«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
17.05.2007

Организация преподавания курса «Факультетская терапия» по модульному принципу – преимущества и проблемы.

ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова Росздрава
Лечебный факультет

В.А. Сулимов, В.И. Маколкин,   Н.С.Морозова

  

Проблема повышения качества додипломного этапа медицинского образования занимает умы педагогов высшей школы на протяжении всего периода ее существования. В различные периоды требования к этому качеству были различными. Реалии сегодняшнего времени, объективные процессы происходящие в мире, привели к пониманию необходимости интеграции образовательного процесса, выработке максимально приближенных друг к другу критериев оценки количества и качества изученного материала по каждой конкретной дисциплине. Вхождение в Болонский процесс потребовало проведения модернизации организации, содержания, средств и методов преподавания в высшей медицинской школе, а также серьезного осмысления места национальных особенностей и приоритетов в обновленном образовательном пространстве. Одним из способов достижения модернизации высшего медицинского образования является внедрение модульной технологии обучения, эффективность которой была подтверждена опытом практического использования как в ряде ВУЗов России, так и за рубежом. По мнению авторитетных специалистов в области модульного обучения, «модуль- это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей». Понятие «единицы учебного материала» в рамках высшей медицинской школы включает объединенную логической связью, завершенную совокупность знаний, умений и навыков, соответствующую фрагменту образовательной программы учебного курса по какой-либо дисциплине. Положительными сторонами модульного подхода является обеспечение возможности быстрой и адекватной коррекции образовательных программ в соответствии с изменениями социального заказа, требований науки и техники, а также стимуляция активности студентов к приобретению знаний и преподавателей к совершенствованию педагогического мастерства. При всех перечисленных положительных моментах, представлялось достаточно проблематичным сочетание модульной системы  во внутренних болезнях с  факультетским и госпитальным «принципами» преподавания, не так давно возрожденными в ММА им. И.М.Сеченова. Те модули, которые предлагались как пример, были в полном противоречии с данными принципами, хотя, справедливости ради, надо сказать, что на современном этапе деление на эти два принципа представляется достаточно условным. Тем не менее был найден, на наш взгляд,  компромиссный вариант формирования модулей в рамках этих курсов с частными модулями и модульными единицами по разделам и темам. Каждый раздел дисциплины как частный модуль представляет из себя логически завершенную единицу учебного материала с полным учебно-методическим обеспечением: руководствами для преподавателей и студентов с четким определением целей и задачей изучения каждой темы, с формулировкой межпредметных и внутрипредметных связей целей данных тем с целями базовых и смежных дисциплин для обеспечения достаточного исходного уровня знаний, с набором тестовых заданий различных уровней сложности, сборником обучающих и контролирующих клинических ситуационных задач с эталонами решения. Каждый частный модуль имеет определенное количественное «часовое наполнение» и бально-рейтинговую оценку, что облегчит в последующем начисление кредитов. Такое построение программы дает возможность оперативно вносить изменения и дополнения в каждый модуль, не нарушая единого содержания. В перспективе планируется создание электронной версии учебника с возможностью самостоятельного дистанционного изучения теоретического материала.

 Анализируя первые шаги внедрения модульной системы в медицинское образование хочется высказать некоторые мысли, сомнения и пожелания. Модульную систему на основе изучения отдельных систем организма следует начинать с первого курса, что будет соответствовать такому же принципу изучения материала на старших курсах и способствовать более целостному представлению о сущности патологических процессов, а также большей мотивации студентов первых курсов к учебе. Кроме этого, модульная система подразумевает под собой не только, а, может быть и не столько внутридисциплинарное, а и междисциплинарное построение модулей, что, на наш взгляд, было бы чрезвычайно полезным. Существует очевидная оторванность некоторых теоретических дисциплин от клинических, и введение в клинические модули материалов этих дисциплин (биохимии, патанатомии, патфизиологии и др.) было бы весьма целесообразным, также как и создание некоторых комплексных модулей совместно с другими клиническими дисциплинами (напр. с фармакологией, хирургией, оториноларингологией, фтизиатрией). Все это могло бы быть возможным, в частности,   на 6-м курсе при условии существенного увеличения времени на основные клинические дисциплины или в рамках элективов, так как мы понимаем, что вносить существенные изменения в программы предыдущих курсов чрезвычайно сложно.

 Достаточно значимой в настоящее время является и проблема формирования практических навыков. Все больше и больше возникает сложностей, препятствующих полноценному общению с пациентами. Если практические манипуляции можно отрабатывать на фантомах, что является необходимым, то общению с больным, искусству сбора анемнеза, можно научить только при наличии самого больного. Этические и деонтологические правила общения с пациентом должны закладываться со студенческой скамьи. Можно и нужно обсуждать перечень и уровень необходимых для освоения на додипломном этапе практических навыков, но обучение общению с больным человеком должно остаться неотъемлемой частью базового клинического образования. Ни фантомы, ни актеры не смогут полноценно заменить истинно страдающего человека, и поэтому необходимо использовать все организационные и правовые возможности для сохранения принципа «обучение у постели больного».

Крайне серьезным является на сегодняшний день и вопрос об уровне компетенции выпускника медицинского ВУЗа. Необходимо четко разработать тот объем и глубину знаний и умений по каждой дисциплине, которые должен освоить каждый, независимо от будущей избранной специальности. Программы многих предметов представляются перегруженными избыточной информацией, (не говоря уже о целесообразности преподавания некоторых весьма узких дисциплин на додипломном этапе), в то время как не хватает времени для усвоения базовых знаний. Практически каждый преподаватель, являясь специалистом в какой-то узкой области знаний, пытается донести до студентов важные, с его точки зрения,  сведения, вполне справедливо, возможно, не желая «опускать планку» высшего медицинского образования. Но мы прекрасно видим, что практически каждая область знаний сегодня стремительно развивается, и донести все накопленные знания до студента невозможно, да и не нужно. В то же время, уровень базовых знаний наших выпускников  зачастую оставляет желать лучшего.

Дальнейшие разработки в рамках национального проекта «Образование» на нашей кафедре мы планируем в виде завершения комплекса учебно- методического обеспечения курса «Факультетская терапия» дисциплины «Внутренние болезни» организованного по модульному принципу, включающего - учебно-методическое пособие для студентов с четкими формулировками целей и задачей обучения, с межпредметными и внутрипредметными связями изучения каждой модульной единицы, с конкретными источниками получения необходимой информации; банк тестовых заданий всех уровней сложности, составленный с учетом требований современной тестологии; методическое обеспечение элективного курса с возможным междисциплинарным построением модулей; в перспективе – создание электронного варианта учебника, а также лекционного материала для студентов и 4 и 6 курсов. Мы с оптимизмом смотрим в будущее с готовностью осваивать и внедрять новые эффективные методы преподавания, с желанием поднять высшее медицинское образование на качественно новый уровень, сохранив при этом все лучшее, чем славится российская высшая медицинская школа.

 


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова