«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Бесконечный диалог 29.10.2007

Бесконечный диалог

Образование и бизнес не спешат навстречу друг другу

Комитет Госдумы по образованию и науке провел круглый стол “Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект”, в котором приняли участие депутаты, представители Совета Федерации, образовательного сообщества и бизнеса, министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Федерации.

По словам заместителя председателя комитета Валентины Ивановой, сегодня государственно-частное партнерство (ГЧП) является альтернативой приватизации стратегических, жизненно важных государственных объектов и при этом способствует привлечению средств бизнеса в государственную сферу. Она подчеркнула, что необходимо найти механизмы, которые бы стимулировали бизнес инвестировать в образование. Как отметила В.Иванова, таким стимулом, например, могут быть налоговые льготы. Сегодня расходы российских предприятий на обучение персонала составляют 0,7% от прибыли, в то время как в западных развитых странах - 10-12%.

Федор Прокопов, начальник департамента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), предложил полностью отнести на себестоимость продукции расходы предприятий по повышению квалификации, подготовке и переподготовке сотрудников. Кроме того, по мнению Прокопова, к расходам предприятий на образование необходимо отнести не только собственно затраты на оплату обу­чения, но и вложения в материально-техническую базу образовательных учреждений и переподготовку педагогов. По его словам, надо увеличить с 50 до 150 тысяч рублей годовую сумму льготы по налогу на доходы физических лиц при оплате обучения. Также он считает, что такая льгота должна распространяться на все формы обучения, а не только на очную, как это предусмотрено сейчас.

Виталий Видяпин, ректор РЭА им. Г.В.Плеханова, наиболее приемлемой формой государственно-частного партнерства в сфере экономического образования считает соучредительство. Он рассказал, как эта схема действует в его вузе. По словам Видяпина, компания Олега Дерипаски “Базовый элемент” - партнер государства в финансировании академии. Наблюдательный совет назначает президента, который является доверенным лицом владельцев собственности и отвечает за хозяйственную деятельность. Ректор избирается коллективом и отвечает за учебный и научный процесс в академии. По мнению Видяпина, “не надо бояться бизнеса и ассоциировать его партнерство с образованием с памятной всем историей про РГГУ и Невзлина”. Он предложил провести эксперименты по разным формам привлечения частного капитала в образование.

Оппонент Видяпина, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров, заявил, что “нигде в мире нет такого странного смешения государственного и негосударственного образования”. По его словам, бизнес идет туда, где он гарантированно получит прибыль, поэтому далеко не все вузы могут создать хорошие эндаументы - фонды целевого капитала.

В ходе дискуссии представители образования и бизнеса выразили друг другу взаимные претензии. Замдиректора департамента подготовки кадров РЖД Михаил Корвяков был недоволен тем, что “сегодня о работодателях вспоминают только тогда, когда это удобно вузам”. Кроме того, он припомнил Минобр­науки тот факт, что это ведомство не пригласило РЖД на лицензирование МИИТа, а также не зовет регулярно представителей этой компании для разработки стандартов профессионального образования. Хотя на словах и приглашают, и зовут, и на этом же круглом столе Наталья Третьяк, представитель Минобрнауки, говорила: “Министерство считает, что следует привлекать работодателей в систему оценки качества образования на любом его этапе. Это участие в процедуре лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и итоговой аттестации выпускников”.

На рассмотрение участников круглого стола была представлена Концепция ГЧП в образовании, разработанная Межведомственной рабочей группой совместно с МИИТом. В ней с учетом международного опыта изложены признаки такого партнерства, его формы проанализирована российская практика применения в сфере профессионального образования на примере МИИТа и РЖД. По итогам круглого стола были также подготовлены рекомендации Комитету Госдумы по образованию и науке, правительству, РСПП, Торгово-промышленной палате, объединениям и союзам предпринимателей.


Исходная статья: ПОИСК
Авторы:  Олеся Пенкина