовать знания, умения и навыки, выработанные в процессе аудиторной работы и самоподготовки, создать атмосферу индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.

По правилам игры обязательным является соблюдение функциональных обязанностей (ролей) в строгом соответствии с инструкцией и регламентом работы. Ведущему игры предоставляется право вводить проблемную ситуацию, корректировать ход игры или акцентировать внимание на наиболее важных вопросах, поощрять лучших исполнителей профессиональной роли.

В учебном процессе использовались три вида деловых игр: «Конференция», «Доклад и дискуссия», «Работа рецептурно-производственного отдела». Каждая из этих игр имеет свои особенности ролевого плана, сценария и форм оценки.

«Конференция» - предполагает подготовку студентами сообщений, вопросов по теме и ответов на них. В студенческой группе формируются 4 одинаковых по численности коллектива (4-6 человек в каждом). Распределение ролей осуществляется студентами самостоятельно с учетом мнения каждого игрока. В каждой группе выделяются: лидер, 2-3 ведущих специалиста, 2-3 консультанта.

 «Доклад и дискуссия»позволяет органично сочетать ее как с традиционными формами обучения, так и выносить в качестве отдельного занятия. При этом задания игрокам могут иметь чисто теоретический характер или частично включать их практическое выполнение. В комплект ролей одной группы входят: лидер,  докладчик и 2-3 содокладчика, 2-3 консультанта, рецензент, оппонент, эксперт. По окончании дискуссии группа экспертов подводит итог работы каждого участника и выставляет общую оценку. Выявляется коллектив, набравший большее количество баллов. В процессе игры количество вопросов и их направленность могут изменяться в соответствии с полнотой раскрытия тем выступающими, критическими замечаниями рецензентов, оппонентов и других участников игры. Руководитель игры предлагает игрокам – экспертам проблемные ситуации (реальные или смоделированные), которые могут возникнуть в практической деятельности сотрудников аптек

«Работа рецептурно-производственного отдела аптеки». Этот вид игры в наибольшей степени соответствует условиям будущей профессиональной деятельности студентов и позволяет обеспечить максимально возможный (в условиях учебно-производственной аптеки) уровень самостоятельной работы. В комплект ролей входят: директор аптеки (преподаватель), заведующий рецептурно-производственным отделом, провизор-аналитик, 2-3 провизора-технолога (по контролю качества и по изготовлению внутриаптечной заготовки), 2-3 фармацевта, инспектор вышестоящей организации, помощники фармацевта, практиканты (ими являются отстающие студенты, имеющие возможность отработать пропущенные занятия).

Каждый студент группы является сотрудником рецептурно-производственного отдела аптеки (РПО). Аптеку возглавляет директор (преподаватель группы), он же - руководитель игры. Каждый участник игры принимает участие в «оборудовании» и «оснащении» рабочего места специалиста, в соответствии с исполняемой ролью.

Заведующий РПО подбирает сотрудников, организует работу ассистентской комнаты и других необходимых служб отдела, контролирует знание сотрудниками своих прав и обязанностей, готовность к работе. В середине рабочего дня в аптеку прибывают 2 инспектора (их роль выполняют студенты параллельной соревнующейся группы). Инспекторы в соответствии с нормативными документами и предварительно подготовленным планом проверки проводят фармацевтическое обследование работы РПО аптеки и составляют акт. В конце рабочего дня (после выполнения всех производственных заданий) проводится совместное совещание (конференция) коллективов РПО двух аптек. На совещании присутствуют инспекторы. В конце заседания жюри в составе директоров аптек, заведующих РПО, инспекторов подводит итоги деятельности коллективов и объявляет лучших специалистов и коллектива в целом.

Изготовленные лекарственные препараты, продукция внутриаптечной заготовки, комплекты заданий, рецепты, паспорта письменного контроля на изготовленные препараты, регистрационные журналы, планы, акты обследований, письменный ответ заведующего РПО на замечания инспекторов, изложенные в акте обследования; тезисы докладов, протокол конференции, иллюстративный материал, визитные карточки и другие документы сдаются руководителю деловой игры после подведения итогов.

Кроме кафедры технологии лекарственных форм деловые игры в учебном процессе используют кафедры: организации и экономики фармации, фармакологии, фармакогнозии, фармацевтической химии. Задачей факультета на ближайший период является работа по организации проведения деловых игр интегрированного характера с участием всех профильных кафедр, дальнейшее оборудование и оснащение производственной аптеки, привлечение к участию в деловых играх практических работников аптеки, создание условий, необходимых для формирования у студентов практических умений и контроля качества учебного процесса.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова