13.07.2007

Материалы НИИ молекулярной медицины

Японское правительство приняло решение исследовать побочные эффекты озельтамивира
Японское министерство здравоохранения приняло решение отстранить от дальнейших исследований вируса гриппа двух сотрудников, исследования которых в других областях частично спонсировалось японским дистрибьютером Тамифлю. В предполагаемом крупномасштабном исследовании будут исследованы побочные эффекты Тамифлю на 10000 детей. Кроме того, всем практикующим врачам предложено не назначать этот препарат подросткам. Эта реакция чиновников обусловлена появившимися в печати сообщениями о некоторых побочных эффектах озельтамивира, в частности развитии суицидальных тенденций у тинейджеров.

[По материалам журнала Nature, 2007, v.445, p.481]

Мыши могут видеть как люди
Исследователям из Университета Санта Барбары в Калифорнии удалось создать мышей с дополнительным человеческим зрительным пигментом. Человеческий пигмент позволяет мышам различать длинноволновую часть спектра, преобразовывая их зрение из двух в трехцветное. Тот факт, что мышиный мозг оказался достаточно пластичным для того, чтобы в результате мутации оказаться готовым к различению дополнительного цвета дает возможность исследователям смоделировать ситуацию, когда приматы в результате простой мутации могли приобрести свою уникальную способность к цветовому зрению. Группой американских ученых показана возможность генерации дополнительных сигналов с сетчатки экспериментальных мышей. В ходе поведенческих тестов их способность различать дополнительные цвета.

[По материалам журнала Science, 2007, v.315, p.1723-1725]

«Матрицы» в мозге.
Даже во время сна в мозге человека и других приматов происходит постоянная работа, которая, как показали Vincente J.L. et al (Университет Вашингтона, шт. Миссури и Гарвардский университет шт. Массачусетс, США), не так спонтанна и хаотична, как ранее предполагали. Традиционно исследование функций мозга было направлено на изучение активности его отделов при действии различных стимулов или в ходе решения специфических задач. Однако реально большая часть времени функционирования и энергии расходуется мозгом на выполнение иных задач и ответ на иные стимулы, чем предлагают исследователи. Решение экспериментально поставленной задачи незначительно повышает тот уровень энергии, который постоянно потребляет наш головной мозг. Функциональный магнитный резонанс, при помощи которого визуализируется активность тех или иных отделов мозга, показывает, что мозг обезьян постоянно проходит по циклу последовательного возбуждения зон коры, сгруппированных в «шаблоны» в соответствии с сенсорной, двигательной или познавательной активностью. Спонтанные флуктуации активности мозга, в частности, ассоциированные с уровнем кислорода в крови, присутствуют даже в бессознательном состоянии, вызванном общей анестезией: у обезьян отмечалась активация глазодвигательного, соматодвигательного и зрительного центров. В какой степени активность мозга определяется этим прохождением по матрицам, и как это определяет мышление, познавательные и творческие процессы, - пока неясно. Изучение межнейрональных связей различных зон позволяет предположить, что эта система является консервативным структурно-анатомическим элементом у приматов, но не известно, ограничивается ли она только приматами.

[По материалам журнала Nature, 2007, May, v.447,p.83-86].

Патент на стволовые клетки ограничивает возможности исследователей?
Выделение стволовых эмбриональных клеток человека для последующих манипуляций с ними является одним из самых многообещающих направлений биотехнологии XXI века. Однако именно с этим направлением связан прецедент отзыва сразу трех патентов. Управление по Патентам США аннулировало три патента, связанных с работой на человеческих эмбриональных клетках. Эти патенты были связаны с методами выделения эмбриональных стволовых клеток человека, держателями патентов было Благотворительное общество выпускников Университета Висконсин-Мэдисон, направляющее средства на биомедицинские исследования. Решение Управления по Патентам, с одной стороны, позволяет другим исследователям применять методы выделения стволовых клеток без платы за авторские права, расширяя таким образом возможности проведения работ по этой тематике. С другой стороны, если результаты работ в области стволовых клеток не будут защищены патентами, то, по мнению экономистов США, это может подорвать биотехнологическую промышленность.

[По материалам газеты Business News, 2007, May, p.16]

РТС124 - лекарство от наследственных заболеваний
В организме человека обнаружено новое химическое соединение, РТС124, способное предотвращать развитие болезней, являющихся результатом нонсенс-мутаций. Многие наследственные болезни (от 5 до 70%, по разным источникам) являются результатом нонсенс-мутаций. К таким заболеваниям относятся кистозный фиброз и миодистрофия. Welch с коллегами (коллектив авторов из различных университетов США) сообщают, что найденная ими молекула РТС124 способна селективно индуцировать рибосомальное считывание преждевременных кодонов терминации, но не индуцирует считывание нормальных терминальных кодонов. В эксперименте действие молекул РТС124, оптимизированное добавлением нонсенс-содержащих репортерных молекул, вызывало продукцию дистрофина в первичной культуре человеческих миоцитов. Эти результаты были подтверждены экспериментами на модели мышей mdx. Полученные данные позволяют рассматривать РТС124 и его аналоги как препараты направленного действия при молекулярной терапии наследственных заболеваний. В настоящее время РТС 124 проходит стадию клинических испытаний.

[По материалам журнала Nature, 2007, May, v.447, p.87-91].

Причина астмы- аллергия на хитин?
Антигены, связанные с насекомыми, ракообразными, гельминтами и грибами вносят значительный вклад в развитие аллергических состояний и связанных с ними заболеваний у человека, в том числе, бронхиальной астмы. Исследования, проведенные Reese T.E. et al. позволяют предположить, что таким элементом является хитин. До настоящего времени не было известно, какой общий элемент, присутствующий в организме различных живых существ, вызывает аллергическую реакцию. Подозрение пало на хитин, входящий в качестве основного структурного элемента в покровы этих животных. При интраназальном введении хитина мышам разных линий было обнаружено развитие выраженной аллергической реакции с возрастанием уровня интерлейкин-4- продуцирующих иммунных клеток. Введение фермента хитиназы приводило к стиханию реакции. Показано, что присутствие в окружающей среде повышенных концентраций хитина (например, при работе на машинах, перемалывающих раковины моллюсков) приводит к повышению частоты развития астмы. Эти данные позволяют разработать новые подходы в лечении аллергических заболеваний человека.

[По материалам журнала Nature, 2007, May, v.447, p.92-96].

Микро-РНК влияют на работу сердца.
Исследователи из двух независимых институтов (Харбин, Китай и Рим, Италия) обнаружили, что микро-РНК играют важную роль в работе сердца. Крошечные молекулы микро-РНК известны как регуляторные молекулы. Они участвуют в различных процессах – от эмбрионального развития до развития стрессорного ответа. У пациентов с коронарным артериитом было обнаружено значительное повышение уровня экспрессии микро-РНК, названной miR-1. Сверхэкспрессия этого гена у мышей приводила к нарушениям сердечного ритма, ингибирование miR-1приводило к восстановлению нормального ритма. Кардиальная гипертрофия у людей также была связана с уровнем микро-РНК, miR-133, однако в данном случае имел место недостаток микро-РНК. Роль этих молекул в развитии патологических состояний требует дальнейшего изучения.

[По материалам журнала Nature. Med., 2007, v.13, p.486-491 и 613-618].

Исследован и описан геном опоссума
Расшифрован геном серого короткохвостого опоссума Monodelphis domestica, сумчатого жителя Южной Америки. Сравнительный анализ консервативных элементов генома сумчатых и плацентарных животных позволил сделать ряд выводов о возможных направлениях эволюционного процесса. Одной из причин выбора этого животного для исследований является возможность его использования и многолетний опыт его применения в качестве лабораторного объекта для изучения иммунной, нервной систем, а также исследований в области биологии развития и онкологии.

[По материалам журнала Nature, 2007, v.447, p.167-177].

Продолжаются исследования структурных отклонений в геноме человека.
Объявлено о начале работы нового международного Проекта, связанного с составлением базы данных, описывающих отклонения от стандартного генома. Исследования в генетике человека вошли в переходную стадию от «генома человека вообще» до «генома индивидуума». Исследования генетических вариаций обычно связаны с поиском различий по единичному гену. Однако ряд структурных изменений хромосом ассоциирован со следующим уровнем отклонений – вставки нуклеотидов, делеции и инверсии могут затрагивать от нескольких тысяч пар нуклеотидов до сотен т.п.н. Под руководством Национального Института Исследований Человеческого Генома (США) начинает работу новый международный Проект, целью которого является сбор информации о структурных изменениях генома, обнаруженных у фенотипически нормальных людей. По мнению инициаторов Проекта, существование такой базы данных позволит быстро перейти к анализу заболеваний на уровне индивидуального генома. Информация по проекту доступна на сайте www.nature .com/reprints.

[По материалам журнала Nature, 2007, v.447, p.161-165].

Утраченную память можно будет восстановить.
Предполагается, что в результате будут найдены новые подходов не только в сохранении памяти, но и восстановлении «стертых» фрагментов памяти при таких тяжелых заболеваниях, как болезнь Альцгеймера. Заманчивые перспективы обещают результаты испытаний острых неродегенеративных изменений, проведенных на модели животных (мыши CK-p25 Tg). Исследователи предлагают использовать две стратегии: к первой относится обогащение окружения, то есть использование более широких возможностей более интересной жизни. Вторая стратегия – применение ингибиторов гистодеацетилазы (HDAC). Ацетилирование гистона связано с процессами транскрипции в ядре. Показано, по крайней мере, у мышей, что HDAC влияет на структуру хроматина и изменяет качество долговременной памяти.

[По материалам журнала Nature, 2007, v.447, p.178-183].

Т-хелперы вырабатывают интерлейкин-17
Несмотря на то, что сам по себе интерлейкин-17 является достаточно хорошо изученной молекулой, впервые охарактеризованы клетки, продуцирующие его. По сравнению с другими иммунными клетками, Т-хелперы являются наименее изученными. Считается, что их роль определяется необходимостью «запоминать» возбудителя и регулировать таким образом активность функционирования иммунной системы. Однако Reis C. et al. (Великобритания) недавно обнаружили, что инфицирование культуры Т-хелперных клеток мышей грибком Candida albicans стимулирует продукцию. интерлейкина -17. Аналогичные исследования, проведенные Sallusto F. Et al (Швейцария) на культуре человеческих клеток, подтвердили этот вывод.

[По материалам Nature Immunol., 2007, doi.:10/1038/ni1460]

Молоко увеличивает продолжительность жизни…дрожжей.

Показано, что, в молоке существует еще один витамин, увеличивающий на молекулярном уровне длительность биохимических путей, связанных с увеличением продолжительности жизни, по крайней мере у дрожжей. Американские исследователи назвали этот витамин рибозид никотинамида и показали, что его введение в питательный субстрат повышает уровень никотинамиддинуклеотида (NAD), который, в свою очередь, активирует белок Sir2, препятствующий старению. Биохимические пути, включающие этот витамин, могут иметь много общего у человека и дрожжей, поэтому исследователи надеются, что они нашли витамин, продлевающий жизнь и замедляющий старение.

[По материалам журнала Cell, 2007, v.129, p.473-484].

Как новые нейроны встраиваются в нейронную сеть?
Через несколько лет после того, как было доказан феномен развития новых нейронов в мозге взрослого человека, выяснен механизм того, как эти «молодые» нейроны встраиваются в уже существующую «старую» структуру мозга. Исследователи из Калифорнии (США) вводили мышам вирус, способный продуцировать белок, флуоресцирующий в делящихся клетках. что позволило идентифицировать «новые» нейроны. Трехмерная реконструкция сигналов показала, что вновь образующиеся нейроны предпочитают образовывать связи с уже имеющимися синапсами - соединениями «старых» нейронов, с последующей интеграцией в нейрональную сеть. Рост и развитие нейронов с формированием новых синапсов продолжаются в течение 180 дней.

[По материалам журнала Nature Neurosci, 2007,. doi.:10/1038/nn1908].

Ионные каналы и чувство холода.
Вам холодно? В этом виноваты Ваши ионные каналы. Механизм распознавания понижения температуры связан с их функционированием. Две группы исследователей из Калифорнии и Пенсильвании (США) показали на модели мышей, что ионный канал TRPM8 является частью механизма, при помощи которого млекопитающие обнаруживают понижение температуры и избегают охлаждения. В предыдущих исследованиях на культуре клеток было показано, что TRPM8 активируются при падении температуры ниже 27º, а также при действии ментола и других веществ, вызывающих чувство охлаждения. Новые исследования, проведенные in vivo, подтвердили роль TRPM8 в восприятии чувства холода. Мыши, имевшие генетически обусловленные нарушения работы этого канала, достоверно меньше избегали холодного пространства по сравнению с нормальными мышами. Возможно, этот же ионный канал участвует в развитии холодового анальгезирующего эффекта.

[По материалам журнала Neuron, 2007, v.54, p.371-378 и p.379-386]

Из лаборатории – в клинику!
Метод прямой проверки многообещающих идей, разработанных и получивших подтверждение в лабораторных условиях - трансляционные исследования – тема, горячо обсуждаемая в биомедицинских кругах. Большое количество юридических, экономических и прочих аспектов делают эту проблему достаточно трудной. Однако последние успехи, достигнутые с применением этого метода, сторонником которого является Elias Zerhouni, директор Национального института Здоровья США, значительно повысили количество его сторонников. Речь идет о методе адаптивной пересадки костного мозга от донора к реципиенту с последующей пересадкой почки о того же донора к тому же реципиенту. В результате из шести пациентов трое не применяли никаких иммуносупрессоров, и ни в одном случае не было отторжения почки. Метод индукции иммунотолерантности у больных раком был предложен для лечения добровольцев после тщательной проверки в лабораторных условиях. Исследователи предполагают на следующем этапе предложить свой метод больным с нарушенной не в результате онкологического процесса функцией почки.

[По материалам журнала Nature, 2007, v.447, p.125].

Исходная статья: Материалы подготовлены НИИ молекулярной медицины