«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Отсталость умственная

Умственная отсталость — группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, различных по этиологии и патогенезу, проявляющихся наследственным, врождённым или приобретённым в первые годы жизни интеллектуальным дефицитом, приводящим к социальной и трудовой дезадаптации. Нарушения познавательной способности и расстройства поведения проявляются до 18 лет. Частота • Заболеваемость и распространённость расстройства тесно связаны с социальным и экономическим уровнем, а также состоянием здоровья населения • Умственную отсталость наблюдают у 3% населения (у мужчин в 1,5 раза чаще), но диагностируют лишь у 1–1,5%.

Этиология • Хромосомные аномалии, например синдром Прадер–Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Тёрнера, синдром Кляйнфелтера • Другие генетические нарушения, например синдром Тэя–Сакса, болезнь Гоше, синдром Ниманна–Пика, синдром Леша–Найена, фенилкетонурия • Пренатальные факторы, например гестозы, хронические заболевания матери (анемии, эмфизема, гипертония), злоупотребление алкоголем, перенесённые во время беременности краснуха, сифилис • Перинатальные факторы, например преждевременные роды, переношенная беременность, родовые травмы • Постнатальные факторы, например менингит, энцефалит, генерализованные воспалительные заболевания, гипотиреоз, ЧМТ, отравления свинцом, угарным газом.

Классификация и клиническая картина
• Лёгкая умственная отсталость (дебильность). Интеллектуальный дефект, обнаруживаемый, как правило, в начале школьного обучения, проявляется в неспособности образовывать отвлечённые понятия при относительной сохранности наглядно-образного мышления, задержке развития навыков чтения и письма, неспособности распознавать отношения событий и предметов во времени и пространстве (понятия раньше, позже, правее, левее), недостаточной способности сравнивать понятия и предметы, примитивности эмоциональных реакций, недостаточно развитом воображении. Однако, обучаясь по индивидуальному плану, такие дети вполне могут освоить обычную программу.
• Умеренная умственная отсталость (имбецильность). Больные могут произносить короткие простые фразы, понимать несложную по смыслу речь, но запас знаний крайне ограничен. Отстаёт развитие навыков самообслуживания и моторных функций. Участие в общественном труде ограничено и сводится к выполнению простой физической работы при постоянном контроле и побуждении, т.к. чувство долга и ответственности у них не развито.
• Глубокая умственная отсталость (идиотия). Речь и мышление у больного абсолютно не развиты, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, движения мало координированы, эмоции выражают нечленораздельными криками и хаотическим возбуждением.

Методы исследования • При подозрении на генетические или хромосомные аномалии — анализ кариотипа • МРТ/КТ • Психологическое тестирование.
Дифференциальная диагностика • Социальная запущенность • Нарушения речи, зрения и слуха • Специфическая неспособность к обучению • Детский аутизм • Шизофрения детского возраста • Органическое поражение головного мозга, например опухоль.

ЛЕЧЕНИЕ • Специальное обучение • Лекарственная терапия сопутствующих психических нарушений •• При психомоторном возбуждении, ажитации, агрессии — нейролептики (например, галоперидол 1,5–15 мг/сут, перициазин 15–60 мг/сут), транквилизаторы (например, диазепам до 15 мг/сут) • Психотерапия.
Синонимы • Умственная недостаточность • Олигофрения • Малоумие • Олигопсихия • Слабоумие врождённое

МКБ-10 • F70 Умственная отсталость лёгкой степени • F71 Умственная отсталость умеренная • F72 Умственная отсталость тяжёлая • F73 Умственная отсталость глубокая • F78 Другие формы умственной отсталости • F79 Умственная отсталость неуточнённая