«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
20.09.2007

Проект модульной программы «Экстренная медицинская помощь» для Подготовки студентов медицинских вузов по специальности «лечебное дело»

Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова
Лечебный факультет

А.В. Гаркави, проф., д.м.н.

 

Общемировая тенденция постоянного роста числа и тяжести катастроф как природного, так и антропогенного характера, безусловно, сказывается и на России. В связи с этим повышается роль медицинских работников в оказании экстренной медицинской помощи в очагах массовых санитарных потерь. Вместе с тем, по данным анонимных опросов врачей, многие из них, специализируясь в узких областях медицины, не владеют вовсе или владеют в недостаточной мере элементарными навыками диагностики и оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Многие специалисты, способные оказать квалифицированную или специализированную медицинскую помощь в условиях стационара, практически совсем не представляют себе принципов организации и оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе – первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, - как одному пострадавшему, так и, тем более, при массовых катастрофах, в условиях дефицита времени, ограниченных диагностических и лечебных возможностей. Особую актуальность приобретает задача совершенствования додипломной подготовки врачей в этом направлении, с тем, чтобы еще в стенах медицинского института ими были усвоены не только теоретические знания, но и практические умения и навыки по вопросам организации и оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Традиционно сложилась такая система додипломной подготовки, при которой студенты после первых двух лет обучения в медицинском вузе, посвященных теоретическим дисциплинам (т.е. пройдя фактически треть учебной программы) по-прежнему владеют (а точнее – практически не владеют) навыками оказания экстренной медицинской помощи на уровне выпускника средней школы, что представляется недопустимым. Большинство студентов вплоть до окончания института остаются беспомощными в тех случаях, когда оказываются очевидцами несчастного случая, сердечного приступа, утраты сознания, так как акцент в додипломной подготовке смещен в сторону стационарной, т.е. специализированной медицинской помощи, планового лечения, реабилитации. В учебных программах ни по одной дисциплине не предусмотрено обучение студентов тому, как себя правильно вести, оказавшись в очаге поражения или очевидцем катастрофы: соблюсти собственную безопасность, оценить обстановку, извлечь пострадавшего из потерпевшего аварию автомобиля, вызвать спасателей и бригаду «скорой помощи», организовать до их приезда оказание посильной помощи силами очевидцев происшествия, эффективно действовать при полном отсутствии медицинского оборудования и медикаментов. А вместе с тем, именно правильные действия в так называемый «период изоляции» могут спасти жизнь пострадавшим. Широко известно «правило золотого часа», согласно которому шансы на выживание пострадавших, получивших угрожающие жизни повреждения, при отсутствии оказания адекватной медицинской помощи в течение первого часа стремятся практически к нулю.

К моменту прохождения летней сестринской практики студенты не владеют умениями и навыками, позволяющими эффективно работать в этом качестве, что значительно снижает ценность практики. То же самое можно сказать и в отношении врачебной практики. Оказавшись совершенно не подготовленными к выполнению элементарных медицинских манипуляций, студенты в большинстве своем стремятся избегать демонстрировать свое неумение, проявляют низкую активность.

На старших курсах, по мере изучения клинических дисциплин, усвоение студентами умений и навыков экстренной медицинской помощи не является приоритетным, так как помимо этого им предстоит усвоить большой объем теоретических знаний, ознакомиться с современными методами лечения хронических заболеваний.

Все это приводит к тому, что, когда на 5-м курсе студенты приходят для изучения военно-полевой хирургии (хирургии катастроф), практически все вопросы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим с ними приходится разбирать заново.

Опыт преподавания говорит о том, что без постоянного повторения, закрепления, практического применения «выживаемость» знаний, умений и навыков невысока. Поэтому, если нам нужно, чтобы не только выпускник, но и студент медицинского вуза был способен при необходимости реально оказать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе, следует коренным образом пересмотреть содержание додипломной подготовки, уделив в процессе обучения особое внимание именно этому аспекту.

Важно, чтобы преподавание оказания экстренной медицинской помощи предусматривало усвоение студентом не только умений (как это было зафиксировано во всех действующих программах по различным дисциплинам), но и практических НАВЫКОВ, т.е. тех действий, к которым выпускник медицинского вуза полностью подготовлен и способен выполнять их самостоятельно. Перечень таких действий не может и не должен быть обширным, так как для усвоения и закрепления каждого необходимо время, и отрабатывать такие навыки приходится в индивидуальном порядке. Мануальные навыки должны закрепляться в течение всего времени обучения в институте, и их усвоение должно быть одним из важнейших критерием оценки при проведении итоговой Государственной аттестации.

Усиление практической направленности обучения в медицинском вузе диктует необходимость существенного изменения программы обучения, в частности, в отношении оказания экстренной медицинской помощи. На кафедре травматологии, ортопедии и хирургии катастроф ММА им. И.М.Сеченова разработана примерная модульная сквозная программа по подготовке студентов к оказанию экстренной медицинской помощи, способная, на наш взгляд, существенно повысить качество додипломной подготовки. Этой программой предусмотрено последовательное прохождение нескольких циклов-модулей, в ходе которых по нарастающей студенты будут изучать как теоретические предпосылки, так и практические умения и навыки оказания вначале первой медицинской, затем – доврачебной, а потом первой врачебной помощи.

На первом году обучения, еще до того, как начнется преподавание на клинических кафедрах, проводится цикл занятий по оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия должны носить исключительно практическую направленность и иметь целью обучение УМЕНИЯМ проведения сердечно-легочной реанимации (правило АВС по П.Сафару) и противошоковых мероприятий, отрабатываемые на тренажерах или волонтерах.

На третьем году обучения, перед прохождением студентами сестринской летней практики, проводится цикл практических занятий по оказанию доврачебной медицинской помощи с целью преобразования ранее приобретенных на 1-м курсе УМЕНИЙ в практические НАВЫКИ, а также приобретение новых УМЕНИЙ проведения реанимационных и противошоковых мероприятий в объеме доврачебной помощи. К этому времени студенты уже получат дополнительную теоретическую и практическую подготовку по программе общей хирургии в отношении десмургии, остановки кровотечения, транспортной иммобилизации.

В процессе летней производственной сестринской практики, помимо непосредственной работы в лечебно-профилактическом учреждении, необходимо выделить специальные часы для закрепления ранее полученных и приобретения новых умений и навыков, непосредственно связанных с работой среднего медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения.

В процессе летней врачебной практики, полученные умения и навыки также должны быть закреплены на новом уровне теоретической подготовки студента.

На пятом году обучения, при прохождении циклов травматологии и военно-полевой хирургии (хирургии катастроф) студенты должны отработать действия по организации и оказанию первой врачебной помощи. Помимо теоретических основ, усвоения общих организационных принципов, при проведении практических занятий полученные ранее умения и навыки в оказании медицинской помощи одному пострадавшему необходимо закрепить и использовать применительно к условиям оказания медицинской помощи большому числу пораженных на этапах медицинской эвакуации.  Здесь используются базисные знания и умения, которые были получены в курсах хирургических болезней, урологии, анестезиологии и реаниматологии, травматологии и ортопедии. После окончания 5 курса студент должен сдать экзамен, состоящий из контроля теоретических знаний и практических умений и навыков.

На шестом году обучения умения и навыки снова должны быть закреплены в цикле занятий, проводимых на базе тренажерного класса. Этот цикл желательно проводить после государственного предварительного распределения. По желанию студента акцент может быть сделан на тех позициях, которые более значимы для его будущей специальности (если он успел определиться с этой специальностью). Если конкретных пожеланий нет, проводится подготовка с учетом специфики работы врача общей практики.

Итоговая Государственная аттестация должна включать в себя одним из основных компонентов контроль способности выпускника эффективно действовать при необходимости оказания экстренной медицинской помощи как в бытовых условиях, так и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

    Предложенная система подготовки студентов медицинских вузов к практической работе по оказанию медицинской помощи пораженным при катастрофах сохраняет преемственность на все время обучения, а также предусматривает приобретение и поэтапное закрепление именно НАВЫКОВ, которые выпускник медицинского вуза способен применить самостоятельно, выполнить быстро и четко.

Название модулей и трудоемкость такой программы представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Трудоемкость программы (учебных часов):

Название модуля

Трудоемкость

семестр

форма итогового контроля

Аудиторных занятий

самостоятельная работа

общая трудоемкость

лекции

практические занятия

всего

1. Первая медицинская помощь

5*

20

25

12

37

2

зачет

2. Доврачебная помощь

4*

26

30

14

44

6

зачет

3. Практика доврачебной помощи

2*

10

12

-

12

после 6

зачет

4. Практика первой врачебной помощи

3*

15

18

-

18

после 8

зачет

5. Травматология, ортопедия и ВПХ (первая врачебная помощь)**

24

68

92

46

138

9,10

единый экзамен

6. Экстренная медицинская помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

1*

23

24

-

24

12

экзамен Государственной итоговой аттестации

ВСЕГО

39

162

201

72

273

 

 

* при отработке модулей 1-4 в графе «лекции» указано время, в течение которого студентам дается теоретическое обоснование выполняемых действий, а также проводится демонстрация. Собственно лекциями это назвать нельзя, это теоретическая часть занятия.

** представленная трудоемкость (учебные часы) относится только к тем аспектам данной дисциплины, которые непосредственно посвящены вопросам оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в объеме первой врачебной помощи. Эта учебная нагрузка является частью общей трудоемкости данной дисциплины (всего предусмотрено 213 часов, из них 142 – аудиторных) и не включает в себя такие вопросы, как костная репарация, методы оперативного лечения переломов, врожденные и приобретенные ортопедические заболевания и др. Поэтому в данной программе представлен лишь тот фрагмент общей программы по травматологии, ортопедии и ВПХ, который посвящен оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

 

Модуль 1. Первая медицинская помощь.

Поскольку занятия имеют практическую направленность, лекционного цикла в «классической» форме не предусмотрено. Однако, на занятиях отводится время для теоретического обоснования выполняемых действий, демонстрации приемов оказания медицинской помощи преподавателем, просмотра учебных видеоматериалов. Именно это время и учтено в общей трудоемкости аудиторных занятий как «лекции». Для освоения практических умений используются фантомы, тренажеры, имитаторы повреждений в условиях специально оборудованного тренажерного класса, а также отработка действий на волонтерах из числа студентов группы. ____(ФОТО - СТУДЕНТЫ В ТРЕНАЖЕРНОМ КЛАССЕ)

В рамках обучения оказанию первой помощи целесообразно предусмотреть также ряд ситуаций, не связанных с механическими и термическими поражениями (сердечный приступ, отравления, укусы ядовитых животных, насекомых и змей, аллергические реакции, внезапные роды во внестационарных условиях, гликемические расстройства при сахарном диабете и др.). В таком случае общая трудоемкость модуля возрастает на 6 часов аудиторных (всего будет 31 час) и 3 часа самостоятельных занятий, а общая трудоемкость составит не 37, а 46 часов.

цель занятий – усвоение практических умений оценки состояния пострадавших и оказания им первой медицинской помощи при нарушении жизненно важных функций и угрозе жизни.

По окончании курса студенты должны знать:

- объем и общие принципы оказания первой медицинской помощи, ее юридические и правовые аспекты;

- правила вызова спасательных служб и «скорой медицинской помощи»;

- правила безопасного для спасателя оказания первой медицинской помощи;

- содержимое аптечки первой помощи, назначение и правила использования ее компонентов.

По окончании курса студенты должны уметь:

- оценить степень опасности ситуации;

- определить нарушения жизненно важных функций и необходимость оказания первой медицинской помощи;

- провести на тренажере сердечно-легочную реанимацию по правилу АВС (устранение асфиксии, закрытый массаж сердца, искусственное дыхание) в объеме первой медицинской помощи;

- провести противошоковые мероприятия в объеме первой медицинской помощи (временная остановка наружного кровотечения, транспортная иммобилизация) с использованием подручных средств и содержимого аптечки первой помощи;

- осуществить экстренную эвакуацию пострадавшего из опасного очага, придать пострадавшему необходимое положение, при необходимости осуществить согревание и подготовить к дальнейшей транспортировке.

Модуль 2. доврачебная помощь.

Так же, как и в предыдущем модуле, занятия имеют исключительно практическую направленность, и под «лекциями» подразумевается теоретическое обоснование выполняемых действий, демонстрация приемов оказания медицинской помощи преподавателем, просмотр учебных видеоматериалов.

Часть аудиторного учебного времени отводится для закрепления умений, полученных в ходе предыдущих занятий, по отдельным позициям – переход умения в навык. Тематика занятий почти совпадает с предыдущим модулем, однако отработка действий проводится уже на уровне доврачебной помощи, с учетом теоретической базы, заложенной в ходе обучения в течение пяти семестров. В программу вводятся дополнительные умения, которые студент должен освоить. Занятия также проводятся в условиях специально оборудованного тренажерного класса. Техническое обеспечение занятий аналогично обеспечению по тематике предыдущего модуля с некоторыми дополнениями.

цель занятий – усвоение практических умений и навыков оценки состояния пострадавших, организации и оказания им первой и доврачебной медицинской помощи, транспортировки при нарушении жизненно важных функций и угрозе жизни.

По окончании курса студенты должны знать:

- объем и общие принципы оказания доврачебной медицинской помощи, ее юридические и правовые аспекты;

- принципы организации оказания помощи пострадавшим при массовых поражениях;

- содержимое стандартной фельдшерской медицинской укладки (сумки или чемодана) для оказания доврачебной помощи, назначение и правила использования ее компонентов, в том числе – и медикаментов.

По окончании курса студенты должны уметь:

 

- определить нарушения жизненно важных функций, объем необходимой медицинской помощи (первой медицинской или доврачебной) на месте происшествия, очередность оказания медицинской помощи и транспортировки пострадавших при массовых поражениях;

- провести сердечно-легочную реанимацию с использованием воздуховода, маски, мешка Амбу;

- провести противошоковые мероприятия в объеме доврачебной помощи (временная остановка наружного кровотечения и транспортная иммобилизация) с использованием табельных средств (кровоостанавливающих жгутов, индивидуальных перевязочных пакетов, стандартных транспортных шин), а также фельдшерской специальной укладки;

- подготавливать и выполнять на тренажерах подкожные, внутримыщечные и внутривенные инъекции;

- накладывать асептические бинтовые повязки на раны различных локализаций.

Перевести ранее приобретенные умения в практические навыки:

- проведение на тренажере сердечно-легочной реанимации по правилу АВС (устранение асфиксии, закрытый массаж сердца, искусственное дыхание «рот в рот») в объеме первой медицинской помощи;

- выполнить временную остановку наружного кровотечения и транспортную иммобилизацию при подозрении на повреждение различных локализаций с помощью подручных средств;

- придать пострадавшему безопасное положение и правильно его транспортировать из опасного очага.

Модуль 3. практика оказания доврачебной помощи

(проводится непосредственно перед началом летней производственной практики)

Производственная практика имеет свои достаточно обширные задачи. Данный модуль должен входить в программу производственной практики лишь ее небольшим фрагментом, касающимся лишь умений и навыков оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.

Так же, как и в предыдущих модулях, «лекции» - это краткое обоснование и демонстрация правильных действий.

Занятия проводятся перед началом производственной практики в тренажерном классе. После завершения занятий студенты допускаются до прохождения практики. Специального зачета не предусмотрено, зачет ставится после завершения практики, однако студенты, продемонстрировавшие неумение правильно действовать на занятиях, до практики не допускаются.

цель занятий – закрепление практических умений и навыков перед началом производственной практики в лечебном учреждении, контакт с пациентами.

Перед тем, как приступить к прохождению производственной практики, студенты должны знать:

- состав и использование содержимого специальных укладок-аптечек: противошоковой, анафилактической, анти-ВИЧ;

- способы индивидуальной защиты от заражения при работе с пациентами.

Перед тем, как приступить к прохождению производственной практики, студенты должны уметь:

- подготавливать и выполнять внутривенные и внутримышечные инъекции;

- подготавливать и устанавливать систему для переливания инфузионных сред, контролировать переливание;

- накладывать повязки на раны с соблюдением правил асептики и антисептики.

Следует подчеркнуть, что перечисленные действия – лишь малая часть того, чему студент должен научиться в ходе производственной практики. Полный перечень тех умений и навыков, которые должен освоить студент в ходе производственной практики выходит далеко за рамки данной программы.

Модуль 4. практика оказания первой врачебной помощи

Перед прохождением врачебной производственной практики студент должен быть подготовлен к оказанию экстренной медицинской помощи на уровне первой врачебной помощи, в том числе (а, скорее всего, в первую очередь) – при механических и термических поражениях.

Содержание данного модуля является фрагментом программы летней производственной практики и касается лишь умений и навыков оказания первой врачебной помощи пострадавшим с механическими и термическими поражениями.

Так же, как и в предыдущих модулях, «лекции» - это краткое обоснование и демонстрация правильных действий.

Занятия проводятся в начале производственной практики в тренажерном классе. После завершения занятий студенты допускаются до прохождения практики. Специального зачета не предусмотрено, зачет ставится после завершения практики, однако студенты, продемонстрировавшие неумение правильно действовать на занятиях, до практики не допускаются.

цель занятий – закрепление практических умений и навыков проведения реанимационных и противошоковых мероприятий перед началом производственной врачебной практики, обучение организации оказания врачебной помощи в очаге катастрофы, ознакомление с организационно-правовой основой оказания экстренной медицинской помощи в системе здравоохранения РФ.

Перед тем, как приступить к прохождению производственной практики, студенты должны знать:

- организацию работы службы скорой и неотложной медицинской помощи, оснащение, состав, задачи врачебно-сестринских бригад.

Перед тем, как приступить к прохождению производственной практики, студенты должны уметь:

- проводить мероприятия сердечно-легочной реанимации, а также комплекса противошоковой терапии;

- определить степень транспортабельности пациента, грамотно подготовить его к транспортировке и транспортировать в лечебное учреждение, избежав ухудшения состояния и развития осложнений;

- организовать под руководством медицинского персонала оказание медицинской помощи в очаге катастрофы при массовом поражении с привлечением (при необходимости) добровольных помощников из числа очевидцев происшествия.

модуль 5. Травматология, ортопедия и ВПХ

(первая врачебная помощь)

В этом модуле интегрируются знания и умения, полученные студентами как в ходе отработки предыдущих модулей, так и при изучении других клинических дисциплин. Всем практическим действиям (организационным, диагностическим, лечебным, сортировочно-эвакуационным) дается детальное теоретическое обоснование с тем, чтобы студент действовал осознанно, понимая обоснованность принимаемых решений и выполняемых манипуляций.

Преподавание ведется в рамках дисциплины «травматология, ортопедия и ВПХ», имеющей свою учебную программу. В данный модуль из этой программы полностью вошли все темы раздела «ВПХ» и отдельные темы раздела «травматология», что в совокупности дало вышеуказанную трудоемкость (138 учебных часов). Часть тем из данного модуля разбирается в 9-м семестре при изучении вопросов травматологии (темы, посвященные травматической болезни, шоку, диагностике переломов и вывихов), а основная часть – в 10-м семестре в курсе ВПХ (хирургии катастроф). В итоге проводится единый экзамен.

ЦЕЛЬЮ преподавания данного курса является обучение студентов основам организации хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации, диагностике и оказанию медицинской помощи пострадавшим в условиях дефицита времени, диагностических и лечебных возможностей; овладение знаниями, практическими умениями и навыками, позволяющими эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Основным условием формирования устойчивых знаний и умений при подготовке врачей является сочетание знаний базисных дисциплин (общая хирургия, оперативная хирургия, хирургические болезни, внутренние болезни, травматология, урология, стоматология и челюстно-лицевая хирургия, ЛОР болезни, анестезиология и реаниматология, военная и экстремальная медицина и др.) со знаниями, практическими умениями и навыками, вырабатываемыми на занятиях по предыдущим модулям данной Программы. В связи с этим обучение организации и оказанию первой врачебной помощи пострадавшим в ЧС с механическими и термическими поражениями проводится не ранее 10 семестра, когда у студентов уже сформирован клинический подход к обследованию и лечению пациента, они уже овладели базисными знаниями и умениями по большинству клинических дисциплин.

Важно избежать дублирования изложения того материала, который был усвоен студентами ранее на других кафедрах. Основная задача данного модуля – интеграция полученных знаний, умение применить их в экстремальных условиях, при массовом поступлении пострадавших. Поскольку в современных условиях чаще всего медицинским формированиям (как военным, так и гражданским), развернутых в непосредственном приближении к очагу катастрофы, ставится задача оказания не только первой врачебной помощи, но и отдельных элементов квалифицированной медицинской помощи, это также нашло отражение в программе.

Основной базой проведения занятий является клиника, в которой студенты принимают участие в оказании медицинской помощи и лечении пациентов с механическими и термическими поражениями. Некоторые практические умения и навыки необходимо осваивать в тренажерном классе.

После окончания занятий студенты должны знать:

- общие принципы организации этапного оказания хирургической помощи пострадавшим при катастрофах;

- виды медицинской помощи пострадавшим; задачи и объем помощи на этапах медицинской эвакуации в военное и мирное время;

- методы диагностики в условиях этапного оказания медицинской помощи, цель и виды медицинской сортировки пострадавших при массовых поражениях;

- деонтологические и правовые основы работы при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

После окончания занятий студенты должны уметь:

- поставить предварительный диагноз, определить объем, характер и очередность оказания медицинской помощи пострадавшим, провести внутрипунктовую и эвакуационно-транспортную сортировку на этапах медицинской эвакуации при оказании первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи;

- оказать первую врачебную помощь пострадавшим с механическими, термическими и комбинированными поражениями, включающую противошоковые и реанимационные мероприятия; провести необходимые диагностические и лечебные манипуляции, оформить медицинскую документацию.

Модуль 6. экстренная медицинская помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Занятия в рамках данного модуля проводятся в конце 12-го семестра, итоговый контроль входит в программу итоговой Государственной аттестации. Место проведения занятий - тренажерный класс. Под «лекциями» подразумевается демонстрация действий преподавателем или использование видеоматериалов.

Цель занятий – закрепление у студентов практических умений и навыков по организации и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим с механическими и термическими повреждениями в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени при массовых поражениях в объеме первой врачебной помощи с элементами квалифицированной медицинской помощи.

По­сле окон­ча­ния цикла сту­ден­ты долж­ны знать:

- общие принципы организации оказания хирургической помощи пострадавшим при катастрофах; виды медицинской помощи; задачи и объем помощи на этапах медицинской эвакуации в военное и мирное время;

- способы ди­аг­но­сти­ки повреждений и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе;

- цель и виды медицинской сортировки пострадавших при массовых поражениях;

После окончания цикла студенты должны выполнять самостоятельно (на уровне практического навыка):

- сердечно-легочную реанимацию (комплекс АВС);

- временную остановку наружного кровотечения, включая наложение зажима или лигатуры на сосуд в ране;

- транспортную иммобилизацию с использованием подручных средств и транспортных шин;

- обезболивание (введение общих анальгетиков и выполнение новокаиновых блокад);

- наложение бинтовых повязок на раны.

После окончания цикла студенты должны уметь:

- при катастрофах оценить ситуацию, организовать проведение спасательных работ;

- по­ста­вить пред­ва­ри­тель­ный ди­аг­ноз при механических и термических по­вре­ж­де­ниях; оце­нить сте­пень тя­же­сти по­вре­ж­де­ний, определить объем, характер и очередность оказания медицинской помощи пострадавшим, провести эвакуационно-транспортную и внутрипунктовую сортировку на этапах медицинской эвакуации при оказании первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи;

- оказать, в зависимости от ситуации, первую медицинскую, доврачебную и первую врачебную помощь пострадавшим (взрослым и детям) с механическими, термическими и комбинированными поражениями, включающую противошоковые и реанимационные мероприятия; провести необходимые диагностические и лечебные манипуляции;

- выполнять переливание крови и ее препаратов с определением групповой и индивидуальной совместимости;

- выполнять ревизию и первичную хирургическую обработку поверхностных непроникающих ран мягких тканей, накладывать первичные и наводящие швы;

- накладывать гипсовые шины на конечности;

- выполнять пункцию и дренирование плевральной полости.

 

Организационные формы реализации программы.

Примерный тематический план занятий в рамках каждого модуля выглядит следующим образом.

Модуль 1. Первая медицинская помощь.

1.1. Цель и задачи цикла. Юридические и организационные аспекты оказания первой помощи.

1.2. Ориентировочная основа действий при оказании первой помощи пострадавшему (общий алгоритм)

1.3. Нарушения проходимости дыхательных путей (механическая асфиксия)

1.4. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Сердечно-легочная реанимация.

1.5. Кровотечения

1.6. Транспортировка пострадавших

1.7. Дорожно-транспортные происшествия

1.8. Особые случаи

1.9   Итоговый контроль

Модуль 2. Доврачебная помощь.

2.1. Цель и задачи цикла. Юридические, организационные, деонтологические аспекты оказания доврачебной помощи.

2.2. Общие принципы оказания доврачебной помощи пострадавшему. Психологическая готовность к бедствиям.

2.3. Сердечно-легочная реанимация.

2.4. Кровотечения

2.5. Раны, десмургия

2.6. Иммобилизация и транспортировка пострадавших

2.7. Содержимое фельдшерской укладки экстренной помощи и ее использование.

2.8. Действия при большом числе пострадавших.

2.9   Итоговый контроль

Модуль 3. Практика оказания доврачебной помощи

3.1. Способы индивидуальной защиты при работе с пациентами (пострадавшими).

3.2. Специальные укладки в медицинских учреждениях и их использование.

3.3. Внутривенные и внутримышечные инъекции, установка капельницы.

3.4. Десмургия. Правила асептики и антисептики при выполнении перевязок.

Модуль 4. Практика оказания первой врачебной помощи

4.1. Общие принципы организации скорой и неотложной медицинской помощи

4.2. Задачи и оснащение машины «скорой медицинской помощи». Работа врачебно-сестринской бригады.

4.3. Проведение сердечно-легочной реанимации при оказании первой врачебной помощи.

4.4. Противошоковые мероприятия при оказании первой врачебной помощи (обезболивание, остановка кровотечения, иммобилизация, инфузионная терапия).

4.5. Организация оказания первой врачебной помощи в очаге катастрофы при массовых поражениях и транспортировка пострадавших в лечебное учреждение.

Модуль 5. Травматология, ортопедия и хирургия катастроф (первая врачебная помощь)

5.1. Понятие о катастрофах. Структура и задачи Российской системы РСЧС. Задачи и организационная структура ВСМК. Организация хирургической помощи, медицинской сортировки и эвакуации пострадавших в ЧС. Деонтологические и правовые аспекты в хирургии катастроф.

5.2. Угрожающие жизни состояния. Шок как стадия течения травматической болезни. Диагностика, оказание неотложной помощи, принципы сортировки на этапах медицинской эвакуации.

5.3. Сочетанные, множественные, комбинированные повреждения. Особенности сортировки и оказания помощи при катастрофах.

5.4. Кровотечения. Компенсация кровопотери при ликвидации последствий ЧС.

5.5. Раны и их лечение при массовых поражениях. Профилактика осложнений.

5.6. Раневая инфекция. Профилактика и лечение.

5.7. Ишемическая травма конечностей. Синдром длительного сдавления.

5.8. Термические поражения. Оказание помощи пострадавшим при ЧС

5.9. Повреждения головы и шеи. Их лечение в чрезвычайных ситуациях.

5.10. Ранения и закрытые повреждения груди. Их лечение.

5.11. Ранения и закрытые повреждения таза и тазовых органов.

5.12. Ранения и закрытые повреждения живота. Диагностика, медицинская сортировка, и оказание помощи пострадавшим на этапах медицинской эвакуации.

5.13. Методы и средства обезболивания на этапах медицинской эвакуации.

5.14. Закрытые и открытые повреждения костей и суставов, особенности диагностики на догоспитальном этапе. Транспортная иммобилизация на этапах медицинской эвакуации.

5.15. Повреждения позвоночника. Оказание помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

5.16. Проведение медицинской сортировки и оказание первой врачебной помощи при массовом поступлении пострадавших.

5.17. Итоговое занятие. Контроль практических умений и навыков. Зачет.

Модуль 6. Экстренная медицинская помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

6.1   Сердечно-легочная реанимация.

6.2   Противошоковые мероприятия: обезболивание.

6.3   Противошоковые мероприятия: транспортная иммобилизация. Транспортировка пострадавших.

6.4   Противошоковые мероприятия: остановка кровотечения.

6.5   Противошоковые мероприятия: компенсация кровопотери.

6.6   Ревизия и первичная хирургическая обработка непроникающих ран.

6.7   Проведение медицинской сортировки (ролевые игры)

Методики итогового контроля.

Модуль 1. Первая медицинская помощь.

Проводится индивидуальный контроль каждого студента по 10 позициям:

содержание противошоковых и реанимационных мероприятий (устный ответ)

оценка состояния пострадавшего (ролевая игра с участием проинструктированных волонтеров)

придание пострадавшему безопасного («восстановительного») положения (с участием волонтеров)

устранение механической асфиксии (на тренажере)

проведение закрытого массажа сердца (на тренажере)

проведение искусственного дыхания (на тренажере)

временная остановка наружного кровотечения (на тренажерах и волонтерах)

транспортная иммобилизация (на тренажере и волонтерах)

транспортировка пострадавших (с участием волонтеров)

вызов спасателей и «скорой помощи» (ролевая игра с преподавателем)

Правильное выполнение действий по каждой позиции оценивается в 1 балл, затем все баллы суммируются, в результате чего формируется итоговая оценка по 10-балльной шкале. Получение зачета возможно при итоговой оценке не ниже 8 баллов.

Модуль 2. Доврачебная помощь.

Индивидуальный итоговый контроль состоит из трех этапов:

Этап 1. Индивидуальная демонстрация практических навыков оказания первой медицинской помощи:

придание пострадавшему безопасного («восстановительного») положения;

устранение механической асфиксии

проведение закрытого массажа сердца

проведение искусственного дыхания

временная остановка наружного кровотечения

транспортная иммобилизация (аутоиммобилизация)

транспортировка пострадавших (с участием волонтеров).

Все действия должны быть выполнены правильно, без чего студент не допускается до сдачи следующего этапа итогового контроля.

Этап 2. Индивидуальная демонстрация практических умений оказания доврачебной помощи:

использование воздуховода и системы Амбу для проведения искусственного дыхания (тренажеры);

наложение табельных шин для транспортной иммобилизации по указанию преподавателя (но с обязательным применением лестничных и вакуумных) (волонтеры и тренажеры)

наложение резинового кровоостанавливающего жгута (тренажеры);

4)     наложение двух различных бинтовых повязок при ранении различной локализации (включая и окклюзионную повязку на грудную клетку) (волонтеры и тренажеры с имитаторами ранений)

выполнение внутримышечной инъекции и установка капельницы с использованием содержимого фельдшерской укладки.

Каждое действие оценивается в 2 балла, затем все баллы суммируются, в результате чего формируется оценка по 10-балльной шкале. К заключительному этапу итогового контроля допускаются студенты, имеющие итоговую оценку не ниже 8 баллов.

Этап 3. Оказание доврачебной помощи в смоделированной ситуации при массовых поражениях.

Студенты делятся на группы по 3-4 человека. Каждая из этих групп оказывает медицинскую помощь «пострадавшим» (остальные студенты группы и манекены) с применением тех умений и навыков, которые ими усвоены и только что сданы. Студент, правильно выполнивший необходимые действия, получает зачет.

Модуль 5. Травматология и ВПХ (первая врачебная помощь)

Итоговый контроль состоит из двух этапов и проводится в тренажерном классе. Возможно проведение итогового контроля в два разных дня.

Этап 1. Индивидуальная проверка практических умений и навыков, предусмотренных программой, на фантомах, тренажерах, имитаторах.

Проверке подлежат умения и навыки по:

- проведению первичного осмотра пострадавшего;

- проведению сердечно-легочной реанимации по правилу АВСDEF;

- проведению противошоковых мероприятий: временной остановке наружного кровотечения подручными и табельными средствами, выполнению новокаиновых блокад, наложению транспортных шин, установке капельницы с определением состава, объема и скорости инфузионной терапии.

Этап 2. Решение ситуационных задач и ролевые игры с необходимостью выполнения следующих действий:

- оценка опасности и тяжести ситуации;

- проведение первичного осмотра пострадавших, медицинская сортировка (внутрипунктовая и эвакотранспортная) при оказании первой врачебной помощи;

- оказание первой врачебной помощи двум-трем пострадавшим в конкретной ситуации при массовом поступлении – выполнение необходимых манипуляций с учетом времени принятия решения и времени, затраченного на оказание медицинской помощи;

- подготовка к транспортировке и определение степени транспортабельности.

Каждый этап оценивается по 5-балльной системе: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно, 1 – крайне неудовлетворительно.

Затем оценки по двум этапам суммируются. Студенты, набравшие не менее 8 баллов, могут быть допущены до экзамена. Экзамен проводится отдельно от цикла, в ходе летней экзаменационной сессии по более широкой программе в рамках итогового контроля дисциплины «травматология, ортопедия и ВПХ».

 

Экзамен Государственной итоговой аттестации

Цель: Итоговый контроль умений и навыков студентов по организации и оказанию экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Оснащение экзамена: тренажеры и муляжи, манекены, комплекты транспортных шин, сумка врача «скорой медицинской помощи». Экзамен состоит из двух этапов.

Этап 1. Контроль практических навыков.

Студент получает билет с двумя ситуационными задачами и сумку врача «скорой медицинской помощи». По каждой задаче на тренажере необходимо оказать первую врачебную помощь пострадавшему, подготовить его к транспортировке.

Этап 2. Оказание медицинской помощи при массовых поражениях.

Моделируется ситуация с большим количеством пострадавших (4-5 человек). Используются тренажеры, манекены, имитаторы повреждений. Необходимо оценить ситуацию, вызвать помощь, провести медицинскую сортировку, оказать медицинскую помощь пострадавшим в соответствующем ситуации объеме, подготовить к транспортировке и транспортировать.

Каждое задание оценивается по 5-балльной шкале (две оценки по первому этапу и одна оценка – по второму этапу). Итоговая оценка – среднее арифметическое этих оценок.

 

Таким образом, данная программа предусматривает, прежде всего, подготовку студента к конкретным эффективным действиям по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим уже с первого года обучения. Постепенно студенты приобретают и закрепляют практические умения и навыки, и к моменту получения врачебного диплома должны быть готовы к самостоятельным действиям при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в рамках первой врачебной помощи.

Для реализации такой программы требуется ряд важных обязательных условий.

1.   Внесение изменений в Государственный образовательный стандарт, в рамках которого должно быть предусмотрено выделение необходимого учебного времени. На наш взгляд, наиболее оптимальным решением могло бы быть внесение в Стандарт отдельной строкой дисциплины «Организация и оказание экстренной медицинской помощи (медицина катастроф)».

2.   Создание тренажерного центра, на базе которого должны отрабатываться практические умения и навыки, а также проводиться ролевые игры по организации медицинской помощи пострадавшим при катастрофах.

3.   Подготовка преподавателей.

4.   Создание необходимого учебно-методического обеспечения. Прежде всего это касается сборника ситуационных задач, на базе которых будут проводиться ролевые игры по оказанию медицинской помощи большому числу пострадавших, а также методических указаний для преподавателей по проведению занятий. Такой методической литературы, отвечающей требованиям данной программы, в настоящее время нет.

 

Автор просит рассматривать данную статью, содержащую краткое изложение основных позиций новой программы, как дискуссионную, приглашая высказаться заинтересованных преподавателей медицинских вузов.

 

 


Исходная статья: пресс-центр ММА имени И.М.Сеченова