«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
02.07.2007

Практические навыки стали «слабым звеном»

Как улучшить клиническую подготовку в медицинских вузах?

Совершенствование клинической подготовки врачей стало ключевым вопросом на совещании Европейского регионального бюро ВОЗ и Всемирной федерации медицинского образования, состоявшемся в Москве.

В совещании приняли участие представители 19 европейских стран. Как оказалось, проблема создания и совершенствования клинических баз чрезвычайно актуальна для многих из них.

Как сказала региональный советник ВОЗ по кадровым ресурсам профессор Галина Перфильева, в Европе происходит сейчас процесс гармонизации структур университетского образования, именно - структур, не содержания.

- Клиническая подготовка - основа медицинского образования в любом европейском государстве, - подчеркнула профессор Г.Перфильева. - Сложность в том, что в Европейском регионе, куда входит 53 государства, существует множество систем образования - английская, французская, немецкая... Но необходима какая-то общая система - как на этапе додипломного образования, так и на этапе последипломного.

- Всегда считалось, что Россия прекрасно обеспечена врачами. Но проблему обнажил Национальный проект «Здоровье». Когда участковым терапевтам стали доплачивать, то одним из условий этих доплат был запрет на совместительство. Оказалось, что врачей в стране резко не хватает, и началась трудовая миграция на медицинские должности в Российской Федерации. По крайней мере, по Москве это очень заметно, и проблема продолжает усугубляться, - отметил ректор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, академик РАН и РАМН Михаил Пальцев.

Что же касается конкретно совещания, то оно обсудило чрезвычайно острую тему для всех стран Европы - клинические базы. Вопрос из вопросов: где, как, когда и с кем будущему врачу получать практические навыки? По словам Михаила Александровича, в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. Раньше больницы Москвы в административном порядке закреплялись за медицинскими вузами и назывались клиническими. Это были лучшие стационары города, их обеспечивали хорошим оборудованием, создавали условия для работы кафедр. Сейчас, как известно, есть учреждения муниципальные и федеральные.

Лечебно-профилактические учреждения оказались (в подавляющем большинстве) на муниципальном уровне, а вузы - на федеральном. Возникает вопрос: каким образом «федеральных» студентов обучать практическим навыкам в муниципальной больнице? Никаких нормативных актов на этот счет нет. Муниципальная больница может выделить вузам помещение в форме аренды. Как нищий российский медицинский вуз будет платить арендную плату городской клинической больнице? И каким образом «запустить» федерального студента в эту муниципальную больницу? Предоставить ему больного? Возьмет ли врач стационара на себя ответственность за студента?

В западных клиниках все решается гораздо проще: если к профессору приходит обучаться практическим навыкам студент, то профессор покрывает своей страховкой риск, связанный с деятельностью студента. И спокойно обучает его.

На совещании отмечалось, что одной из лучших моделей клинической подготовки будущих врачей является шведская модель. Об этом говорил на встрече с журналистами и академик М.Пальцев. Что происходит в Швеции? Вуз (университет) получает от государства для своего медицинского факультета достаточную сумму денег, которой сам и распоряжается. Деньги вкладываются в конкретную больницу, необходимую для вуза как клиническая база. Больница очень заинтересована в этом: она получает деньги на оснащение, на доплату сотрудникам, профессору-консультанту, который занимается со студентом. Кстати, размер доплаты профессору зависит от того, насколько хорошо он поработал со своим подопечным.

Опыт шведской медицины интересен еще и тем, что каждая крупная больница страны имеет Центр практических навыков для будущих врачей. В этом центре на манекенах можно сделать любую манипуляцию: внутривенную и внутримышечную инъекцию, искусственное дыхание. Даже пропальпировать молочную железу или живот у беременной «женщины», вплоть до определения расположения плода. Что же, врачам этой страны можно только позавидовать. И хотя России еще далеко до такого великолепия, пусть и маленькими шагами, но мы все-таки движемся вперед. Например, в ММА им. И.М.Сеченова в пилотном режиме начал свою работу Центр по отработке практических навыков, где представлены как простые тренажеры, так и имитаторы человека либо частей его тела. На фармацевтическом факультете академии создана учебно-производственная аптека, проект которой ректор ММА «подсмотрел» в Дании, где фармации уделяется огромное внимание со стороны государства. В Дании студенты медицинских вузов учатся фармации с помощью деловых игр, что сейчас взяли на вооружение и в Московской медицинской академии. Студенты принимают рецепты от «пациентов» - своих сокурсников и сами готовят препараты (под руководством преподавателя, естественно). То есть создана полная имитация настоящей аптеки.

Но Московская медицинская академия - это особый случай. Ее ведь не сравнишь с обычным провинциальным вузом, где проблем во сто крат больше и где вопросы клинической подготовки студентов решаются гораздо сложнее, чем в столице. Но пути решения все равно необходимо искать, в том числе и в странах ближнего зарубежья.


Исходная статья: газета "Медицинская газета" №46 от 27 июня 2007г.
Авторы:  Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».