«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
03.10.2007

Совершенствование клинической подготовки студентов факультета высшего сестринского образования по оказанию помощи пациентам пожилого возраста

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет высшего сестринского образования

А.Д.Ибатов

    

       Работа выполнена в рамках реализация «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова» приоритетного национального проекта «Образование».

 

       В настоящее время в Российской Федерации, как и большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста. Численность лиц пенсионного возраста составляет более 30 млн. человек, или пятую часть всего населения РФ, при этом число лиц в возрасте 80 лет и старше составляет 3,2 млн. чел. Процесс старения особенно выражен в европейской части России (Волго-Вятский, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы), где доля лиц старше трудоспособного возраста превышает 23%. Это приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым. Население старших возрастных групп страдает множеством тяжелых хронических заболеваний. В России уровень заболеваемости у пожилых (60-74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи в 2-4 раза выше, а стационарной по отдельным видам специализированной помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмологи, неврология, психиатрия, онкология и др.) 1,5-3 раза выше, чем у людей трудоспособного возраста.. Все это обуславливает актуальность изучения геронтологии в настоящее время и ставит перед медицинскими работниками, здравоохранением, социальными службами и органами власти новые задачи и требования, связанные с лечением и социальным обслуживанием лиц пожилого возраста.

Это потребовало создание новых организационных форм медицинской помощи – создание амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывание сети стационаров на дому. Организация помощи пожилым людям не может ограничиться мерами только медицинского характера и должна носить комплексный медико-социальный характер. Вместе с тем, оказание мер медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста немыслимо без участия в этом процессе среднего медицинского персонала, что обуславливает настоятельную необходимость изучения вопросов гериатрии и геронтологии слушателями факультета высшего сестринского образования (ФВСО). Специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только с пожилым человеком, но и с социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых и старых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека. Соблюдение одного из основных принципов сестринской помощи – улучшение качества жизни особенно значимо для этой социально незащищенной группы граждан нашей страны. Изучение дисциплины гериатрии входит в программу подготовки менеджеров сестринского дела.

     В рамках выполнения «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова» были проанализированы научно-методическая документация, отечественные и зарубежные информационные источники по содержанию подготовки менеджеров и магистров сестринского дела в области гериатрии.

      Особенностью образовательных программ высшего сестринского образования Российской Федерации от стран Европы, США и Канады заключается в том, что в России нет деления высшего сестринского образования на бакалавриат и магистратуру. Изучение гериатрии проходит в зарубежных странах при прохождении обучения в магистратуре. В Российской Федерации сестринское дело в гериатрии изучается на 3-4 курсах факультета высшего сестринского образования (ФВСО) в вузах (в зависимости от формы обучения). Если сравнить по объему часов, то в России программой предусмотрено 45 часов аудиторных занятий по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» и итоговым контролем является сдача экзамена по дисциплине в структуре комплексного экзамена по предметам: «Сестринскому делу в терапии», «Сестринскому делу в гериатрии» и «Реабилитологии». В странах Европы изучению гериатрии посвящено 2 года: первый год обучения включает в себя академический и клинический компоненты, второй год – только академический. При этом выделяется семь академических модулей по 30 часов каждый, то есть 210 часов в итоге. Кроме того, подготовка по гериатрии предусматривает прохождение клинической практики в форме: скорая помощь - прием и оценка больных (6 недель); реабилитация (6 недель); продолжительный уход (6 недель); общественное здоровье (1 неделя). Процесс обучения предусматривает также совершенствованию знаний и навыков для планирования, подготовки и проведения научных исследований. И завершается процесс обучения по гериатрии написанием диссертации, что является необходимым условием для успешного завершения курса.    Следует отметить, что при подготовке магистра по гериатрии большое внимание уделяется клинической подготовке специалиста и подготовке его к научным клиническим исследованиям. Магистр должен уметь проводить физическое обследование, заполняют историю болезни, проводят диагностику и лечение наиболее часто встречающихся острых заболеваний и травм, назначают и интерпретируют лабораторные исследования и рентгенограммы, назначают необходимые препараты.

     В учебной литературе в настоящее время нет руководства по гериатрии для студентов ФВСО. Это и обусловило создание в такого учебника в рамках выполнения «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова». Учебник включает в себя общие вопросы гериатрии (проблемы старения, особенности здоровья лиц пожилого возраста, особенностей реакции на болезнь лиц пожилого возраста, основных проблем лиц пожилого возраста, особенностей питания, реабилитации лиц пожилого возраста, организации медицинской помощи гериатрическим пациентам), а также рассматриваются частные вопросы гериатрии: особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, органов пищеварения, мочевыделительной системы, опорно-двигательного аппарата у пожилых и изменения органов и систем организма при старении, вопросы диагностики и лечения заболеваний у лиц пожилого возраста.

     В рамках Совещания деканов факультетов высшего сестринского образования образовательных учреждений Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения 28-29 апреля 2006 г. одними из экспертов ВОЗ профессором Лондонского Королевского колледжа А.-М. Рафферти в докладе «О передовой сестринской практике с позиций специалистов Соединенного Королевства» было указано, что слагаемыми сестринской практики в Соединенном Королевстве являются: «проведение диагностики, направление на анализы и интерпретация полученных результатов, в том числе рентгенограмм, принятие решений по ведению пациентов, включая назначение лечения, направление к специалистам и последующее наблюдение, обучение пациентов».

     Таким образом, менеджер сестринского дела, на наш взгляд, должен обладать основными методами диагностики заболеваний (назначения обследования и интерпретации лабораторных и инструментальных данных), назначения лечения, методам профилактики, основам научных исследований и обработки данных.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова