«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
14.08.2007

Микерова Mария Cергеевна

Микерова Mария Cергеевна
«Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы,
его определяющие»
14.00.33 – общественное здоровье и здравоохранение
медицинские науки
Д.208.040.04
119991, Москва, ул. Трубецкая, д.8, строение 2
тел: 248 04 37; 708 35 73
Предполагаемая дата защиты диссертации – 18 сентября 2007 года

На правах рукописи

 

МИКЕРОВА
Мария Сергеевна

ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

 

14.00.33 - Общественное здоровье и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата медицинских наук

Москва - 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО Московская медицинская академия
им. И.М. Сеченова Росздрава

Научный руководитель:
Заслуженный деятель науки РФ,
член-корреспондент РАМН,
доктор медицинских наук, профессор Кучеренко Владимир Захарович

Официальные оппоненты:
доктор медицинских наук, профессор
ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова
Росздрава Сырцова Людмила Ефимовна

доктор медицинских наук, профессор
Национального НИИ общественного
здоровья РАМН Максимова Тамара Михайловна

Ведущее учреждение: ГОУ ВПО Российский государственный
медицинский университет Росздрава

Защита состоится «______»______________2007 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д.208.040.04 при ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова по адресу: 119021, г. Москва, Зубовский бульвар, д. 37/1; НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной медицинской библиотеке ГОУ ВПО Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова по адресу: 117998, г. Москва, Нахимовский проспект, д.49.

Автореферат разослан «_____»_____________2007 года.

Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат медицинских наук, доцент Петухов Виктор Григорьевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В течение последних десятилетий в Государственных докладах, выступлениях официальных лиц страны, в средствах массовой информации отмечается кризис общественного здоровья в Российской Федерации. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая аспекты условий жизни (Максимова Т. М., Гаенко О.Н., 2003). Кризис общественного здоровья затрагивает лиц любой профессии, в том числе преподавателей.

Преподавательский корпус страны, насчитывающий несколько сотен тысяч человек, имеет огромное социальное значение, так как от его деятельности зависит перспектива развития общества. Преподаватели ВУЗов и студенты - это научный потенциал, настоящее и будущее интеллектуальное богатство каждой страны. Каково состояние здоровья всех участников образовательного процесса, каков их образ жизни, в каких условиях они живут, учатся и работают, - от этих и многих других факторов зависит их трудоспособность, возможность максимальной передачи знаний и опыта, способствующие воспитанию и обучению будущих специалистов.

Преподаватель высшей школы, особенно медицинского ВУЗа, по своему социальному предназначению призван решать задачу формирования студента не только как будущего специалиста высокого профессионального уровня, но и как здорового человека, здоровой личности, воспитывая при этом положительные, конструктивные ориентиры и закладывая установки на общечеловеческие ценности, а также – на разумный и целенаправленный образ жизни (Бахтин Ю.К., Макарова Л.П., Михайлова Л.А., Соломин В.П., Сонко Г.И., 1999).

Сложность и многообразие изменяющихся социальных условий и факторов, определяющих и опосредующих здоровье населения, требуют проведения социально-гигиенических исследований, которые охватывали бы несколько или множество взаимодействующих факторов, определяющих через поведение людей различные проявления жизненной активности, показатели их здоровья (Миндлин Я.С., Калмыков А.А., Утенков А.В., 1991).

Вместе с тем, в условиях перехода России к рыночным отношениям практически потеряла свою значимость монополия государственной системы здравоохранения, когда каждый человек прикреплялся к конкретному амбулаторно-поликлиническому учреждению, а работающее население имело право двойного обслуживания – в медсанчасти по месту работы и в районной поликлинике. С развитием сети частных лечебно-профилактических учреждений, возможности выбора пациентом врача, медицинского учреждения существенно затрудняется учет и анализ заболеваемости населения по обращаемости, ранее широко применявшийся при научных исследованиях и в практике здравоохранения.

Проблемы изучения здоровья населения актуальны и для зарубежных стран, в которых, начиная с 90-х гг. XX в. Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения принята программа изучения здоровья методом социологических опросов. Имеются работы, выполненные по принятой ВОЗ методике с использованием соответствующего инструментария, позволяющего оценивать и сопоставлять результаты, полученные разными авторами (Borrel C., 2000; Braveman P., 2001, Lee K. 2002 и др.).
Однако, в Российской Федерации до настоящего времени подобных исследований не проводилось. В связи с обозначенным, возникла необходимость поиска и внедрения новых методов изучения здоровья населения с учетом международного опыта.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» в качестве одной из мер по решению актуальных проблем здравоохранения предполагает восстановление и развитие профилактической направленности здравоохранения с проведением дополнительной диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 868 о дополнительной диспансеризации граждан, в первую очередь, эти меры касаются населения, занятого в бюджетной сфере: государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, научно-исследовательских учреждениях. В последнее десятилетие в Росси практически не проводились исследования по изучению здоровья работающих в бюджетных организациях, в том числе – преподавателей медицинских ВУЗов, что явилось основанием для выбора темы настоящего исследования.
При этом применявшийся ранее метод изучения заболеваемости по обращаемости только в амбулаторно-поликлинические учреждения по месту жительства или работы исчерпал себя в условиях внедрения принципа обращения по выбору пациента, что определило необходимость поиска альтернативных методов изучения здоровья работников бюджетной сферы, в частности, - метода анкетного опроса, рекомендуемого Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения.


Файл:  Загрузить