«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.10.2007

Государственный образовательный стандарт нового поколения по специальности «Нефрология»- вклад в модернизацию и оптимизацию непрерывного послевузовского обучения врачей-специалистов

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет послевузовского профессионального образования врачей

 

Андросова С.О., Ставровская Е.В., Шилов Е.М.

Кафедра нефрологии и гемодиализа ФППОВ – зав. - профессор Е.М. Шилов - Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова

 

         В учебных программах высших учебных медицинских учреждений вопросам нефрологии отводится малое количество учебных часов. Выпускники медицинских институтов недостаточно ориентированы в нефрологических проблемах. Это объясняется, прежде всего, тем, что традиционно сохраняется мнение о редкости хронических заболеваний почек. Между тем, во всем мире постоянно увеличивается число факторов риска развития нефропатий, к которым относят вредное воздействие вирусов, включая вирусы гепатита В и С, токсических веществ (в том числе алкоголя), лекарственных препаратов (особенно при полипрагмазии), обменных нарушений (сахарного диабета 2 типа, ожирения, гиперурикемии), неблагоприятных экологических условий. Внимание к данным и другим факторам риска возможного развития нефропатий важно потому, что их коррекция на ранних этапах позволяет предотвратить не только связанные с ними поражения почек, но и развивающуюся в результате этих поражений почечную недостаточность. Отмечается рост нефрологических синдромов, требующих тщательного дифференциально-диагностического поиска для установления различных нозологических форм, лежащих в их основе. Это определяет необходимость участия нефролога в диагностическом и лечебном процессе, проводимом врачами других специальностях. Создатель школы отечественной нефрологии академик Е.М. Тареев писал: «Нефрология как раздел внутренней медицины должна изучать, включать длинный ряд болезней, которые проявляются разнообразным поражением почек и находят законное место в других специальностях» (Е.М. Тареев, 1983 г.).

Таким образом, существует необходимость подготовки для нужд практического здравоохранения специалиста – нефролога.

Быстрое развитие новых медицинских технологий, необходимость их внедрения в практическое здравоохранение требует от любого специалиста, постоянного совершенствования своих знаний и умений. Повышение квалификации должно проводиться на всех этапах постдипломного непрерывного образования.

С этой целью под руководством ведущего нефролога нашей страны, члена - корр. РАМН, профессора, зав. кафедрой нефрологии и гемодиализа ФППО ММА им. И.М. Сеченова Тареевой И.Е. была создана программа послевузовской профессиональной подготовки специалиста – нефролога (2001г.), которая была положена в основу образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов (специальность № 04012207 «Нефрология»), изданного в 2003г.

Данный стандарт был утвержден МЗ РФ, учебно–методическим объединением медицинских и фармацевтических вузов, Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова.

Основным стержнем программы были учебный и учебно- методический планы. В них изложены продолжительность обучения в клинической ординатуре по нефрологии; время, отведенное на клиническую и фундаментальную подготовки, смежные специальности. Учебно-тематический план двухгодичного образования был представлен тематикой по общим вопросам анатомии, физиологии и патофизиологии почек и т.д., и частным разделом, включающим в себя 8 модулей (клинических тем). Завершалась программа тестовым контролем. Однако, быстрое развитие высокоточных методов диагностики, новые технологии обследования и лечения требуют от специалиста, в том числе и нефролога, углубленных знаний и постоянного их совершенствования. В связи с этим возникает необходимость расширения и переработки имеющихся учебных программ. Такая возможность заложена в совершенствовании стратегии и тактики развития послевузовского профессионального образования врачей в России в соответствии с принципами Болонской декларации и особенностями национальной образовательной медицинской системы РФ.

В рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова», для выполнения решений правительства РФ по национальному проекту «Образование», с целью улучшения системы подготовки высоко квалифицированных специалистов в различных областях медицины, в том числе и в нефрологии, коллективом кафедры нефрологии и гемодиализа ФППОВ и отдела нефрологии НИЦ ММА им. И.М. Сеченова был разработан Государственный образовательный стандарт нового поколения по специальности «Нефрология» факультета послевузовской подготовки врачей.

Стандарт состоит из введения, пояснительной записки, ряда разделов: квалификационной характеристики специалиста – нефролога, методических рекомендаций по преподаванию специальности, учебного и учебно-методических планов, учебной программы по нефрологии, тестового задания, списка рекомендуемой литературы.

В новом варианте образовательного стандарта существенно увеличено количество модулей, позволяющих охватить большее количество нозологий, внедрить новые подходы к диагностике, лечению различных заболеваний почек. Так, нефрологами всего мира изучается ишемическая болезнь почек, которая развивается у больных с распространенным атеросклерозом. Применение метода стентирования почечных артерий (особенно на ранних стадиях) позволяет существенно улучшить прогноз пациентов с данной патологией.

Другим примером пристального изучения является нефропатия, ассоциированная с антифосфолипидным синдромом. Пациенты с такой патологией в начале болезни могут обращаться к различным специалистам (акушерам-гинекологам, невропатологам, кардиологам и др.) из-за поражения различных органов-мишений при данном виде тромбофилии. Знание данной патологии, своевременная ее диагностика позволяют врачу назначить адекватную терапию антикоагулянтами, что может предотвратить раннюю инвалидизацию или гибель пациента.

Особое внимание уделено увеличению объема практических навыков, необходимых практическому нефрологу, в том числе при проведении гемодиализа, ультрафильтрации, плазмафереза и других методах лечения.

Существенно переработан и дополнен раздел элективов. Введены аннотации к темам этого раздела, что помогает лучшему усвоению обучающих программ. Переработаны и дополнены формы контроля теоретических и практических знаний, с увеличением раздела по самоконтролю.

С целью патриотического воспитания, особенно молодых слушателей, в образовательный стандарт включены лекции по истории медицины, новейшим открытиям отечественных ученых, достижениям российских научных школ в разделе фундаментальных и клинических исследований.

Таким образом, создание нового варианта Государственного образовательного стандарта по нефрологии позволяет провести модернизацию и оптимизацию непрерывного послевузовского обучения врачей-специалистов. Внедрение Государственного стандарта будет способствовать формированию специалиста, обладающего высокой профессиональной компетентностью, способного к полноценной самостоятельной работе в учреждениях практического здравоохранения и его последующего усовершенствования на протяжении профессиональной деятельности.

 


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова