«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.10.2007

Совершенствование образовательной подготовки менеджера сестринского дела в области управления информационными ресурсами сестринской службы

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет высшего сестринского образования

Камынина Наталья Николаевна

Разработка проекта «Совершенствование образовательной подготовки менеджера сестринского дела в области управления информационными ресурсами сестринской службы» обусловлена теми значительными изменениями, которые происходят в настоящее время в отечественном здравоохранении. Это, прежде всего, развитие научной базы отечественного здравоохранения, появление значительного числа новых, современных методов диагностики и лечения, оценка эффективности применяемых методов с позиций доказательной медицины.

Менеджер любого уровня при принятии решений основывается лишь на доступной ему информации о предмете управления, поэтому от качественных характеристик этой информации, таких как адекватность, полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость, и т.п., непосредственно зависит эффективность его работы. В современных условиях информационные системы играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей организации.

В последние годы наблюдается лавинообразный поток информации, воздействующий на руководителей и специалистов принимающих те или иные решений в сфере всей профессиональной деятельности. Специалисты в области информационного управления утверждают, что в практической деятельности используется не более 5% полного состава информации, которой располагают сотрудники. Потоки информации, по оценкам многих ученых, каждые 5-7 лет не только обновляются, но и удваиваются.

Сегодня никто не отрицает, что мы наблюдаем «информационный взрыв». Информации производится столько, что порой нет возможности воспринимать ее в полном объеме, отсортировать и отделить ценное от неценного.

Лавина информации угрожает «захлестнуть» человека. В настоящее время половина книг в библиотеках уже не читается, а в дальнейшем количество нечитаемых книг еще больше возрастет. Каждый человек, получающий знания, вынужден значительную часть своего времени тратить на поиски требуемой информации, причем не всегда ее находить. Все это приводит к пустой трате времени, сил и средств работе вхолостую как отдельного человека, так и целых коллективов.

В связи с выше сказанным возрастает роль руководителя, компетентного в области управления информационными ресурсами. Изменение роли руководителя сестринской службы учреждения здравоохранения, связанное, прежде всего, с развитием рыночных отношений в отечественной экономике, значительно повысило степень их ответственности за достижение поставленных целей в части оказания качественной и эффективной сестринской помощи.

Реформа сестринского дела, как неотъемлемая часть реформирования системы здравоохранения, направлена на повышение роли сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе и управлении медицинскими организациями.

Появление медицинских учреждений нового типа, таких как, центры профилактики, отделения «хирургии одного дна», реабилитации, медико-социальной помощи, сестринского ухода, хосписы и т.п., в которых управление персоналом становится функцией медицинской сестры – руководителя, потребовало переосмысления ее подготовки и переподготовки.

Электив «Управление информационными ресурсами сестринской службы медицинской организации» имеет целью усовершенствовать подготовку менеджера сестринского дела в области управления ресурсами сестринской службы через получение навыков управления информационными ресурсами.

Все это определяет необходимость обучения будущих менеджеров сестринского дела критическому анализу имеющейся информации в части организации деятельности сестринского персонала, оценивать эффективность использования информационных ресурсов сестринской службой и формирование информационной системы.

Объектом исследования в данной работе явилась образовательная подготовка в области управления информационными ресурсами на факультете высшего сестринского образования. Предмет исследования. Разработка для использования в образовательном процессе на факультете ВСО программы элективной дисциплины «Управление информационными ресурсами». Цель НИР. Разработать программу «Управление информационными ресурсами сестринской службы в медицинской организации», позволяющую студенту факультета ВСО совершенствовать свою образовательную подготовку в области управления информационными ресурсами сестринской службы. Задачи НИР.

  1. Проанализировать научно-методическую, нормативно-правовую документацию, иные доступные информационные источники по вопросу содержания деятельности и подготовки специалистов в области управления информационными ресурсами медицинской организации.
  2. Выбрать оптимальные варианты обучения менеджеров сестринского дела в области управления информационными ресурсами.
  3. Разработать компетенции выпускника факультета ВСО в области управления информационными ресурсами.
  4. Разработать требования к уровню освоения содержания электива «Управление информационными ресурсами сестринской службы в медицинской организации».
  5. Разработать учебную программу электива с рекомендациями по методике преподавания, методам и формам текущего и заключительного контроля знаний студентов.

В рамках разработанной программы впервые системно рассматриваются вопросы управлений информацией в сфере здравоохранения. Особое внимание уделено профессиональным базам данных ведения пациентов в медицинских учреждениях, информационным ресурсам сестринской службы.

С учетом проведенного анализа по проблеме управления информационными ресурсами в области сестринского дела была разработана логическая структура учебной программы. Программа учитывает особенности контингента обучающихся на факультете ВСО.

Программа электива построена по принципу модульной технологии обучения, с возможностью выбора студентом как необходимости изучения данной темы, так и с выбором своей образовательной траектории в пределах этого электива с соответствующим количеством часов изучения дисциплины. Возможно как последовательное так и целевое изучение материалов модулей.

Ожидается, что результаты выполненной работы будут востребованы в системе додипломного образования менеджеров сестринского дела следующим образом:

  • в процесс обучения на факультете ВСО будет предложен электив «Управление информационными ресурсами сестринской службы»;
  • обучение в рамках разработанной программы позволит повысить уровень обучения студентов в сфере управления ресурсами организации;

Структура выполненной работы полностью соответствует требованиям, предъявляемым к написанию учебных программ. Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню освоения содержания электива, максимальный и минмальный объем электива, виды учебной работы судента, содержание электива, описание учебно-методического обеспечения курса (со списком рекомендуемой литературы).

На первом этапе была проанализирована научно-методическая, нормативно-правовая документация, иные доступные информационные источники по проблеме управления информационными ресурсами. Полученная информация подверглась критическому анализу на предмет возможности ее использования при разработке данной программы. При этом учитывались особенности контингента обучающихся на факультете ВСО.

В результате проведенного анализа, а также с учетом квалификационной характеристики выпускника факультета ВСО была разработана система компетенций выпускника факультета ВСО в области управления информационными ресурсами и установлены требования к уровню освоения содержания программы «Управление информационными ресурсами сестринской службы», а также.

На следующем этапе были разработаны различные варианты изложения учебного материала и отобраны наиболее оптимальные для факультета ВСО. Программа была создана на основе принципа модульного обучения, были выделены следующие модули: «Введение в технологии управления информационными ресурсами», «Работа с информацией о ресурсах и процессах организации и о ее внешней среде», «Принятие решения на основе полученной информации», «Пути повышения эффективности использования информационных ресурсов».

Наиболее трудоемким оказался этап разработки частных модулей: «Работа с информацией о ресурсах и процессах организации и о ее внешней среде» и «Принятие решения на основе полученной информации». В данном случае авторы программы самостоятельно провели информационный поиск, отобрали наиболее доступные источники учебной информации, разработали принципы выполнения целевой деятельности по этим модулям.

Вся собранная информация была отредактирована и структурирована в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию учебных программ.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова