«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.09.2007

Анализ мнения потенциальных участников накопительной системы зачета кредитов в рамках послевузовского образования

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет высшего сестринского образования

А.Ю.Бражников, Н.Н.Камынина, Т.Н.Фурсова

Специальность 040601 «Управление сестринской деятельностью» была введена четыре года назад приказом Минздрава России № 209 от 25.06.2002 г. «О внесении дополнения в приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"», и в настоящее время система повышения квалификации по данной специальности находится в стадии формирования.

В соответствии с «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова», реализуемой в рамках Национального проекта «Образование» на факультете высшего сестринского образования была разработана модель непрерывного профессионального развития по специальности «Управление сестринской деятельностью». В ходе разработки использован опыт отечественной системы повышения квалификации врачей и провизоров с сохранением присущими ей достоинствами:

  • государственным, плановым характером;
  • обязательностью на протяжении всей профессиональной деятельности;
  • этапностью и разнообразием форм и методов, единством науки и практики.

Вместе с тем реалии настоящего времени выявили ряд недостатков сложившейся системы повышения квалификации. В первую очередь к ним относятся:

  • отсутствие истинной непрерывности профессионального развития, т.е. необходимость прохождения повышения квалификации один раз в пять лет, что при современных темпах развития медицинских знаний и технологий является чрезмерно длительным сроком;
  • необходимость длительного отрыва специалиста от рабочего места;
  • отстраненность от процесса непрерывного профессионально развития специалистов здравоохранения общественных профессиональных организаций.

Одним из путей сохранения положительных черт сложившейся системы повышения квалификации специалистов здравоохранения и устранения ее перечисленных выше недостатков является внедрение в систему послевузовского образования накопительной системы зачета кредитов.

С целью выяснения мнения потенциальных участников накопительной системы зачета кредитов в рамках послевузовского образования было проведено анкетирование медицинских сестер. При составлении анкет были поставлены задачи выяснить:

  1. отношение анкетируемых к существующей системе повышения квалификации, выявление ее сильных и слабых сторон;
  2. отношение анкетируемых к разрабатываемой накопительной системы зачета кредитов;
  3. мнение анкетируемых о необходимости наличия в накопительной системе вариативного компонента;
  4. мнение анкетируемых о необходимости участия образовательных учреждений в формировании вариативного компонента.

Для выявления влияния на мнение медицинских сестер уровня образования и занимаемой должности анкетирование было проведено в трех группах.

В первую группу (17 человек) вошли медицинские сестры – руководители сестринских служб учреждений здравоохранения Департамента здравоохранения города Москвы (далее – руководители), занимающие должности: старших медицинских сестер (17,6%), главных медицинских сестер (фельдшеров) (58,8%), заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом (17,6%) и 1 заведующий Центральной стерилизационной. Стаж работы по специальности в среднем составил 21,5 лет, в должности руководителя – 8,2 года.

Вторая группа (20 человек) включала в себя студентов выпускного курса заочного отделения факультета высшего сестринского образования ММА имени И.М.Сеченова (далее – студенты).

Третью группу (24 человека) составили участковые медицинские сестры московских поликлиник (далее – медицинские сестры).

Результаты анкетирования представлены в таблицах 1-3.

 

Таблица 1

Результаты анкетирования медицинских сестер.

Вопрос

Абс.

%

1.Существующая система повышения квалификации меня устраивает

А) ДА

21

87,5

Б) НЕТ

2

8,3

Не дали ответа

1

4,2

2Д.Если Вы ответили ДА. Меня устраивает то, что:

А) Обучение плановое

10

47,6*

Б) Программа повышении квалификации соответствует моим потребностям

6

28,6*

В) В течении 5 лет можно не заботится о повышении квалификации

7

33,3*

Г) Четырехнедельное обучение с отрывом от производства позволяет лучше освоить новые знания и умения

14

66,7*

Д) Другое (впишите)

 

0,0*

Не дали ответа

3

14,3*

2Н. Если Вы ответили НЕТ. Меня не устраивает то, что:

А) Повышение квалификации носит формальный характер

 

0,0**

Б) Программа не учитывает моих потребностей в повышении квалификации

 

0,0**

В) За 5 лет в медицине происходит много изменений

2

100,0**

Г) Я не могу оставить рабочее место на длительный срок

1

50,0**

Д) Другое (впишите)

 

0,0**

Не дали ответа

 

0,0**

3.Если мне будет представлена возможность выбора, я предпочту повышение квалификации:

А) По накопительной системе

5

20,8

Б) По существующей системе

16

66,7

Не дали ответа

3

12,5

4.По моему мнению, накопительная часть повышения квалификации должна состоять из:

А) Набора обязательных образовательных модулей, осваиваемых постепенно, в течение 5 лет

3

12,5

Б) Должна быть вариативной (формироваться самим слушателем исходя из его потребностей)

3

12,5

В) Должна сочетать в себе обязательные и вариативные компоненты

6

25,0

Не дали ответа

13

54,2

5.Образовательные учреждения:

 

 

А) Должны предлагать обучающие мероприятия для вариативной части

9

37,5

Б) Не должны участвовать в формировании вариативной части

3

12,5

Не дали ответа

12

50,0

*- из числа давших положительный ответ на первый вопрос

**- из числа давших отрицательный ответ на первый вопрос

 

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов выпускного курса заочного отделения выпускного курса факультета высшего сестринского образования.

Вопрос

Абс.

%

1.Существующая система повышения квалификации меня устраивает

А) ДА

16

80,0

Б) НЕТ

4

20,0

Не дали ответа

 

0,0

2Д.Если Вы ответили ДА. Меня устраивает то, что:

А) Обучение плановое

9

56,3*

Б) Программа повышении квалификации соответствует моим потребностям

8

50,0*

В) В течении 5 лет можно не заботится о повышении квалификации

7

43,8*

Г) Четырехнедельное обучение с отрывом от производства позволяет лучше освоить новые знания и умения

8

50,0*

Д) Другое (впишите)

1

6,3*

Не дали ответа

1

6,3*

2Н. Если Вы ответили НЕТ. Меня не устраивает то, что:

А) Повышение квалификации носит формальный характер

 

0,0**

Б) Программа не учитывает моих потребностей в повышении квалификации

 

0,0**

В) За 5 лет в медицине происходит много изменений

 

0,0**

Г) Я не могу оставить рабочее место на длительный срок

 

0,0**

Д) Другое (впишите)

 

0,0**

Не дали ответа

4

100,0**

3.Если мне будет представлена возможность выбора, я предпочту повышение квалификации:

А) По накопительной системе

12

60,0

Б) По существующей системе

8

40,0

Не дали ответа

 

0,0

4.По моему мнению, накопительная часть повышения квалификации должна состоять из:

А) Набора обязательных образовательных модулей, осваиваемых постепенно, в течение 5 лет

1

5,0

Б) Должна быть вариативной (формироваться самим слушателем исходя из его потребностей)

3

15,0

В) Должна сочетать в себе обязательные и вариативные компоненты

16

80,0

Не дали ответа

 

0,0

5.Образовательные учреждения:

 

 

А) Должны предлагать обучающие мероприятия для вариативной части

18

90,0

Б) Не должны участвовать в формировании вариативной части

2

10,0

Не дали ответа

 

0,0

*- из числа давших положительный ответ на первый вопрос

**- из числа давших отрицательный ответ на первый вопрос

Таблица 3

Результаты анкетирования руководителей сестринских служб учреждений здравоохранения г.Москвы.

Вопрос

Абс.

%

1.Существующая система повышения квалификации меня устраивает

А) ДА

4

23,5

Б) НЕТ

13

76,5

Не дали ответа

 

0,0

2Д.Если Вы ответили ДА. Меня устраивает то, что:

А) Обучение плановое

3

75,0*

Б) Программа повышении квалификации соответствует моим потребностям

2

50,0*

В) В течении 5 лет можно не заботится о повышении квалификации

2

50,0*

Г) Четырехнедельное обучение с отрывом от производства позволяет лучше освоить новые знания и умения

4

100,0*

Д) Другое (впишите)

1

25,0*

Не дали ответа

 

0,0*

2Н. Если Вы ответили НЕТ. Меня не устраивает то, что:

А) Повышение квалификации носит формальный характер

5

38,5**

Б) Программа не учитывает моих потребностей в повышении квалификации

9

69,2**

В) За 5 лет в медицине происходит много изменений

12

92,3**

Г) Я не могу оставить рабочее место на длительный срок

8

61,5**

Д) Другое (впишите)

 

0,0**

Не дали ответа

 

0,0**

3.Если мне будет представлена возможность выбора, я предпочту повышение квалификации:

А) По накопительной системе

15

88,2

Б) По существующей системе

2

11,8

Не дали ответа

 

0,0

4.По моему мнению, накопительная часть повышения квалификации должна состоять из:

А) Набора обязательных образовательных модулей, осваиваемых постепенно, в течение 5 лет

1

5,9

Б) Должна быть вариативной (формироваться самим слушателем исходя из его потребностей)

3

17,6

В) Должна сочетать в себе обязательные и вариативные компоненты

13

76,5

Не дали ответа

 

0,0

5.Образовательные учреждения:

 

 

А) Должны предлагать обучающие мероприятия для вариативной части

14

82,4

Б) Не должны участвовать в формировании вариативной части

2

11,8

Не дали ответа

1

5,9

*- из числа давших положительный ответ на первый вопрос

**- из числа давших отрицательный ответ на первый вопрос

 

Ответы на утверждение «Существующая система повышения квалификации меня устраивает» представлены на рисунке 1. Как видно, главным фактором влияющим на мнение анкетируемых в данном случае является занимаемая должность. Большинство медицинских сестер (87,5%) и студентов (80,0%) с данным утверждением согласилось. Иная картина наблюдается в группе сестер-руководителей. Существующая система повышения квалификации устраивает только 23,5%.

Очевидно, это связано с тем, что студенты и медицинские сестры являются в первую очередь потребителями образовательных услуг, в их функции не входит оценка их эффективность, они не занимаются организационными вопросами. Сестры-руководители занимаются оценкой качества подготовки сестринского персонала, находящегося в их подчинении, они могут оценивать, как повышение квалификации влияет на качество работы их подчиненных. Кроме того, сестры-руководители занимаются организацией повышения квалификации сестринских кадров. Именно они вынуждены решать вопросы замены медицинских сестер, связанные с длительным отсутствием работников на рабочем месте в период повышения квалификации.

 Рисунок 1. Удовлетворенность участников опроса существующей системой повышения квалификации

 Анализ мнения потенциальных (рис1)

Учитывая то, что незначительное число анкетируемых второй и третьей группы дали отрицательную оценку существующей системы повышения квалификации (соответственно 4 и 2 человека) и немногие из руководителей оценили ее положительно (4 человека), сравнительный анализ групп по данной позиции не проводился. На рисунках 2 и 3 отражены суммарные мнения всех групп.

Рисунок 2. Мнение участников опроса о положительных чертах существующей системы повышения квалификации

 Мнение участников опроса о положительных чертах существующей системы повышения квалификации (рис2)

Из приведенных данных следует, что основными преимуществами существующей системы по мнению опрошенных является плановый характер обучения (53,7%) и то, что четырехнедельное обучение с отрывом от производства позволяет лучше освоить новые знания и умения (63,2%). Обращает внимание тот факт, что только 39,0% согласны с утверждением, что программа повышения квалификации соответствует их потребностям. Такова же доля тех, кого устраивает то, что после прохождения повышения квалификации в течении 5 лет можно не заботится о этом вопросе. Таким образом, для большинства сторонников существующие системы на первые места выходят факторы связанные с более комфортными условиями прохождения повышения квалификации.

Основным недостатком существующей системы повышения квалификации опрошенные считают то, что за 5 лет, которые проходят между повышениями квалификации, в медицине происходит много изменений(70,0%). Почти половина анкетируемых (45,0%) отметила, что их не устраивает необходимость оставлять рабочее место на длительный срок и то, что программа повышения квалификации не учитывает их потребностей. Каждый четвертый из опрошенных считает, что повышение квалификации носит формальный характер.

Видно, что для данной группы опрошенных ведущим фактором, влияющим на их отношение к существующей системе повышения квалификации является качество подготовки.

Рисунок 3 Мнение участников опроса о недостатках существующей системы повышения квалификации

 Мнение участников опроса о недостатках существующей системы повышения квалификации (рис3)

Отношение анкетируемых к разрабатываемой накопительной системы зачета кредитов представлено на рисунке 4.

Участникам опроса предлагалось ответить, какую из систем повышения квалификации они бы предпочли при возможности выбора. Необходимо отметить, что во всех группах доля лиц отдавших предпочтение накопительной системе оказалась выше, чем доля недовольных ей. Так в группе медицинских сестер существующая система не устраивает 8,3% опрошенных, но ее выбрало бы 20,8%. В группе руководителей 23,5% анкетируемых положительно оценили существующую систему повышения квалификации, но выбрало ее для себя только 11,8%.

Наиболее ярко это расхождение проявилось в группе студентов. На вопрос, устраивает ли их существующая система положительный ответ дало 80,0%, тем не менее предпочло бы повышать свою квалификацию по накопительной системе 60,0% опрошенных студентов.

 Отношение анкетируемых к накопительной системе зачета кредитов (рис4)

Рисунок 4. Отношение анкетируемых к накопительной системы зачета кредитов

С целью выяснения мнения анкетируемых о необходимости наличия в накопительной системе вариативного компонента им было предложено оценить следующие утверждения:

По моему мнению, накопительная часть повышения квалификации должна состоять из:

А) Набора обязательных образовательных модулей, осваиваемых постепенно, в течение 5 лет

Б) Должна быть вариативной (формироваться самим слушателем исходя из его потребностей)

В) Должна сочетать в себе обязательные и вариативные компоненты

На данный вопрос анкеты, так же как и на следующий, в группе медицинских сестер не дало ответа более половины опрошенных. Учитывая это, а так же тот факт, что данная группа продемонстрировала незаинтересованность в участии в накопительной системе, при дальнейшем анализе мнение данной группы не учитывалось.

Вопрос предполагал выбор одного утверждения, так как утверждения А и Б в сумме дают утверждение В, а при сочетаниях ответов АВ и БВ утверждение В «поглощает» другие. При обработке результатов было установлено, наличие 5 анкет с сочетанием БВ и 1 анкеты с сочетанием АБ. Очевидно, это было связано с тем, что данные участники опроса не точно поняли особенности формулировок. Учитывая вышеизложенное, ответы данных анкет были учтены как вариант В. Результаты представлены на рисунке 5.

Обе сравниваемые группы продемонстрировали схожие мнения. Только по одному человеку из каждой группы (5,0% и 5,9% для студентов и руководителей соответственно) высказалось за то, чтобы накопительная часть была представлена только обязательными модулями. Точки зрения, что накопительная часть должна быть полностью вариативной придерживается 15,0% студентов и 17,6% руководителей (по 3 человека из каждой группы). Большинство опрошенных убеждены в том, что накопительная часть должна состоять из сочетания обязательных и вариативных компонентов (80,0% и 76,5% для студентов и руководителей соответственно).

Полученный результат хорошо коррелирует с оценкой достоинств и недостатков анкетируемыми существующей системы повышения квалификации. Напомним, что только 39,0% сторонников существующей системы согласилось с утверждением, что программа повышения квалификации соответствует их потребностям, а 45,0% недовольных ей отметили, что программа повышения квалификации не учитывает их потребностей. Вместе с тем, лишь 25,0% опрошенных считает, что повышение квалификации в настоящее время носит формальный характер.

 Мнение участников опроса о необходимости наличия в накопительной системе вариативного компонента (рис5)

 Рисунок 5. Мнение участников опроса о необходимости наличия в накопительной системе вариативного компонента

С целью выяснения мнения анкетируемых о необходимости участия образовательных учреждений в формировании вариативного компонента им было предложено оценить утверждения:

Образовательные учреждения:

А) Должны предлагать обучающие мероприятия для вариативной части

Б) Не должны участвовать в формировании вариативной части

В данном случае мнения сравниваемых групп (студентов и сестер-руководителй) так же совпали. Из результатов опроса, представленных на рисунке 6, следует, что абсолютное большинство анкетируемых (90,0% студентов и 82,4% руководителей) убеждены, что образовательные учреждения должны предлагать обучающие мероприятия для вариативного компонента накопительной системы.

 Рисунок 6. Мнение участников опроса о необходимости участия образовательных учреждений в формировании вариативного компонента

 Мнение участников опроса о необходимости участия образовательных учреждений в формировании вариативного компонента (рис6)

Заключение

Проведенное изучение мнения потенциальных участников накопительной системы зачета кредитов в рамках послевузовского образования по специальности «Управление сестринской деятельностью» позволяет сделать следующие заключение

  • Целевая аудитория (студенты выпускного курса заочного отделения факультета высшего сестринского образования и сестры-руководители сестринских служб учреждений здравоохранения) считает данный способ повышения квалификации наиболее приемлемым. Повышение квалификации с использованием накопительной системы выбрало бы 60,0% студентов и 80,0% сестер-руководителей;
  • Опрошенные считают, что накопительная часть системы непрерывного профессионального развития должна сочетать в себе как обязательные для освоения, так и вариативные компоненты;
  • Участники опроса согласны с тем, что образовательные учреждения должны предлагать обучающие мероприятия для накопительной системы, но хотели бы оставить за собой право выбирать те из них, которые будут в большей мере соответствовать их потребностям.

Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова