«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
20.04.2007

Повышение качества обучения на кафедре авиационной и космической медицины медико-профилактического факультета в свете реализации национального проекта «Образование»

ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова
 Медико-профилактический факультет
Кафедра авиационной и космической медицины

Ушаков И.Б., Джергения С.Л.

Развитие образовательного процесса в ММА им. И.М. Сеченова в связи с реализацией «Болонской декларации», предполагает создание условий для активного обучения студентов умению решать профессиональные задачи, а также для оценки их знаний адекватно требованиям декларации. В 2005 году в составе медико-профилактического факультета появилась кафедра авиационной и космической медицины. Будущие врачи медико-профилактического направления получают знания в рамках экстремальной медицины, изучения факторов риска труда авиаспециалистов и обучения управлению ими.

Анализ существующих методических и учебных материалов для обеспечения преподавания авиационной и космической медицины показал, что данные материалы малочисленны, устарели и направлены на подготовку военного авиационного врача, а не гражданского врача медико-профилактического профиля. В связи с этим возникла необходимость разработки дидактических материалов для обеспечения рабочей учебной программы по курсу авиационной и космической медицины для медико-профилактического факультета.

Обучение происходит наиболее эффективно в том случае, если оно носит управляемый характер, причем, когда основные знания передаются в наглядной форме, позволяющей образно представить существо изучаемых явлений и объектов, их взаимоотношения, процессы влияния факторов и изменений в организме, а также принципиальные положения. Известно, что наглядная форма учебного материала позволяет представлять знания систематизировано и обобщенно, отражая наиболее характерные особенности рассматриваемого раздела, и благодаря кратким, но емким пояснениям играет важнейшую роль в усвоении знаний и использовании его при наглядно-образном, а затем и при абстрактно - логическом мышлении. В связи с широким внедрением активных форм обучения,   актуальной явилась разработка мультимедийного атласа по авиационной и космической медицине с дистанционным курсом.

Кроме того, при проведении практических занятий студенты затрачивают много времени на оформление протоколов практических работ. При рациональной организации занятия это время целесообразнее тратить на закрепление изученного материала и, может быть, на дополнительный контроль знаний. Другая сторона проблемы состоит в том, что вопросы для подготовки к каждому занятию вывешиваются на доске объявлений. Студенты или переписывают их, или фотографируют, а затем размножают. Данный процесс также связан с затратами времени и возможен только во время занятия, так как кафедра находится на базе научно-исследовательского института, а не в здании факультета. Кроме того, всегда находятся студенты, свою неготовность к занятиям объясняющие тем, что у них не было вопросов для подготовки, и они не знали, что учить. В связи с вышеизложенным, представляется актуальной разработка и внедрение в учебный процесс «Рабочей тетради» по авиационной и космической медицине. Данное учебно-методическое пособие будет содержать в себе дидактические материалы к каждому практическому занятию: вопросы для подготовки к занятию, список литературы для подготовки к занятию, готовые трафареты протоколов практических работ по теме занятия. В результате высвобождается время, которое студенты затрачивали 1) на переписывание вопросов, 2) на оформление протоколов практических работ - результаты работы и выводы вносятся в готовый трафарет.

 Цель работы: оптимизация процесса обучения на кафедре авиационной и космической медицины.

 Задачи:

  1. разработка мультимедийного атласа для студентов по курсу авиационной и космической медицины для медицинских ВУЗов и факультетов;
  2. разработка учебно-методического комплекта «Физиология высотных авиационных полетов» в рамках совершенствования методического обеспечения по образовательной программе «Учебная программа по дисциплине авиационная и космическая медицина»;
  3. разработка методического обеспечения образовательной программы «Учебная программа по дисциплине авиационная и космическая медицина». Результат: учебно-методическое пособие «Начала авиационной и космической медицины»;
  4. разработка «Рабочей тетради», учебно-методического пособия по самоподготовке для студентов при изучении неблагоприятного влияния экстремальных факторов на состояние здоровья человека;

 Содержание работы.

Проведено теоретико-аналитическое осмысление знаний по дисциплине «авиационная и космическая медицина». Изучение доступных учебных программ додипломной подготовки по авиационной и космической медицине показало, что они направлены на подготовку авиационного врача военного факультета или вуза, а не гражданского врача медико-профилактического профиля. Вопросы гигиены в них практически не отражены. Например, учебная программа по дисциплине «Авиационная и космическая медицина» кафедры авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии, Санкт-Петербург, (2001г.) из всех вопросов, связанных с гигиеной, предполагает изучение только гигиены питания летного состава, рассматривает особенности труда и подготовки личного состава Военно-Воздушных сил Российской Федерации. Вопросы обеспечения условий деятельности личного состава гражданской авиации в данной программе не отражены.

Анализ литературы по авиационной и космической медицине показал, что учебная литература по теме давно не переиздавалась, некоторые разделы устарели. Учебники и пособия направлены на подготовку авиационного врача, а не врача лечебно-профилактического профиля, вопросы гигиены в них не отражены или отражены недостаточно («Авиационная медицина» под ред. Н.М. Рудного, 1986г.; «Основы авиационной и космической медицины», А.А. Лавников, 1975г.; «Медицинские аспекты обеспечения безопасности полетов гражданской авиации», под ред. А.Н. Бабийчука, 1988г.; «Справочник авиационного врача», под ред. С.А. Бугрова и др., 1993г.; «Авиационная и космическая медицина» под ред. Г.И. Гурвича, 1971г.; «Теория и практика авиационной медицины» под ред. П.К. Исакова и др., 1971г.; «Защита и спасение человека в авиации» под ред. И.Б. Ушакова и др., 2005г. и др.). Из перечисленной литературы книга «Теория и практика авиационной медицины» (П.К. Исаков, Д.И. Иванов, И.Г. Попов, Н.М. Рудный, П.П. Саксонов, Е.М. Юганов, 1975г.) наиболее полно раскрывает роль вопросов гигиены и санитарной профилактики в организации труда авиаспециалистов. Однако данная книга в основном рассматривает проблемы и особенности труда личного состава не гражданской авиации, а Военно-Воздушных сил Советского Союза, которого в настоящее время не существует. Наконец, книга нуждается в переиздании, так как трактовка многих вопросов в настоящее время отличается от той, которая была принята в последней трети прошлого столетия. В книге «Защита и спасение человека в авиации» под ред. И.Б. Ушакова и др. (2005г.) хорошо раскрыты факторы риска и защита от них, но не рассмотрены высотные и динамические факторы полета, вопросы физиологии и психофизиологии, а так же вопросы космической медицины.

Частные курсы лекций соответствующих кафедр также не подходят для подготовки гражданского врача медико-профилактического направления, так как направлены, как было сказано выше, на подготовку военного авиационного врача.

Проведен анализ методических материалов по организации практических занятий для обеспечения преподавания авиационной и космической медицины. Литература по данному вопросу малочисленна. Существует «Руководство к практическим занятиям по физиологии летного труда» под редакцией B.C. Новикова и СИ. Лустина (1996г.) и, направленное на подготовку военного авиационного врача, которое не совсем пригодно для подготовки врача медико-профилактического профиля.

Книга «Теория и практика авиационной медицины» (П.К. Исаков, Д.И. Иванов, И.Г. Попов, Н.М. Рудный, П.П. Саксонов, Е.М. Юганов, 1975г.), как уже было сказано выше, наиболее полно раскрывает роль вопросов гигиены и санитарной профилактики в организации труда авиаспециалистов. Однако данная книга не содержит практических работ и давно не переиздавалась.

Частные разработки немногочисленных кафедр соответствующего профиля (например, кафедры авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии, Санкт-Петербург) направлены также на подготовку авиационных врачей военного факультета или вуза, а не врачей медико-профилактического профиля.

Некоторые практические работы, выполняемые студентами во время практических занятий на нашей кафедре оригинальны - разработаны преподавателями кафедры, описания их нет в имеющейся учебной литературе: «гигиена аэропорта», «определение досягаемости кабинного оборудования с учетом спецснаряжения», «санитарно-гигиеническое обеспечение космических полетов» и другие.

В связи с вышеизложенным, нами была разработана учебная рабочая программа с курсом лекций и практических занятий по авиационной и космической медицине для додипломного этапа обучения на медико-профилактическом факультете продолжительностью 72 аудиторных часа (из них 24 лекционных часа и 48 часов практических занятий) плюс 36 часов самостоятельной работы, которая явилась методической основой содержательной части мультимедийного атласа по авиационной и космической медицине. Остальные проекты разрабатывались для улучшения методического обеспечения учебной программы.

 Реализация.

Мультимедийный атлас, учебно-методический комплект «Физиология высотных авиационных полетов», учебно-методическое пособие «Начала авиационной и космической медицины», используются в учебном процессе на кафедре авиационной и космической медицины на лекциях и практических занятиях. Учебно-методическое пособие по самоподготовке «Рабочая тетрадь» также внедрено в учебный процесс на пятом курсе медико-профилактического факультета и уже получило высокую оценку у студентов.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова