«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Неспособность к обучению специфическая

Специфическая неспособность к обучению — группа расстройств обучения, характеризующихся отставанием в развитии навыков чтения, письма и счёта, не соответствующим возрасту, уровню интеллектуального развития, образования пациента. Расстройства не связаны с другим психическим или неврологическим заболеванием. Частота: 1–10% детей школьного возраста.

Классификация и клиническая картина • Расстройство чтения (дислексия) — ошибки при устном чтении, затруднения в распознавании заглавных и маленьких букв, невысокая скорость чтения при слабом понимании прочитанного, нарушение распознавания звуков и последовательности слов, чтение с середины или конца предложения, перестановка букв и слов. Существует две наследственные формы: тип 1 (*127700, 1p36–p34, ген DYX1, Â) и тип 2 (*600202, 6p21.3, ген DYX2, Â) • Расстройство счёта (дискалькулия) — нарушение способностей овладения счётом, выполнения арифметических операций, объединения предметов в группы • Расстройство экспрессивного письма — нарушение способности трансформирования собственных мыслей в письменную форму, проявляющееся большим количеством грамматических ошибок, неадекватным и ошибочным выбором слов, короткими и примитивными предложениями в речи и письме • Расстройства часто сопровождаются страхом перед школой, заниженной самооценкой, тревогой.

Методы исследования • Психологическое тестирование — оценка уровня интеллекта (например, коэффициента умственного развития — Intelligence quotient [IQ]) и специальные тесты на проверку знаний и способностей к обучению. Результаты тестирования служат основой для составления специальной программы обучения • Исследование функций зрения и слуха.

Дифференциальная диагностика • Умственная отсталость • Расстройства настроения.
Лечение • Специальное обучение • Психотерапия показана при неэффективности специального обучения.
Прогноз при адекватной терапии благоприятный.

МКБ-10 • F81 Специфические расстройства развития учебных навыков