«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
Медитация улучшает внимание: доказано экспериментально 18.05.2007

Медитация улучшает внимание: доказано экспериментально

Медитация включает определенную практику тренировки внимания. Этим заинтересовались ученые, поставив перед собой задачу изучить свойства квантов внимания. Кванты внимания ограничиваются длительностью примерно в полсекунды: это предел распознавания двух последовательных стимулов. Феномен отсутствия восприятия в этот промежуток времени называется миганием внимания (attentional blink). Оказалось, что медитация способна сильно снизить это явление. Предполагается, что практика медитации помогает человеку эффективно перераспределять нейрофизиологические ресурсы, идущие на формирование кратковременной памяти.

В 1992 году нейрофизиологи открыли удивительное явление квантованности внимания (см. Raymond J.E., Shapiro K.L., Arnell K.M. Temporary suppression of visual processing in an RSVP task: an attentional blink? // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1992. V. 18(3). P. 849–60). Опыт состоял в следующем: человеку показывали очень быстро сменяющиеся картинки, и часть картинок испытуемый просто не замечал. Незамеченные или пропущенные картинки следовали за предшествующими не более чем через полсекунды (0,2–0,5 с). Это явление получило название «мигание внимание». Оно сразу стало предметом изучения специалистов, занимающихся психологией познания. На сегодняшний день в качестве одного из наиболее обоснованных объяснений явления мигания внимания приводится ограниченность ресурсов головного мозга — тех ресурсов, которые вовлечены в переброску новой информации в кратковременную память. Эту связь обнаружили, когда измеряли вызванные электропотенциалы затылочной области мозга, задействованной при формировании кратковременной памяти. В момент мигания внимания вызванный потенциал в этой области мозга не регистрировался, даже если стимул на самом деле был предъявлен.

Экспериментально проверить теорию влияния ограниченности ресурсов мозга на квантованность внимания чрезвычайно трудно: непонятно, каким должен быть эксперимент. Но вот нейрофизиологи из Висконсинского (University of Wisconsin, Мадисон, США) и Лейденского (Leiden University, Нидерланды) университетов такой эксперимент придумали и провели. Задумка их оказалась исключительно оригинальной. Они тестировали внимание людей, практикующих медитацию. Особая практика медитации — випассана — заключается в сосредоточении, концентрации внимания. Медитирующий постепенно обучается фиксировать внимание на каком-либо простом явлении, например на дыхании. В течение такого сосредоточенного дыхания в круг его внимания входят всё больше других стимулов: мозг бездеятельно их фиксирует. В результате достигается сверхвнимание к обыденным явлениям, человек бессознательно замечает мельчайшие подробности происходящего.

Ученые исследовали две группы людей: первая — это «профессионалы», практикующие випассану по 10 часов в день, вторая — «любители», люди, интересующиеся медитацией и получивших представление об этой практике в течение часа групповых занятий; кроме того, их просили медитировать дома 20 минут в день в течение недели перед экспериментом. И те и другие к началу эксперимента не имели опыта концентрации внимания по методике випассаны, хотя профессионалы до этого использовали другие практики медитации. Возраст мужчин и женщин, участвовавших в эксперименте, колебался от 18 до 60 лет в обеих группах.

Опыт длился три месяца. В начале и в конце эксперимента нейрофизиологи определили, насколько сильно выражено у испытуемых мигание внимания. Для этого им предъявлялась серия зрительных стимулов — 19 букв, следующих одна за другой через 34 мс, на экране задерживались на 50 мс. В серию букв были вставлены две цифры, отстоящие одна от другой на «короткий» отрезок времени (336 мс) или на «длинный» (672 мс) — то есть между цифрами могло быть 3 буквы или 6 (короткий интервал находится в зоне мигания внимания, а длинный — вне ее). Кроме того, и у тех и у других в начале опыта и через три месяца измерили электропотенциал в затылочной области (так называемый вызванный потенциал P300). И вот результаты эксперимента.

И профессионалы и любители улучшили свои результаты фиксации внимания. В начале эксперимента примерно 60% и тех и других могли зафиксировать вторую цифру, следующую через короткое время. С точки зрения статистки это не слишком высокий результат, так как случайное называние второй цифры показало бы 50% распознавания. Вторую цифру, следующую за первой через длинный интервал, фиксировали около 70% любителей и 80% профессионалов. Здесь, конечно, сказался предыдущий опыт медитации. Через три месяца профессионалы (а они, напомним, медитировали по 10 часов в день) практически безошибочно определяли вторую цифру длинного интервала и на 80% вторую цифру короткого интервала. Любители, естественно, отстали от профессионалов: в среднем они только в 82% случаев смогли заметить вторую цифру длинного интервала и в 70% — вторую цифру короткого интервала. Статистический анализ указывает на малую значимость 70-процентного результата в данном случае, то есть он ненамного выше случайного называния второй цифры. Вызванный потенциал P300 в затылочной части у профессионалов за три месяца заметно изменился: уменьшилась его амплитуда. При этом чем сильнее испытуемый улучшил свои способности по распознаванию второго объекта, тем сильнее уменьшилась амплитуда сигнала. Электроэнцефалограмма у любителей осталась прежней.

Теперь приверженцы випассаны могут с полным основанием рекламировать ее, утверждая, что она обостряет восприятие и ум человека. А ученые, естественно, делают свои, далекие от рекламы, выводы. По мнению авторов статьи, снижение амплитуды потенциала затылочной области означает уменьшение занятости нейроресурсов в этой области мозга. И чем меньше потенциал, тем больше свободных, готовых к восприятию новых сигналов ресурсов. Медитация помогает человеку научиться правильно распределять ресурсы в процессе восприятия множественных внешних сигналов. Мало того, мозг взрослого и даже пожилого человека остается вполне гибкой системой, способной эффективно перестроиться в соответствии с новыми задачами и новыми стимулами, как это случилось со многими участниками эксперимента.

Источник: Heleen A. Slagter, Antoine Lutz, Lawrence L. Greischar, Andrew D. Francis, Sander Nieuwenhuis, James M. Davis, Richard J. Davidson. Mental Training Affects Distribution of Limited Brain Resources // PLoS Biology, 2007, 5(6): e138.


Исходная статья: «Элементы»
Авторы:  Елена Наймарк