«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Клиническая подготовка в медицинском образовании 31.08.2007

Клиническая подготовка в медицинском образовании

В рамках стратегического партнерства ВОЗ и ВФМО, осуществляемого на основании Европейской программы ВОЗ по кадровым ресурсам здравоохранения, в Москве прошло Совещание Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения и Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО).

Совещание было подготовлено по просьбе представителей 19 стран Европейского региона, уже участвовавших в обсуждении проблем аккредитации базового медицинского образования на предыдущем совещании (Кишинев, июль 2006 года), а также в качестве одного из этапов реализации региональной программы содействия странам в развитии Болонского процесса.

В совещании приняли участие 30 ведущих специалистов в области высшего медицинского образования Европы. Основные цели мероприятия состояли в обсуждении тенденций, требований и путей улучшения качества клинической подготовки в медицинских вузах. В представленных докладах участников на конкретных примерах был отражен опыт стран по формированию клинических умений и навыков у студентов, а также по объективизации оценки компетенции выпускников медицинских вузов. Также ставилась задача изучить сложившуюся практику и обменяться мнением по подготовке медицинских кадров в интернатуре стран ЕС и СНГ.

Михаил Пальцев, академик РАН и РАМН, ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, в своем выступлении рассказал о проблеме дефицита медицинских кадров в России и странах СНГ. Что касается РФ, то считалось, что кадровая проблема не является самой острой в здравоохранении. Но когда началась реализация ПНП «Здоровье» и стали увеличиваться зарплаты участковых врачей (а одним из условий при этом было - запрет совместительства), выяснилось, что их остро не хватает. В результате началась трудовая иммиграция на врачебные должности в Россию. Одновременно проблема дефицита кадров обострилась и в других странах СНГ. Однако там это было связано, в частности, с тем, что преподавание в вузах велось на русском языке, и многие преподаватели были из России, а сейчас большинство из них вернулось на свою историческую родину. В связи с этим правительства ряда бывших стран СНГ, и, прежде всего, Среднеазиатских республик, обратились к Минздравсоцразвития РФ с предложением возобновить на базе ММА им. И.М.Сеченова подготовку преподавателей для местных вузов. Как сообщил М.А.Пальцев, уже начались переговоры с Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией и другими странами.

Все эти проблемы и вызывают необходимость организации единого образовательного пространства стран СНГ, которое в перспективе стало бы интегрированным с ЕС. В значительной степени этому способствуют, как считает М.А. Пальцев, совещания по проблемам медицинского образования, которые проводятся уже на протяжении двух лет и каждый раз собирают все больше участников.

Профессор Галина Перфильева, региональный советник по кадровым ресурсам ВОЗ, отметила, что ММА является катализатором таких совещаний, и ее авторитет у участников настоящего московского совещания особенно высок потому, что многие из них закончили здесь ординатуру или интернатуру, защищали диссертации или были связаны с клиниками ММА благодаря многолетним научным контактам.

Профессор Ганс Карле (Дания), президент ВФМО, в своем выступлении рассказал о внедрении в странах ЕС стандартов клинической подготовки врачей, имеющих специальное название «Международные стандарты качества медицинского образования». По мнению Г. Карле, без внедрения таких стандартов строительство общеевропейского образовательного медицинского пространства невозможно.

Профессор Лэйф Христиансен (Дания) остановился на глобальных тенденциях в улучшении клинической подготовки. По мнению выступавшего, к ним следует отнести: повышение профессионализма в управлении медицинским образованием, укрепление руководящего начала в сфере образования и создание внутреннего механизма для непрерывного мониторинга и оценки качества программ обучения врачей.

Профессор Зильвинас Падайга (Литва) перечислил основные изменения в состоянии здоровья населения Европы, а соответственно и новые потребности в услугах здравоохранения и кадрах, которые сегодня оказывают наибольшее влияние на клиническую подготовку.

О необходимости расширения баз для клинической подготовки, и о том, как эта проблема решается в Швеции, сообщил профессор из Стокгольма Стефан Линдгрен.

Возможным путям решения новых юридических и экономических проблем, которые возникли в связи с изменениями стратегии клинической подготовке врачей в странах ЕС, посвятил свой доклад польский профессор Роман Данилевич.

Профессора Ингрида Румба (Латвия), Владимир Хотиняву(Республика Молдова) и Берна Му-зал (Турция) сообщили о тех трудностях в реформах клинической подготовки врачей, с которыми встретились их страны.

Об изменившейся роли пациентов при клинической подготовке, и о дидактических и этических аспектах этой проблемы рассказал доктор Цилли-ан Тумей (Ирландия).

Доктор Себастьян Шуберт (Германия) остановился на ключевых моментах интеграции доклинических и клинических дисциплин в образовании врачей.

Профессор Стефан Лидгрен (Швеция) дал подробную оценку основных направлений использования симуляций (фантомные центры, специально обученные пациенты, привлечение актеров и проч.) в клинической подготовке.

О новом виде экзамена в образовании врачей (объективный структурированный клинический экзамен ОСКЭ) сообщил профессор Герман ван Россум (Нидерланды).

По общему мнению участников московского совещания, оно принесло большую пользу в деле решения проблем клинической подготовки в медицинском образовании, и поэтому практика проведения таких форумов должна быть продолжена.

 


Исходная статья: журнал "Фармацевтическая служба" 7-8 2007