«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
В 7 лет – тревоги как у взрослых. Лишние обязанности приводят к бэби-стрессу 22.10.2007

В 7 лет – тревоги как у взрослых. Лишние обязанности приводят к бэби-стрессу

"Сегодняшних детишек заставляют взрослеть слишком быстро, и перспективы, в социальном и общемировом плане, кажутся все более неопределенными". Робин Александер, специалист по педагогике в Кембридже и Варвике, кажется, не желает успокаивать мам и пап в отношении их отпрысков. Впрочем, сами данные, собранные командой ученых – 750 интервью с родителями, преподавателями и учащимися в 2006 году – приводят в уныние: асоциальное поведение, материализм, "культ знаменитостей", тревоги, связанные с поиском работы, и неконтролируемый страх "перед миром, который находится за школьным порогом". Многовато для детей в возрасте от 7 до 11 лет!

Издание Independent называет это "нетипичным имиджем" – как будто маленькие британцы в 2007 году оказались героями романа Джорджа Оруэлла. Принимая во внимание, что речь идет пока о первом этапе широкомасштабного исследования (primaryreview.org.uk), задуманного с целью изучения условий жизни детского населения страны, существуют опасения, что будущее будет еще страшнее. "Дети ежедневно испытывают беспокойство в связи с такими темами, как глобальное потепление или терроризм, – пишет Guardian, – и в меньшей степени – по поводу друзей и предстоящих экзаменов". Что тому виной? Кто знает. Родители возлагают вину на школьную систему, учителя говорят о том, что "не удовлетворены" поведением родителей, которые, с одной стороны, держатся вдалеке от воспитательных и образовательных процессов, а с другой – подвергают детей чрезмерному давлению.

Пребывающие в стрессовом состоянии, напуганные, испытывающие чувство тревоги – они становятся маленькими взрослыми во власти слишком большого и сложного мира. И так не только в Великобритании. "Больше, чем школьные переживания, – комментирует из Берлина Кьяра Сарачено, социолог по семейным вопросам, – в тревогах итальянских детей виноваты излишнее внимание и чрезмерное стимулирование. Складывается впечатление, что родители не могут дождаться момента и готовы подарить ребенку любую вещь, лишь бы он сделал что-то. Это является следствием открытия (положительного), что ребенок обладает многими возможностями, но получается так, что ребенку навязывают образ жизни. Некоторые дети в состоянии выучиться читать в три года? Значит, это должны уметь все".

Результат: папа и мама думают, что, если не заставлять ребенка делать все то, что он мог бы делать, то он может чего-то лишиться. У малыша возникает тревога, "боязнь пустоты". Тревоги возникают потому, что "мы заставляем наших детей жить жизнью роботов, – убеждена Франческа Лавидзари, исследовательница из миланского института Кавльери. – Дети пребывают в стрессовом состоянии, потому что воспринимают стресс родителей. И чем выше культурный уровень семьи, тем сильнее. Некоторые мамы мне говорят: если стимулы не дают мгновенного результата, что делать? Но дети – это не тележки в супермаркете, которые надо заполнять продуктами. Не говоря уж о том, что эти "роботизированные" дети, никогда не переживающие моменты скуки, не смогут обладать собственной креативностью".

Они – "дети, лишенные детства" Мэри Винн, "дети-акселераты", о которых писали в 1980-е годы американские эксперты по педагогике. "Этот феномен, – объясняет Анна Оливерио Феррарис, автор книг "Маленькие хулиганы подрастают" и "Психология страха", – распространяется в Европе, и он связан с нашим обществом потребления". Потому что, продолжает психолог, "до 1980-1990-х годов считалось необходимым иметь фильтр между ребенком и обществом взрослых, обеспечивая ему возможность расти медленно, не травмируя его. Теперь же, когда телевидение и СМИ каждый день входят в наши дома, этот фильтр становится все более ненадежным". Больше нет норы, в которой можно было бы спрятаться. "Получается, что эти дети, – соглашается с ней Сарачено, – обладают лучшими инструментами и информацией по сравнению со своими предшественниками, но не обладают при этом психоэмоциональной устойчивостью и интеллектуальным аппаратом для того, чтобы ими работать".

"Дети сегодня намного больше информированы, – говорит Оливерио Феррарис, – но тот факт, что они обладают знаниями, вовсе не успокаивает. Потому что внешний мир не вызывает любопытства, он пугает. Взрослые должны вернуться к роли посредников, как было сделано в некоторых английских школах (а также в итальянских), где проблемы окружающего мира и среды – и соответствующих страхов – рассматриваются на специальных занятиях или в ходе "экологических дней". Дети, – объясняет психолог, – обладают конкретным мышлением: если у них сложилось впечатление, что они что-то могут, то к ним возвращается уверенность. Иными словами, необходимо вернуться к защите, а не к экспозиции, в противном случае я не вижу будущего у этого поколения".

Что же, Италию тоже ожидает мрачное будущее? К счастью, полагает Кьяра Сарачено, все не так страшно: "В последнем докладе ЮНИСЕФ Италия фигурирует в числе стран, в которых бедность несовершеннолетних не так остро бросается в глаза, и где дети говорят, что лучше жить с родителями. И в благополучии, и в нужде у нас выживает культура семьи, отличающаяся от той, что существует в Великобритании, и дети могут довериться этим традициям".


Исходная статья: InoPressa.ru
Авторы:  Габриэла Джакомелла