«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.10.2007

«Использование методов активного обучения в преподавании дисциплины «Менеджмент и лидерство»

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет высшего сестринского образования

 Камынина Н.Н., Скачкова Е.И.

Высшие учебные заведения последние 10-15 лет готовят специалистов по управлению высшего и среднего звена практически для всех сфер деятельности: будь то экономика или социальная сфера. Однако, зачастую образовательные стандарты требуют лишь усвоения студентами знаний, овладения умениями и навыками, а его профессиональное становление начинается одновременно с трудовой деятельностью. Разумеется, при таком подходе «новоиспеченный руководитель» сталкивается с рядом трудностей: отсутствие практического опыта, фактический уровень готовности выпускников решать конкретные производственные задачи, требования общества и финансовых условий к личности руководителя – это реальность, с которой сталкивается каждый. Одним из возможных решений этих вопросов может стать использование активных методов обучения.

Такая организация учебного процесса исключает возможность неучастия в познавательном процессе: каждый студент оказывается в ситуации, когда, получив определенное ролевое задание, он должен по нему публично отчитаться или от его деятельности будет зависеть качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Использование таких методов как деловая игра, мозговой штурм, метод групповой дискуссии, игровое проектирование и т.п. решает следующие задачи:

  • Формирование навыков продуктивного общения;
  • Развитие умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли;
  • Развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения и т.п.

Объективно существуют некоторые особенности применения методов активного обучения:

  • только их разумное сочетание с традиционными методами, дает положительный результат;
  • учебный процесс нельзя перенасыщать «активными методами»;
  • целесообразно их использование при проведении практических занятий, т.к. студенту требуется время для «включения в процесс», именно на практическом занятии отрабатываются профессиональные знания и умения, профессиональная формируется компетентность специалиста.

В рамках проекта проанализированы современные методы обучения, подробно описаны методы активного обучения, применяемые в высших учебных заведениях.

Раздел «Преподавание дисциплины «Менеджмент и лидерство» с помощью активных методов обучения» содержит методические разработки занятий, предусмотренных рабочей программой. Данные рекомендации для преподавателей составлены с учетом требований, предъявляемым к такого рода занятиям, содержат структуру и подробное описание хода занятия. В приложениях приведены раздаточные материалы, нормативные документы, пояснения, ситуационные и ролевые задачи, необходимые для проведения занятий.

Методические разработки предложены для преподавания на дневном, вечернем и заочном отделении и построены таким образом, чтобы каждый преподаватель мог провести занятия без специальной подготовки. Предложено проведение занятий с использованием различных методов: деловая или ролевая игра, дискуссия, решение ситуационных задач, мозговой штурм и др.

В рамках осуществления проекта проведен обучающий семинар для преподавателей, в ходе которого участники познакомились с методами активного обучения, увидели их «эффект» в действии.

По итогам проведенной работы можно сделать вывод о необходимости использования методов активного обучения, т.к. они не только способствуют лучшему усвоению материала, формированию активной познавательной позиции, профессиональному становлению управленца, но и развитию личности.

Дисциплина «Менеджмент и лидерство» является ведущей дисциплиной специальности, в рамках которой студенты получают практические управленческие навыки, опыт работы с нормативными документами, знания об эффективной организации трудового процесса и другие профессионально-значимые знания, умения и навыки.

Эффективность усвоения и присвоения практического знания определяется, в первую очередь, мотивацией познавательной деятельности студентов, а также формами и методами организации учебного процесса. Особое внимание уделяется используемым в преподавательской практике методам активного обучения, применение которых позволяет говорить о развитии познавательной и социальной активности обучаемых, лучшем усвоении учебного материала, приобретении профессиональных навыков, становлении и развитии личности студента.

Необходимость использования «активного обучения» обусловлена, помимо прочего, содержанием профессиональной деятельности выпускников факультета высшего сестринского образования (управление сестринским персоналом), а также особенностями работы современного руководителя (различные виды коммуникации, необходимость одновременного решения различных вопросов, стимулирование деятельности персонала и др.).

В данной работе объектом исследования явились методы преподавания дисциплины «Менеджмент и лидерство» на факультете ВСО.

Проведенный анализ научно-прикладного использования методов активного обучения в высшей школе, аналитико-синтетический сбор сведений об опыте преподавания дисциплины «Менеджмент и лидерство» на факультете ВСО, позволил разработать логическую структуру методического пособия для преподавателей.

В рамках выполненной НИР был проведен комплекс мероприятий: анализ существующих методов активного обучения, выделение наиболее оптимальных и эффективных для факультета ВСО, проведение обучающего семинара для преподавателей, разработка технологии преподавания, проведение занятий и их анализ.

Ожидается, что результаты выполненной работы будут востребованы в системе додипломного образования менеджеров сестринского дела следующим образом:

  • на факультете ВСО разработанное учебно-методическое пособие будет использовано при организации учебного процесса для студентов дневного, вечернего и заочного отделений;
  • обучение с использованием данного пособия позволит повысить эффективность проводимых занятий.

В результате анализа опыта использования методов активного обучения в высшей школе, отобран материал для использования в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент и лидерство».

Отобранный материал стал основой для проведения обучающего семинара для преподавателей и теоретической основой для разработки методического пособия для преподавателей «Использование методов активного обучения в преподавании дисциплины «Менеджмент и лидерство». Проведенный семинар стал отправной точкой в разработке занятий по дисциплине «Менеджмент и лидерство» с применением методов активного обучения.

Для обеспечения нововведений были подготовлены методические рекомендации по всем (девяти) темам дисциплины. Апробация разработанных рекомендаций проведена в рамках занятий со студентами 4-го курса дневного и вечернего отделений факультета ВСО по семи темам (оставшиеся темы изучаются студентами в рамках весеннего семестра).

По результатам выполненной работы с учетом внесенных дополнений разработано методическое пособие для преподавателей «Использование методов активного обучения в преподавании дисциплины «Менеджмент и лидерство».


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова