«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.09.2007

Фантомы как люди

В ММА имени И.М. Сеченова создан центр отработки практических навыков, оснащенный современными имитаторами органов человека – фантомами. Это первый и единственный пока в России центр подготовки студентов-медиков, где есть учебные тренажеры такого уровня.

 

ММА имени И.М. Сеченова — единственная среди медицинских вузов — выиграла в 2006 г. конкурс на получение правительственного гранта в рамках национального проекта "Образование". Благодаря этому и стало возможным оборудование центра по самым современным меркам. Приобретено около 500 различных фантомов, на которых студенты смогут отрабатывать приемы оказания неотложной помощи, ухода за пациентом, действия при травмах различной степени тяжести и т.п.

Стоимость фантома, оснащенного имитациями всех внутренних органов человека, кровеносной системы и другими важными элементами, достигает 80 тыс. долл. США. Фантомы, имитирующие части тела, например часть тела беременной женщины с плодом или женская грудь с имитацией различных опухолей, в зависимости от наполнения стоят около 10 тыс. долл. Стоматологические фантомы несколько дешевле.

Благодаря современным материалам при прикосновении к тренажеру возникает эффект взаимодействия с настоящим пациентом. К примеру, при работе с фантомом, который позволяет имитировать симптомы заболеваний сердца: нарушения ритма, различные шумы. С пульта дистанционного управления преподаватель может смоделировать патологическую ситуацию, а студент, используя фонендоскоп, прослушать сердцебиение и диагностировать нарушение.

Широко представлены фантомы для отработки профессиональных навыков в акушерстве и гинекологии — от наглядных пособий по развитию плода до имитатора родов. Есть фантом, моделирующий различные патологические состояния новорожденного. Стоматологические фантомы способны издавать звуки и выделять слюну, челюсти оснащены съемными зубами — их можно дополнительно изучать.

Декан лечебного факультета профессор Н.С. Подчерняева, комментируя применение новых обучающих технологий, отмечает:

В прежние времена, когда студентов было не так много, обучение мануальным навыкам велось у постели больного. Каждый практикующий врач мог взять себе ученика и отрабатывать с ним практические действия на пациенте, поэтому разрыва между теорией и практикой никогда не было. Сегодня обучить всех студентов в клиниках, не нарушая юридических норм и прав пациентов, невозможно. На помощь пришли новые технологии. Современная техника позволяет имитировать ситуации, максимально приближенные к жизни. После отработки навыков на фантомах студенты гораздо увереннее чувствуют себя у постели больного.

Подобные центры подготовки студентов есть практически во всех развитых государствах, в т.ч. и в Дании. Медицинские вузы этой страны неоднократно посещали преподаватели медицинской академии.

 

Наиболее совершенный сегодня медицинский тренажер — манекен-робот для обучения методам реанимации, котором можно смоделировать до тысячи различных ситуаций, - выпускают в США. Робот способен даже жаловаться на неправильные действия студента, Стоит это чудо техники около 200 тыс. дол.

 

Как считает Н.С. Подчерняева, одна из основных целей проекта — гармонизировать системы подготовки врачей в разных странах, "чтобы студент, начав учиться в одном месте, мог с легкостью продолжить образование в другой стране и без особых трудностей завершить в третьей, при этом взяв в каждой высшей медицинской школе лучшее".

К сожалению, другие российские вузы не оснащены фантомами такого уровня. Однако преподаватели ММА имени И.М. Сеченова готовы поделиться с коллегами своими комментариями и рекомендациями в этой области.

 

Виктория КАДОЛ


Исходная статья: Газета «Медицинский вестник» №26-27 от 29 августа 2007г.