«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Страна на Пироговской 26.09.2007

Страна на Пироговской

Умение гармонично сочетать традиции и новое -редкий дар. Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова он, несомненно, присущ. В свой 250-й учебный год старейший медицинский вуз России вступил не только победителем конкурса в рамках нацпроекта «Образование» среди учебных заведений, внедряющих инновационные программы, но и обладателем приза в номинации «Самые яркие студенческие традиции» конкурса «Московский студенческий актив» за ежегодный фестиваль «Весна на Пироговской».

«Первый он всегда Первый. Не Третий он и не Второй», - шутят в ММА. А как же иначе, ведь именно в стенах медицинского факультета Императорского московского университета, открытого в 1758 году, зарождалась российская медицинская наука. Имена его великих выпускников - Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, Н.В. Склифосовского, С.С. Корсакова, Н.Ф. Филатова, В.Ф. Снегирева - приходят на ум, стоит вспомнить названия известных столичных клиник.

Здесь впервые в России врачи облачились в привычную нынче униформу- белые халаты, применили эфирный и хлороформенный наркоз и получили в 1791 году право «возводить в дохтурский градус» своих студентов - присуждать им степень доктора медицины.

Градус собственных достижений правопреемница медицинского факультета Императорского московского университета Московская медицинская академия продолжала повышать и будучи с 1930 года 1-м Московским медицинским институтом, и став в 1955 году l-м Московским мединститутом имени И.М. Сеченова. И хотя в статусе академии вуз уже семнадцать лет, многие по привычке продолжают называть его Первым медом, обозначая не порядковый номер, а нечто более значимое.

Значимость ММА начинаешь осознавать, едва отойдя от метро «Фрунзенская» и попав в ядро академии - Клинический городок на Девичьем поле (улица Большая Пироговская). Построенный более ста лет назад, сегодня он объединяет 18 разнопрофильных клиник на три тысячи мест с центральной клинико-диагностической лабораторией, отделом лучевой диагностики, с 16 межклиническими лабораторно-профилактическими службами и поликлиникой для студентов и сотрудников, Научный центр с 21 лабораторией, 5 научно-исследовательскими институтами: Молекулярной медицины, Фтизиопульмонологии, Фармации, Общественного здоровья и управления здравоохранением, Медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского. И по праву считается не только памятником медицины, но и уникальным архитектурным ансамблем.

Этот город в городе населяют более девяти тысяч студентов из России и еще 85 стран, две тысячи аспирантов и столько же преподавателей. В их распоряжении 14 факультетов, 168 кафедр и курсов, многие из которых работают на базах ведущих научно-исследовательских институтов и центров: Российского кардиологического научно-производственного комплекса, Института хирургии имени А.В. Вишневского, Научного центра судебной психиатрии имени В.П. Сербского, Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина и т.д.

Образовательное пространство ММА не ограничивается только высшей школой. В тандеме «школа-вуз» с академией работают семь столичных школ, две подмосковные гимназии и лицей. В них для неравнодушных к врачеванию подростков открыты медико-биологические классы, где занятия проводят профессора Сеченовки, а практические знания потенциальные студенты получают в клиниках на Большой Пироговской.

Сегодняшние абитуриенты, отмечают в ММА, лучше мотивированы, хорошо подготовлены к вступительным испытаниям. Случаев, когда школьник поступает в медвуз «за компанию», почти не встретишь. Медицина нынче, за редким исключением, - династическая. Да и рейтинг популярных специальностей будущие доктора изучают заранее, чтобы не прогадать. Чаще выбирают дерматовенерологию, акушерство и гинекологию, урологию, психиатрию, эстетическую хирургию и стоматологию.

Чтобы обеспечить студентам адекватный уровень практической подготовки, в ММА разработали инновационную образовательную программу, основные цели которой - информатизация учебного процесса и отработка навыков на специальных тренажерах-«пациентах».

Ежегодно в клиниках при академии проходят курс лечения 45 тысяч человек. Почему бы будущим врачам по старинке не практиковаться на больных из плоти и крови? Однако нынешний пациент редко соглашается, чтобы осмотр и необходимые манипуляции проводили студенты. Все чаще строчки гимна Московской медицинской академии становятся для будущих медиков реальностью: Вспомни, друг, как мы листали наскоро Пухлые учебников тома, Как порой встречали нас неласково Клиники, больницы, роддома.

Но теперь набить руку студенты могут на муляжах, имитирующих пациентов и отдельные органы человеческого тела, в Учебном центре по совершенствованию практических навыков. А будущие стоматологи - на зубастых фантомах, «жалующихся» на боль и пускающих «слюну».

Опытные врачи, по-хорошему завидуя своим молодым коллегам, отмечают, что по тактильным ощущениям эти тренажеры не отличаются от настоящих пациентов, к которым путь студентам откроется только после курса в Учебном центре. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.07 «К участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)».

Да и в реальную операционную неопытному ученику сегодня не проникнуть. Но и ей в ММА придумали замену.

- Сегодняшние операционные больше похожи на космический корабль, где постороннему человеку (студенту) находиться невозможно, - рассказал ректор ММА, академик РАН и РАМН Михаил Александрович Пальцев. - У нас создана «виртуальная операционная», позволяющая наблюдать прямую трансляцию операции, поддерживать диалог непосредственно в ходе ее проведения между теми, кто находится внутри операционной, и слушателями любой удаленной учебной аудитории.

«Тренировочную базу» - производственную аптеку - в академии создали и для фармацевтов. Это комплекс лабораторий, где студенты осваивают не только изготовление лекарств, но и схемы их реализации на рынке.

Старейший российский вуз не только совершенствует учебный процесс, но и обменивается опытом с зарубежными вузами-коллегами: с университетами США, Германии, Франции, Норвегии, Нидерландов. Их профессора неизменно отмечают, что студенты ММА отлично теоретически подкованы, изобретательны и трудолюбивы. Словом, готовы встретить завтрашний день настоящими специалистами международного уровня.

Анастасия БЕЛЯКОВА


Исходная статья: журнал "Студенческий Меридиан" 09 2007