«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
13.09.2007

Высшая школа: менеджмент качества

В ММА им. И.М. Сеченова реализуют инновационный проект по управлению качеством образования

В рамках реализации национального проекта "Образование" в 2006 г. был проведен конкурс учебных заведений, внедряющих инновационные программы. Всего в нем приняли участие 197 вузов страны. Победившие в конкурсе 17 вузов получили государственную поддержку на общую сумму 10 млрд. руб. Среди победителей — ММА им. И.М. Сеченова. Проект по внедрению системы менеджмента качества — один из инновационных проектов академии.

В ММА им. И.М. Сеченова планируется проведение обучения по проблемам менеджмента качества, менеджмента качества в образовательном учреждении, опыта внедрения систем менеджмента качества в академии. Рассматривается вопрос о проведении обучающих курсов под эгидой Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов России. Чтобы принять участие в таких образовательных программах, необходимо послать заявку с указанием интересующих тем/проблем. Условия участия в программах будут размещены на сайте академии.

 

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова стала первым медицинским вузом России, который внедряет систему управления качеством образовательной деятельности. Какие преимущества дает эта система? В чем трудности внедрения проекта?

 

Ольга ТАРАСЕНКО,
руководитель проектов Департамента управленческого консалтинга компании "Информационные бизнес-системы" (IBS)

 

Внедрение   системы   менеджмента качества   (СМК)   образования   в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000 — не дань моде, а объективная необходимость, продиктованная требованиями современного рынка. Реализация данного проекта началась в ММА им. И.М. Сеченова в октябре 2006 г.

 

Цели проекта:

      обеспечение    гарантированного качества процесса подготовки, переподготовки   и повышения   квалификации медицинских и фармацевтических специалистов;

    обеспечение непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых академией, и образовательной деятельности академии в целом путем эффективного использования ее ресурсов;

   обеспечение постоянного контроля качества учебного процесса, уровня подготовки специалистов;

   обеспечение соответствия качества медицинского    и    фармацевтического образования требованиям международных стандартов, принципам Болонской декларации и их последующая международная аккредитация.

Проект выполняется в два этапа. На первом было проведено обследование деятельности академии и разработан принципиальный подход к построению СМК. На втором началась реализация разработанного подхода.

Внедрение СМК не перестраивает текущую деятельность, но достаточно жестко ее регламентирует. Для оптимального построения системы нужно двигаться "сверху вниз", поставив во главу утла цели организации. Поэтому в начале проекта консультанты JBS формализовали стратегические цели академии, а для оценки степени их достижения создали индикаторы, с помощью которых по прошествии определенного периода можно будет определить, достигнута ли цель, а если нет — что необходимо предпринять.

Следующими шагами стали разработка и актуализация документации академии: все документы приводились к единому формату, унифицировались, создавались процедуры управления документацией.

Очень важна лояльность к проекту персонала организации. Ведь документация, созданная в рамках внедрения СМК, регламентирует работу сотрудников, и они принимают непосредственное участие в построении системы. На первых этапах проекта возникали определенные трудности с принятием сотрудниками новых подходов к организации работ в новой системе управления. Однако, осознав ее преимущества, они начали оказывать содействие консультантам. Руководство академии сумело донести до каждого идеологию системы и выгоды от ее введения.

В процессе работы возникали и "языковые барьеры": консультанты, несмотря на немалый опыт работы с государственными учреждениями, заново привыкали к терминологии профессорско-преподавательского состава, а сотрудники академии, в свою очередь, перенимали в некоторой степени непривычные для них термины языка консультантов.

Для четкой и эффективной работы СМК было важно и то, что одновременно в вузе создается единая информационная система управления.

Пока рано говорить о результатах, сейчас идет самая активная стадия обучения сотрудников и подготовка к проведению сертификационного аудита СМ К академии, но уже очевидна готовность вуза к внедрению системы. Завершение проекта планируется осенью 2007 г. Мы надеемся на успех не только по формальному признаку — получению сертификата соответствия стандарту ISO 9001:2000. Полагаем, что СМК в академии будет развиваться и постоянно совершенствоваться.

 

Подготовила Наталия Шулешкина


Исходная статья: Газета «Фармацевтический вестник» №28 от 4 сентября 2007 г.