«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.10.2007

Совершенствование преподавания реабилитологии студентам факультета высшего сестринского образования

 

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет высшего сестринского образования

А.Д.Ибатов

       Работа выполнена в рамках реализация «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова» приоритетного национального проекта «Образование».

 

       Перспективы развития здравоохранения Российской федерации с учетом предстоящей реализацией национального проекта «Здоровье» в значительной мере зависят от профессионального уровня и качества подготовки не только врачей и медицинских сестер, но и кадров с высшим сестринским образованием. В связи с этим вопросы совершенствования подготовки менеджеров факультетов высшего сестринского образования (ФВСО) является актуальной задачей.

       Вопросы реабилитации больных занимают важное место в современной медицине, они охватывают не только медицинские, но и социальные и психологические проблемы. Большое значение в восстановительном лечении занимает работа сестринского медицинского персонала. Реабилитология преподается на факультетах Высшего сестринского образования медицинских вузов страны, но, к сожалению, до настоящего времени не было учебника по данной дисциплине. Поэтому в  рамках выполнения «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова» коллективом кафедры был подготовлен учебник по данной дисциплине, который  включает в себя общие вопросы реабилитации, вопросы физиотерапии, санаторно-курортного отбора и лечения, лечебной физкультуры, массажа и принципы реабилитации при патологии внутренних органов.  

     Энциклопедический словарь медицинских терминов определяет реабилитацию как комплекс мероприятий лечебного, физического, психологического, социального, профессионального и педагогического характера, направленных на возможно достижимое для данного индивидуума восстановление здоровья, физического, психологического и социального (включая трудоспособность) статусов, утраченных в результате заболевания или травмы.      Реабилитация зародилась в недрах военной медицины. Она была связана прежде всего с протезированием ампутированных конечностей, главным образом у раненых на войне. В развитии реабилитации терапевтических больных кардинальное значение имело создание в нашей стране по инициативе Е.И.Чазова государственной системы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда. Она яви­лась моделью внедрения принципов и методологии реабилитации и другие отрасли частной патологии внутренних органов. Конечной целью реабилитации является возвращение к общественно полезной, активной трудовой деятельности в соответствии с функциональными возможностями больных, пострадавших и инвалидов. Оптимальным решением этой проблемы считается возобновление прежней профессиональной деятельности в полном ее объеме пациентом, прошедшим реабилитационные мероприятия. При невозможности выполнения такой задачи проведенную реабилитацию можно рассматривать как эффективную при восстановлении у инвалида способности к самообслуживанию. Средства достижения социальной цели реабилитации состоят в устранении или компенсации факторов, которые наносят ущерб социальной дееспособности человека. К числу этих средств наряду с профессиональными, педагогическими, экономическими, экспертными, юридическими и иными мероприятиями относятся и мероприятия медицинского плана.

В определениях реабилитации наряду с медицинскими мероприятиями перечисляются физические, психологические и др. В соответствии с этим выделяют аспекты реабилитации: медицинский, физический, психологический, профессиональный, социальный.

Медицинский аспект реабилитации представляет комплекс лечебно-профилактических мероприятий, к которым относятся медикаментозная терапия, хирургическое лечение и различные методы немедикаментозного, лечения. Задачей аспекта является устранение или компенсация функционального дефекта, повышение резистентности организма и его адаптация к условиям среды, профилактика хронизации болезни, ее обострений и рецидивов, стабилизация ремиссии, устранение или компенсация местных патологических нарушений.

Основное место среди немедикаментозных факторов занимают факторы физические — естественные (курортные, природные) и искусственные (преформированные, аппаратные — методы физиотерапии). К числу немедикаментозных методов относят также лечебное питание, трудотерапия. климато-, бальнео-, фито-, механотерапия, мануальная и аэрозольная терапия, рефлексотерапия и др.

    Психологическая реабилитация основана на психотерапии, которая также примыка­ет к медицинскому аспекту. Задачами психологической реабилитации являются выработка у больного рационального отношения к болезни, мотивации на участие в лечебном процессе, преодоление психологического компонента психосоматической патологии. Большое значение имеет воздействие обстановки: ландшафт-, эстето-, библио-, музыкотерапия. Среди специальных методов широкое распространение получил метод аутотренинга. Утрата привычных, повседневных контактов в связи с возникшим патологическим процессом, необходимость соблюдения постельного режима нередко способствуют развитию у больного депрессивного состояния. Чем внезапнее начало и тяжелее течение патологического процесса и чем более продолжительна иммобилизация, тем сильнее выражена астения, препятствующая компенсаторно-приспособительным реакциям больного или пострадавшего. Поэтому психическую реабилитацию, учитывающую внутреннюю картину болезни, характер ведущего психопатологического синдрома и особенности личности больного, следует начинать с первых дней заболевания. Полноценный контакт медицинского персонала с больным следует рассматривать в таком случае не только в аспекте деонтологических отношений, но и как важнейшее средство психической реабилитации. Психотерапевтическим содержанием должны быть наполнены все формы лечебного процесса, начиная с повседневного общения с больным врачей и медсестер. Положительную информацию, получаемую больным о своем состоянии и прогнозе заболевания, следует рассматривать как необходимое условие психической реабилитации.

Профессиональная реабилитация предусматривает следующие возможности: адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; адаптация на новом рабочем месте в условиях, близких к прежней профессиональной деятельности, но с пониженной физической нагрузкой; полная переквалификация с работой на прежнем предприятии; полная переквалификация в реабилитационном центре с трудоустройством по новой специальности. Переквалификация создает условия для надомного труда или работы в особых цехах (отделах предприятий) с укороченным рабочим днем, индивидуальной нормой выработки и постоянным медицинским наблюдением. Органами здравоохранения осуществляется медико-профессиональная реабилитация, направленная на устранение или компенсацию анатомо-функционального дефекта, ограничивающего профессиональную пригодность человека, на выработку у него профессионально значимых функциональных качеств. Вопрос о переобучении лиц, получивших инвалидность, решает медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК); направление на переобучение выдает отдел социального обеспечения, реабилитация лиц, утративших слух или зрение, осуществляется на базе учебно-производственных предприятий обществ глухих или слепых. Пограничное поло­жение между медицинскими и профессиональными задачами занимает трудотерапия, которая проводится в лечебных учреждениях для выработки элементарных навыков самообслуживания и использования простых трудовых процессов.

       Социальный аспект реабилитация заключается прежде всего гарантировании права больных и пострадавших на бесплатную медицинскую помощь, льготное получение лекарств и путевок в санаторий, материальное обеспечение при частичной или полной утрате трудоспособности, обязательное выполнение администрацией учреждений и предприятий всех предложенных МСЭК трудовых рекомендаций (связанных с протяженностью рабочего дня, исключением работы в ночные смены, предоставлением дополнительного отпуска и т.д.). Кроме того, социальная реабилитация включает в себя весь комплекс мер по восстановлению или компенсации нарушенной функции с помощью современных инженерно-технических решений, совершенствование различных видов протезов при дефектах опорно-двигательного аппарата, проведение слухопротезирования, обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами, создание особых конструкций бытовых приборов и приспособлений и т.д.

     Задача социальной реабилитации больных, инвалидов состоит в том, чтобы максимально возможное коли­чество людей, утративших в результате хронического заболевания, крупной операции, травмы или переутомления те или иные свои функции, восстановило свой физический, психический и социальный статус с помощью мероприятий медицинского, психологического, социального, экономического, профессионального и государственного характера настолько, чтобы они могли избежать инвалидности или иметь наименьшую утрату трудоспособности, приспособиться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности и быть интегрированными в общество с достижением максимальной социальной и экономической независимости.

           Осуществление системы поэтапной реабилитации базируется на строгом соблюдении определенных принципов: максимально раннее начало и комплексное проведение всех видов восстановительной терапии с привлечением специалистов разного профиля (кардиологов, терапевтов, хирургов, травматологов-ортопедов, физиотерапевтов, психотерапевтов, диетологов и т.д.); непрерывность реабилитационных мероприятий; преемственность между отдельными этапами реабилитации; индивидуализированный характер всех реабилитационных мероприятий; осуществление реабилитации не только в коллективе больных, но и индивидуально. Организационно-методической основой восстановительного процесса служит специальная реабилитационная система, состоящая из трех последовательных этапов: стационарного (больничного), поликлинического и санаторного. Важным условием успешности функционирования системы является:   единство цели, в достижение которой каждый этап делает свой взнос присущими ему силами и средствами; преемственность,   обеспечиваемую потоками   информации в прямом и обратном направлениях; единое понимание сущности патогенеза болезней у реабилити­руемых и принципов их восстановительного лечения.

Осуществление всех полноценной реабилитации пациента невозможно без взаимодействия всего коллектива медицинского персонала (врач, медицинская сестра, младший медицинский персонал). На всех этапах восстановительного лечения (стационарном, поликлиническом, санаторном) медицинская сестра выполняют реабилитационные мероприятия: уход за пациентом, выполнение назначений врача, определение потребностей пациента и их решение, отпуск физиотерапевтических процедур, проведение лечебной физкультуры и массажа, обучение пациента правильному режиму дня и питанию. Основной формой деятельности медицинской сестры является сестринский процесс.

Сестринский процесс – это метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Он состоит из пяти этапов: 1) оценка состояния пациента; 2) определение его проблем; 3) планирование работы; 4) реализация поставленного плана; 5) оценка результатов.

Таким образом, совершенствование образовательного процесса подготовки менеджеров сестринского дела по дисциплине реабилитология является важным в повышении качества подготовки специалистов и соответственно в дальнейшем будет служить основой для улучшения качества оказания помощи населению. 


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова