«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
26.04.2007

Совершенствование качества додипломного обучения студентов Медицинских вузов с использованием инновационных технологий.

ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова Росздрава
Лечебный факультет

доцент, к.м.н. Л.П.Сапожкова, академик РАМН, д.м.н., профессор С.К.Терновой, доцент. к.м.н. Г.П.Филимонов.

Современный этап развития Высшей профессиональной школы характеризуется постоянным повышением качества образования. Задачи практического здравоохранения, проблемы улучшения медицинского обслуживания населения и повышение его качества, выдвигают перед высшей медицинской школой новые требования по совершенствованию подготовки специалиста по дисциплине. Достижение более высокого качества обучения может быть обеспечено за счёт интеграции обучения, новых научных данных и инновационной деятельности. В связи с этим возрастает значение применение новых технологий. В настоящее время до 80% всех клинических диагнозов устанавливаются с учётом результатов лучевого исследования. Современная интервенционная радиология возможна только с развитием новых технологий лучевой диагностики. Однако учебные часы для изучения специальности «Лучевая диагностика и терапия» на протяжении десятилетий сохраняются в объёме 108 учебных часов. За это же время неузнаваемо изменились методы лучевой диагностики. Появились и широко используются новые методы лучевой диагностики, такие как различные виды компьютерной, магнитно- резонансной томографии, ультразвуковая диагностика. Не потеряла своей актуальности классическая рентгенодиагностика. Поэтому и перед преподавателями и студентами, изучающими дисциплину, особенно острым становится процесс интенсификации преподавания и создание возможностей для управляемой самоподготовки и самоконтроля студентов. Кроме того, студентов необходимо познакомить с самыми современными методами лучевой диагностики, не всегда представленными на отдельных кафедрах лучевой диагностики. Создание инновационных технологий модернизируют и улучшают эффект образования в медицинских вузах.

Единственный резерв времени, который можно использовать для интенсификации обучения, это самообучение и самоконтроль студента во внеаудиторное время. На это по программе отводится 30 часов. Это время будет использоваться студентом эффективно только тогда, когда появится возможность управлять этим видом обучения. На основании анализа литературных данных, посвященных методам лучевой диагностики, учебно-методических рекомендаций по обучению и контролю знаний студентов, учебной программы по специальности на кафедре лучевой диагностики и терапии ГОУ ВПО Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова был разработан и создан Мультимедийный Атлас по лучевой диагностике для самоподготовки и самоконтроля студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

«Атлас» состоит из 5 разделов:

  1. Рентгенологический метод исследования;
  2. Ангиография;
  3. Компьютерная томография;
  4. Магнитно-резонансная томография;
  5. Ультразвуковая диагностика;

Структура каждой главы однотипная. Представлена краткая историческая справка развития метода лучевой диагностики, теоретические и графические пояснения по получению изображений лучевого метода, показания, противопоказания и подготовка к проведению лучевой диагностики. Иллюстративный раздел (изображения результатов исследования, в том числе и виртуальные, трёхмерные) снабжен пояснениями  к каждой иллюстрации. Представленный в «Атласе» иллюстративный материал, является авторским создателей разделов. Для самоконтроля обучения по данному «Атласу»,каждый раздел заканчивается контрольными заданиями в виде тестов и лучевых изображений. В конце контроля даны правильные ответы к заданиям.

Разработка и внедрение мультимедийного «Атласа» по лучевой диагностике для самоподготовки и самоконтроля студентов имеет целью достижение эффективного результата в усвоении научных знаний и формировании профессиональных качеств будущих врачей.

Объективными критериями эффективности данной работы является:

  • Повышение эффективности и модернизация образовательного процесса;
  • Повышение качества знаний выпускников медицинских вузов;
  • Управление познавательной деятельностью студентов во вне аудиторное время;
  • Обучение студентов современным методам лучевой диагностики, не всегда представленных на отдельных кафедрах лучевой диагностики;
  • Разработка новых инновационных технологий в преподавании повышает мотивацию преподавательского состава и учащихся к дальнейшей активации творческого потенциала.

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова