«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
04.05.2007

Электронный учебник «Cоциально-гигиенический мониторинг – теория и практика»

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Медико-профилактический факультет послевузовского профессионального образования

 проф. Кутепов Е.Н., проф. Большаков А.М., с.н.с. Чарыева Ж.Г.,  доц. Акимова Е.И., доц. Остапович И.К. 

 

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Важнейшим инструментом Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, базой для принятия научно обоснованных решений в области охраны здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, является социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года, утвердившим «Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга», которое устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, целью социально-гигиенического мониторинга является гигиеническая оценка (диагностика факторов среды обитания и здоровья населения), выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, установления причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), то есть, в конечном счете, целью социально-гигиенического мониторинга является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Особенно заметна взаимосвязь государственного санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга на региональном и местном уровнях управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, где формируются первичные информационные ресурсы о факторах среды обитания и показателях состояния здоровья населения, осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор за конкретными объектами среды обитания и жизнеобеспечения, санитарно-эпидемиологическое состояние которых может оказывать реальное влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Основными задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

  • гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания и здоровья населения,
  • выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения,
  • установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений),
  • подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • формирование федерального информационного фонда (информационных ресурсов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения),
  • обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Показатели социально-гигиенического мониторинга сгруппированы двум по блокам, характеризующим состояние здоровья населения и среды обитания (рис. 1).

Схема структуры социально-гигиенического мониторинга 

Рисунок 1. Схема структуры социально-гигиенического мониторинга

Социально-гигиенический мониторинг базируется на применении системного подхода, при этом его системность обеспечивается, с одной стороны, путем интеграции в единое информационное пространство, а с другой - взаимной согласованностью входящих в него элементов - подсистем.

Ведение социально-гигиенического мониторинга проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и возложено на органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

 

В концепцию создания социально-гигиенического мониторинга заложены следующие принципы:

  • комплексность и полнота (система должна обеспечивать решение всех задач с учетом уровней социально-гигиенического мониторинга, функциональной направленности и их взаимодействия),
  • развитие (система предусматривает возможность дальнейшего функционального развития),
  • реалистичность (социально-гигиенического мониторинга создается с учетом сложившихся потоков регламентированной информации с учетом уровней управления, состава и содержания существующих информационных массивов),
  • эффективность (система должна обеспечивать необходимую достоверность, актуальность и низкую стоимость хранения и обработки информации),
  • технологичность (формирование входных (первичных) документов должно осуществляться по принципу совмещения процесса фиксации и изготовления машинно-ориентированных документов),
  • однократность ввода информации в систему и многократность ее использования всеми заинтересованными пользователями,
  • достоверность (для каждого элемента информации должны быть однозначно установлены источники и определена персональная ответственность за достоверность, современность и точность представляемых данных, разработаны правила сбора, фиксации, хранения, обработке м передачи данных, включающие возможность ошибок внесения произвольных изменений и искажений),
  • современность (информация, представляемая системой должностным лицам, должна обеспечивать оперативное, своевременное и качественное принятие управленческих решений),
  • защищенность информации (информация, хранимая в базах данных СГМ, должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа),
  • типизация (элементы информационного обеспечения должны быть типизированы и унифицированы как по составу, так и по структуре).

 

Функциями социально-гигиенического мониторинга являются:

  • выявление и систематизация источников загрязнения среды обитания (объектов, процессов, химических веществ и т.д.), определяющих их вредное воздействие на здоровье населения, природные комплексы и инфраструктуру населенных мест,
  • установление и контроль предельно допустимых нормативов вредного воздействия, обеспечивающих безопасные и благоприятные условия среды обитания,
  • разработка, планирование и организация практической реализации мер по предупреждению, сокращению и ликвидации последствий вредного воздействия факторов среды обитания.
  • мониторинг, надзор и контроль за реализацией принятых мер и их эффективностью. Проведение социально-гигиенического мониторинга обеспечивает:
  • установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
  • прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
  • определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
  • разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Все собираемые данные передаются в Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных и правовых актов и методических документов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Роль и значение социально-гигиенического мониторинга в деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации резко возрастает связи с планируемым внедрением финансирования, ориентированного на конечный результат (достижение общественно значимых и измеряемых результатов), поскольку социально-гигиенический мониторинг рассматривается, во-первых, в качестве инструмента точечного, целевого вложения средств, а, во-вторых, с точки зрения достижения результата, в качестве инструмента оценки эффективности вложенных средств.

В свете выше изложенного разработка учебно-методических материалов, в частности, в области организации и ведения социально-гигиенического мониторинга, для обучения специалистов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации на послевузовском этапе профессионального образования является актуальной задачей.

Работа по созданию электронного учебника «Социально-гигиенический мониторинг -теория и практика» проводилась в рамках реализации «Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова».

Структура электронного учебника «Социально-гигиенический мониторинг - теория и практика» представлена на рисунке 2.

 Структура электронного учебника «Социально-гигиенический мониторинг  –  теория и практика»

Рисунок 2. Структура электронного учебника «Социально-гигиенический мониторинг - теория и практика»

 

Учебник «Социально-гигиенический мониторинг - теория и практика» предназначен для использования:

  • при дистанционном обучении специалистов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации,
  • при прохождении первичной специализации врачами-интернами по специальностям «Общая гигиена», «Коммунальная гигиена» и «Социальная гигиена и организация государственной санитарно-эпидемиологической службы»,
  • на сертификационных циклах или циклах тематического усовершенствования по специальностям «Общая гигиена», «Коммунальная гигиена» и «Социальная гигиена и организация государственной санитарно-эпидемиологической службы» при прохождении переподготовки и повышения квалификации специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации.

В учебнике даны ключевые понятия, используемые в социально-гигиеническом мониторинге и история вопроса создания и функционирования социально-гигиенического мониторинга (предпосылки и системы слежения за состоянием среды обитания и здоровья населения - прототипы социально-гигиенического мониторинга), рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социально-гигиенического мониторинга, принципы организации и управления при реализации социально-гигиенического мониторинга, организационное построение социально-гигиенического мониторинга на разных таксономических уровнях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, методология гигиенической диагностики факторов среды обитания (социальные, наследственные, антропогенные факторы) и состояния здоровья различных популяций населения (демографические показатели, заболеваемость, физическое развитие), методы и критерии установления причинно-следственных связей между факторами среды обитания и неблагоприятными эффектами в здоровье населения, использование концепции оценки и управления рисками влияния факторов среды обитания на здоровье населения, вопросы информационного и кадрового обеспечения социально-гигиенического мониторинга, результаты функционирования социально-гигиенического мониторинга в субъектах Российской Федерации.

Для самостоятельной работы пользователей учебник содержит список рекомендуемой литературы, контрольные вопросы, тестовые задания и ситуационные задачи, в приложении представлены основные нормативные и методические документы.

Таким образом, с помощью электронного учебника, сочетающего в себе академические подходы к качеству учебного материала и современные технологии дистанционного обучения, специалистам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации впервые представляется возможность непосредственно по месту работы или месту жительства повысить квалификацию в области организации, ведения, оценки и интерпретации результатов социально-гигиенического мониторинга. В настоящее время электронный учебник используется при прохождении первичной специализации и на сертификационных циклах или циклах тематического усовершенствования по специальностям «Общая гигиена» и «Коммунальная гигиена», проводимых на кафедре гигиены МПФ ППО ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова