«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
06.11.2007

Совершенствование подготовки специалистов и врачей-лаборантов системы Роспотребнадзора в области госсанэпиднадзора за ГМО растительного происхождения и их лабораторного контроля

ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова
 Медико-профилактический факультет послевузовского профессионального образования

Суханов Б.П., Керимова М.Г., Елизарова Е.В. (Кафедра гигиены питания и токсикологии МПФ ППО)

 

            В рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова» на кафедре гигиены питания и токсикологии МПФ ППО проведена работа в соответствии с направлением «Разработка и приобретение программного и методического обеспечения» по теме «Разработка проекта учебно-методического пособия для послевузовского образования специалистов Роспотребнадзора «Госсанэпиднадзор за безопасностью продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) растительного происхождения. Методы лабораторного контроля».

            Актуальность работы определялась интенсивным внедрением генно-инженерных технологий в сферу пищевой индустрии, что привело к организации широкомасштабного производства пищевых продуктов, полученных из/или с использованием сырья растительного происхождения, имеющего генно-инженерно-модифицированные аналоги, называемые в настоящее время генно-инженерно-модифицированными организмами (ГМО). ГМО широко используются в питании человека. Однако, имеют место нарушения законодательных документов в отношении ввоза, изготовления и реализации, этикетирования и маркировки, качества и безопасности растительной продукции из/или с использованием ГМО. Это обусловливает необходимость усиления государственного санитарно-эпидемиологического надзора и поэтапного контроля пищевой продукции из ГМО или имеющей такие компоненты, в сфере ее ввоза, производства и оборота, а также обучения специалистов методам лабораторного контроля.

В ходе разработки учебно-методического пособия проведен анализ научной литературы по проблеме использования ГМО растительного происхождения в питании человека; по методам их идентификации и оценки безопасности; анализ законодательно-нормативной базы по обороту ГМО на рынке России и в других странах; разработана система оценки профессиональной компетенции специалистов.

Учебно-методическое пособие, предназначенное для дистанционного обучения специалистов Роспотребнадзора и врачей ФГУЗ ЦГиЭ, содержит современные данные законодательно-нормативной базы по обороту пищевой продукции из ГМО, подробно изложены задачи государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля за пищевой продукцией, полученной из/или с использованием ГМО растительного, рассмотрены подходы к оценке безопасности ГМО, даны сведения о мировом опыте выращивания и использования генно-инженерно-модифицированных культур в питании человека. Подробно изложен алгоритм проведения анализа различных методов определения ГМО растительного происхождения в пищевых продуктах.

Большое внимание уделено проведению предрегистрационной санитарно-эпидемиологической экспертизы (на стадии заключения договора на поставку) впервые ввозимого в Россию генетически модифицированного сырья или продуктов из/с использованием ГМО. Описаны три направления экспертизы: медико-генетическая, медико-биологическая и технологическая. Наиболее подробно описана медико-биологическая, включающая: установление композиционной эквивалентности (сравнение макро- и микронутриентного состава, содержания специфических компонентов, биологически активных веществ и контаминантов генно-инженерно-модифицированного продукта и его традиционного аналога), определение в эксперименте хронической токсичности ГМО и продуктов из/с их использованием, специальных эффектов (аллергического, мутагенного, на иммунный статус и функцию воспроизводства).

Важное место в пособии отведено пострегистрационному госсанэпиднадзору за сырьем, имеющим генетически-модифицированные аналоги и продукцией из/с использованием ГМО при их производстве и обращении. Для лучшего овладения навыками надзора и лабораторного контроля, повышения эффективности работы специалистов и врачей по гигиене питания в этой области разработана и включена в пособие схема идентификации ГМО. Подробно излагаются требования к маркировке пищевых продуктов, полученных из/с использованием ГМО.

Обращено внимание на меры, предпринимаемые органами и учреждениями Роспотребнадзора по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции из/с ГМО.

Основной раздел пособия, имеющий важное практическое значение, посвящен организации и проведению лабораторного контроля за сырьем, имеющим ГМО аналоги и продукцией, полученной из/с использованием ГМО. Он включает наиболее доступные и надежные методы идентификации ГМО (определение экспрессированного белка, нового признака, обусловленного генно-инженерной модификацией, и рекомбинантной ДНК.

Даны ссылки на действующие документы, регламентирующие идентификацию регуляторных последовательностей, маркерных генов путем проведения скрининговых исследований; идентификацию в образе ДНК растения, имеющего ГМ аналоги, конкретного трансформационного события.

Показаны методические подходы к интерпритации результатов анализов и принятию решений.

Изложены правила отбора проб пищевых продуктов, полученных из/с использованием сырья, имеющего генно-инженерно-модифицированные аналоги, а также общие требования к выполнению лабораторных исследований, правила работы с оборудованием, реактивами и организация рабочих мест.

Для лабораторного контроля отобраны и в доступной транскрипции изложены внедренные на базе обучения врачей-лаборантов методы исследований ГМО.

Это, прежде всего, химические методы идентификации генетических модификаций; методы идентификации белка, определяющего новый признак, их преимущества, которые связаны с достаточно простым форматом и относительно низкой стоимостью анализа по сравнению с другими методами, и недостатки, обусловленные ограниченными возможностями их использования при проведении мониторинга за оборотом пищевой продукции, полученной из/с использованием ГМО.

Представлены методы идентификации рекомбинантной ДНК, включающие выделение ДНК из пищевого продукта (что важно для успешного проведения амплификации и устранения веществ, способных ингибировать полимеразную цепную реакцию), амплификацию целевой ДНК (с выполнением денатурации ДНК, присоединения праймеров к ДНК мишени с образованием коротких двухцепочечных участков ДНК, необходимых для начала синтеза ДНК, комплементарного достраивания цепи ДНК), разделение нуклеиновых кислот методом электрофореза в агарозном геле.

Изложены скрининговые методы анализов, которые наиболее убедительны в определении регуляторных последовательностей, промотора 35 S и/или терминатора NOS и позволяют контролировать до 98% всей представленной на мировом рынке пищевой продукции, полученной из генно-инженерно-модифицированных организмов.

Представлены методы идентификации конкретной линии ГМО, основанные на полимеразной цепной реакции (ПЦР), позволяющие идентифицировать  наиболее часто встречаемые на мировом продовольственном рынке сорта генетически модифицированных культур, а также метод количественного определения рекомбинантной ДНК, основанный на определении продуктов ПЦР непосредственно в ходе реакции (в режиме реального времени) и отличающийся высокой чувствительностью и специфичностью, отсутствием контаминации продуктами ПЦР, значительной экономией лабораторной площади и меньшей продолжительностью анализа.

В пособие включены и новейшие методы определения ГМО растительного происхождения с применением биологических микрочипов, которые обладают большим потенциалом для скрининга значительного количества ГМО в одном анализе, так как микрочипы переносят лабораторные анализы на маленькую поверхность стекла или пластика (чип) с фиксацией на этих поверхностях зондов (коротких последовательностей одиночной ДНК), которые связываются целевой ДНК в изучаемой пробе продукта.

Приводится метод идентификации ГМО растительного происхождения с применением биологического микрочипа, разработанный отечественными специалистами. Этот метод включает стадии ассиметричной мультиплексной ПЦР, гибридизацию амплифицированной целевой ДНК на микрочипе, детекцию результатов анализа с использованием специального считывающего прибора и позволяет определять промотор 35 S  из вируса мозаики цветной капусты, маркерный ген gus из бактерии Escherichia coli, терминатор nos из агробактерии Agrobacterium tumefaciens, маркерный ген npt II бактериального происхождения, терминатор ocs из агробактерии Agrobacterium tumefaciens.

Описаны и технологии применения биочипов с использованием микрожидкостных устройств, включающих амплификатор для проведения ПЦР, систему электрофореза и чип, на который нанесена ДНК, необходимая для идентификации продуктов ПЦР.

В учебно-методическом пособии представлены контрольные вопросы, тестовые задания и практические ситуационные задачи, что будет способствовать улучшению усвоения материала на лекции, семинаре, практическом занятии, а также при самоподготовке и самоконтроле в процессе дистанционного обучения.

            Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов и врачей по гигиене питания, осуществляющих надзорные функции, а также для врачей-лаборантов, биологов, химиков и других специалистов лабораторной службы.

            На кафедре намечен детальный план по реализации мероприятий проекта по направлению «Разработка и приобретение программного и методического обеспечения» в связи с написанием учебно-методического пособия «Госсанэпиднадзор за безопасностью продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) растительного происхождения. Методы лабораторного контроля» и внедрением материалов пособия в учебный процесс кафедры в текущем году. Одним из основых мероприятий является организация и проведение модуля «Генно-инженерно-модифицированные организмы (ГМО) растительного происхождения: методы лабораторного контроля» в цикле тематического усовершенствования «Генно-инженерно-модифицированные организмы (ГМО): госсанэпиднадзор и методы лабораторного контроля» для специалистов лабораторной службы.

Для организации этого модуля кафедрой разрабатывается учебно-тематический план и учебная программа, а также перечень профессиональных компетенций, которыми должны овладеть специалисты и врачи по гигиене питания в процессе обучения. Внедрению модуля в учебный процесс предшествует утверждение пакета документов на Организационно-методическом совете МПФ ППО и УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

В настоящее время подготовлена электронная и бумажная версия учебно-методического пособия «Госсанэпиднадзор за безопасностью продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) растительного происхождения. Методы лабораторного контроля», которое будет издано в издательстве «ГЕОТАР-МЕДИА» тиражом 400 экземпляров.

Организация и проведение обучения по модулю «Генно-инженерно-модифицированные организмы (ГМО) растительного происхождения: методы лабораторного контроля» в цикле тематического усовершенствования «Генно-инженерно-модифицированные организмы (ГМО): госсанэпиднадзор и методы лабораторного контроля» позволит улучшить качество подготовки специалистов Роспотребнадзора и врачей ФГУЗ ЦГиЭ, а также внедрить очень важный раздел программы обучения в образовательный процесс кафедры гигиены питания РМАПО в соответствии с типовой программой дополнительного профессионального образования врачей по гигиене питания.

 

 

Планируется публикация в сборнике материалов научно-методической конференции преподававтелей ММА им. И.М.Сеченова и дугих периодических изданиях.

 

Руководитель временного трудового коллектива по проекту: «Разработка проекта учебно-методического пособия для послевузовского образования специалистов Роспотребнадзора «Госсанэпиднадзор за безопасностью продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) растительного происхождения. Методы лабораторного контроля» в рамках «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова» в соответствии с направлением «Разработка и приобретение программного и методического обеспечения» - профессор, д.м.н., Суханов Б.П..

 


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова