«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
06.11.2007

Математическое моделирование автоматизированного расчета балльно-рейтинговых показателей успеваемости студентов

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова

Чиж И.М., Бабенко О.В., Макеева И.М., Савостьянов В.В.

 

В связи с тем, что расчет числовых оценок полученных студентами по дисциплинам учебного плана для кафедр ММА имени И.М. Сеченова с помощью балльно-рейтинговой системы представляет весьма непростую и трудоемкую задачу, а организация учебного процесса относится к синхронному классу, поточно-групповому подтипу, возникла серьезная необходимость использования автоматизированного подхода к расчету балльно-рейтинговых показателей успеваемости студентов.

В соответствии с положениями методического пособия по разработке балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки успеваемости знаний студентов в ММА имени И.М. Сеченова для автоматизированного расчета БРС сначала были выбраны ее обязательные и рекомендуемые компоненты.

Также в автоматизированном расчете БРС были учтены предложения кафедр факультета военного обучения ММА имени И.М. Сеченова:

  1. Распределение баллов рейтинга текущей успеваемости по видам деятельности осуществить с учетом трудоемкости темы в изучаемой дисциплине;
  2. Использование системы штрафных баллов за пропуск аудиторных занятий;
  3. Присвоение особой значимости итоговому тестированию и контролю практических навыков;
  4. Использование системы поощрительных баллов за самостоятельную работу.

На основании этих исходных данных была разработана математическая модель автоматизированного расчета показателей балльно-рейтинговой системы.

Объектами исследования выступили студенты 5-го курса факультета военного обучения (п=45), изучавшие в 2006/2007 гг. военно-полевую хирургию и военно-полевую терапию на профильных кафедрах ММА имени И.М. Сеченова, расположенных на клинической базе Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко.

В процессе исследования на основе математической модели расчета балльно-рейтинговой системы были разработаны электронные базы данных для этих кафедр в программном приложении Microsoft Office Excel 2003.

Распределение баллов было осуществлено следующим образом:

  1. Оценка текущей успеваемости: посещение аудиторных занятий -16 баллов; текущая (рубежная) оценка знаний - 36 баллов; самостоятельная работа (в том числе, научная работа и другие виды деятельности) - 8 баллов.
  2. Оценка за экзамен: экзаменационное тестирование - 7 баллов; сдача практических навыков - 13 баллов; собеседование с экзаменационной комиссией - 20 баллов.

Подобное распределение баллов исключило получение оценки «удовлетворительно» в случае посещения студентом всех занятий, сдаче текущих (рубежных) контролей и всех видов экзаменационного контроля на «хорошо» без оценки самостоятельной (в том числе, научной) работы и других видов деятельности, так как общая сумма баллов в таком варианте составляла - 72.

Отличием в организации учебного процесса на изучаемых кафедрах явился подход к проведению лекционных занятий. Если на кафедре военно-полевой терапии лекционные занятия были проведены блоками в начале учебного цикла, то на кафедре военно-полевой хирургии лекции чаще проводились совместно с практическими занятиями. Это отличие привело к разным подходам в оформлении балльно-рейтинговых электронных баз.

Особенностью исследования, явилось то, что самостоятельная работа (в том числе, научная работа) студентов не оценивалась. Такой подход определил чистоту эксперимента по выявлению значимости посещаемости аудиторных занятий в сопоставлении с оценкой знаний в процессе их текущего контроля.

Результаты исследования были подвергнуты корреляционному (коэффициент (г) Pearson) и дисперсионному (критерий (t) Student).

В ходе исследования выявили слабую положительную (в случае сравнения пропусков аудиторных занятий - слабую отрицательную) корреляционную связь и отсутствие различий при сравнении рейтинга текущей успеваемости, экзаменационного рейтинга и итогового рейтинга при межгрупповом сравнении. Это явилось подтверждением эффективности разработанной математической модели, так как объектами исследования были студенты старших курсов со сформировавшейся тенденцией в успеваемости.

Таким образом, синхронный поточно-групповой подход организации учебного процесса в ММА имени И.М. Сеченова позволяет использовать единый автоматизированный внутривузовский расчет показателей балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Причем использование автоматизированной балльно-рейтинговой системы значительно снизит учебную нагрузку на преподавателя.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова