«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
20.04.2007

Поддержка формирования и развития карьеры молодых преподавателей медицинского вуза как инновационная педагогическая деятельность

ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова
Факультет дополнительного профессионального образования преподавателей 
Кафедра педагогики

 Соколова Александра Сергеевна, кандидат педагогических наук

 

В современной динамичной социально-экономической ситуации важными для педагогической науки становятся проблемы, связанные с построением и развитием карьеры индивида, так как именно данный процесс дает возможность человеку максимально полно реализовать свои способности, возможности и потребности, получая при этом удовлетворение от своей деятельности.

Карьера в привычном или подразумеваемом смысле этого слова означает «1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) достижение известности, славы, выгоды; 3) обозначение рода занятий, профессии» (Российский энциклопедический словарь. – Т. 1, 2001). Однако в современных социально-экономических и социально-педагогических условиях в ряде стран, включая и Россию, понятие «карьера» становится более широким. Вбирая в себя все три указанных выше значения, ныне эти понятие и термин все чаще используются для обозначения более широкого спектра факторов и параметров жизнедеятельности современного человека. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Сейчас человек, « делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера – это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека и уровня его самореализации.

Особенно актуальным представляется педагогическое исследование, посвященное изучению проблем становления и развития карьеры медицинских работников, начинающих заниматься преподавательской деятельностью. По мнению В.А.Ядова (1974), медицина – самая «профессиональная» из всех областей, имеющая и свои общества, и свой кодекс морали (клятву Гиппократа), и свои термины, и пр. Именно в поведении врачей существует своеобразная психология, особый профессиональный язык, специфические привычки.  В этой связи необходима педагогическая поддержка формирования ценностной и профессиональной ориентации молодых преподавателей медицинского вуза в контексте общей динамики развития карьеры. Современный медицинский вуз предъявляет определенные требования к молодому преподавателю: к его способностям самореализации в труде, к принятию ответственных решений, настойчивости в реализации своих профессиональных устремлений. Современный медицинский вуз  нуждается в специалистах, способных к целенаправленному саморазвитию.

 Вместе с тем, еще недостаточно реализованы возможности педагогической поддержки формирования представлений о карьере, на начальном этапе преподавательской деятельности в медицинском вузе, который включает, также, период обучения в аспирантуре. Важность педагогической поддержки именно на данном этапе определяется тем, что в этот период происходит специфическое формирование представлений о карьере, что отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно-профессионального развития в целом.

На базе кафедры педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей ( ФДПОП) ММА им. И.М.Сеченова начата работа по данной проблематике. В инновационном исследовательском проекте приняли участие 30 молодых преподавателей (второй год обучения в аспирантуре) различных медицинских специальностей в возрасте от 23 до 30 лет, проходящих обучение на кафедре для получения диплома «Преподаватель высшей школы». В группе была проведена работа по

диагностике личностных особенностей молодых преподавателей (типологический опросник Майерс-Бриггс), профессиональных личностных типов (тест Д. Холланда), карьерных и ценностных ориентаций (методика «Якоря карьеры» Э. Шейна). 

Анализируя результаты диагностики по методике Майерс-Бриггс мы выявили доминирующие личностные типы в данной группе респондентов. Логично, что в данной группе максимально представлен тип Е (экстравертированный) - ( 63.3 %), который фокусируется на внешнем мире людей и окружающей среде, "заряжается" энергией в процессе общения. К личностным профессионально важным характеристикам преподавателя медицинского вуза относится коммуникативная компетентность, которая необходима для успешного взаимодействия с пациентами, студентами и коллегами по работе. Представленность интровертированного типа (I) среди респондентов – медиков  -   36.6% - объясняется тем, что данная группа состоит из аспирантов, занимающихся исследовательской деятельностью, к которой более склонен данный тип. В интерпретации результатов исследования подтвердилась  общая основополагающая личностная характеристика медицинских работников - высокий уровень развития зрительных, слуховых, тактильных ощущений. Именно поэтому преимущественно представлен тип S - сенсорный тип (80%), который стремиться максимально использовать  пять органов чувств.

 В целом, представленность в процентном отношении разных психологических типов укладывается в представление об общих личностных характеристиках медицинских работников. Дополнительно необходимо отметить, что данная группа респондентов состоит из медиков разных специальностей, для которых могут быть важны определенные психологические типы ( Р, N, F).

Анализируя профессиональные личностные типы (по методике Д. Холланда) мы ожидали, что для медицинских работников - преподавателей чрезвычайно важно наличие характеристик, присущих реалистическому типу, но как ведущий профессиональный личностный тип он представлен только у 40% респондентов. Тем не менее, реалистический тип доминирует в данной группе респондентов. Не в полной мере представлены исследовательские (23.3%) и социальные (6 %) типы, ожидаемые в данной группе респондентов – аспирантов-молодых преподавателей. Недопредставленость традиционных для медицинских специальностей профессиональных личностных характеристик говорит о том, что группа респондентов находится в стадии профессионального становления и профессиональные личностные характеристики будут корректироваться и уточняться.

Результаты исследования карьерных ориентаций представляются несколько необычными. Согласно теории Д. Супера о стадиях карьеры данная возрастная категория находится в стадии исследования своих профессиональных перспектив. В этой связи можно было предположить, что ценность стабильности работы не будет столь ярко выраженной  (86.6%). Высокий процент по этой ценностной ориентации свидетельствует о том, что преподавательская деятельность в медицинском вузе соответствует ценностным запросам в данной группе и респонденты желают и в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью в вузе. Такое ценностное самоопределение произошло на ранних этапах развития карьеры.

Ценности служения ( 70% ) и профессиональной компетентности (56.6 %) не занимают лидирующие позиции, хотя составляют более 50% в данной группе респондентов. В то же время ценность интеграции стилей жизни, ярко выраженная у данной группы респондентов (83.3%), подтверждает современный подход к интерпретации карьеры как жизненном пути человека, основанном на выборе и осуществлении профессиональной деятельности и выполнении связанных с ней других социальных ролей.

На основе  результатов инновационного педагогического исследования могут быть разработаны спецкурсы «Формирование и развитие карьеры в медицинском вузе» и тренинги, направленные на осознание своих личностных и профессиональных типов с целью оптимизации карьерных планов. Использованный в исследовании блок методик может применяться для диагностики и прогнозирования особенностей карьерных ориентаций, как молодых преподавателей, так и студентов старших курсов. Полученные результаты использованы в индивидуальном консультировании молодых преподавателей с целью оказания помощи в построении и развитии карьеры.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова