«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.10.2007

Разработка инновационных форм обучения по программе «Творческая личность» на кафедре биологической химии ММА им. И.М.Сеченова

ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова
Лечебный факультет

 Губарева А.Е., Воробьева С.А., Голенченко В.А., Воспельникова Н.Д., Волкова Н.П., Глухов А.И., Северин Е.С.

 

Проект «Творческая личность» выполнялся кафедрой биохимии ММА им. И.М. Сеченова в рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова». Одной из поставленных комплексных задач Академии в рамках реализуемой инновационной программы является совершенствование содержания и технологий медицинского и фармацевтического образования. Главными характеристиками выпускника медицинского вуза, как и любого другого высшего учебного учреждения, являются его компетентность и мобильность. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Кафедра биохимии ММА им.И.М. Сеченова ищет различные способы формирования и развития интеллектуальных и креативных умений студентов. В традиционной модели обучения студентам предлагается усваивать большие объемы уже готовых знаний и обучаемый играет пассивную роль, выступая как "объект" обучения. Общение преподавателя и студента на семинарах позволяет студенту быть более активным, но и в этом случае именно преподаватель ставит проблему для обсуждения, формулирует задачу.

Разработка программы «Творческая личность», реализуемая кафедрой биохимии, направлена именно на развитие интеллектуальных компетенций студентов. Программа реализуется в двух направлениях: составление студентами тестов и ситуационных задач и написание тематических эссе по различным разделам курса биохимии. Студенты самостоятельно выбирают наиболее интересные для себя или затрагивающие вопросы их будущей специализации проблемы по курсу биохимии и под руководством преподавателя кафедры пишут тематическое эссе, составляют тесты и задачи, которые включают описание клинического случая или физиологической ситуации, данные биохимических исследований, предлагают и обосновывают способы решения. Учащиеся используют основную и дополнительную литературу, материалы лекций и практических занятий, что развивает навыки самостоятельной творческой работы, заставляет их думать, анализировать разные факты и события, искать новые походы к решению выявленных проблем. При таком подходе происходит смещение акцента с понятия «информация» на понятие «знание». Совместная деятельность преподавателя и студента означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями. Также совместная деятельность является средством активизации познавательной деятельности, развития креативной, созидательной составляющей  студентов. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением знания, способствует развитию у студентов навыков формирования целей исследования и постановки проблемных вопросов. Это позволяет им строить логические цепи в постановке вопросов и ответов на них. Такая педагогическая технология, ориентирована как на интеграцию фактических знаний, так и на их применение и приобретение новых. Студенты, работая по таким направлениям, получают возможность проследить все аспекты и логические связи, которые обнаруживаются при изучении курса биохимии, учатся видеть систему знаний в элементах (биохимия) и в целом (интеграция с другими дисциплинами, т.е. выработка междисциплинарного подхода), овладевают аппаратом формальной логики, при ответе на собственные вопросы в решении задачи выстраивают причинно-следственные цепочки, учатся находить закономерности в массиве фактов.

Успешности обучения способствуют интерес и доброжелательность, педагогическое терпение и мыслительное творчество. Студенты становятся соучастниками учебного процесса, что возможно только при педагогике сотрудничества. Таким образом, составление студентами ситуационных задач и тестов, написание эссе превращает обычную рутинную работу в интересный творческий процесс, повышает тем самым творческий потенциал и студентов и преподавателей, также повышает интерес студента к предмету. Данная система обучения позволяет повысить мотивацию учащихся и воспринимается студентами как дополнительная возможность приобретения и проверки своих знаний. В результате не допускается существование пробелов знаний. Подобная деятельность студентов позволяет им набирать дополнительные баллы, что является для них существенным мотивационным фактором. У студентов появляется объективная необходимость в более глубоком детальном изучении материала. В свою очередь преподаватель имеет возможность проконтролировать процесс изучения предмета, и при необходимости остановиться более подробно на отдельных темах, что позволяет реализовать принцип осознанной перспективы ("сделай себя сам"), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически становятся востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний. Результатом этого опыта стали интересные работы студентов, реализованные в различных формах письменных работ и содержащие интегрированный материал по различным курсам.

Дальнейшее внедрение разработанных новых форм обучения на кафедре биохимии ММА им. И.М. Сеченова как в пределах академии, так и в других медицинских вузах, будет способствовать совершенствованию содержания и технологий медицинского и фармацевтического образования и приведение его на более высокий качественный уровень.


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова