«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
01.04.2007

Инновационные ресурсы

Формирование и реализация инновационной образовательной программы

Программа инновационной образовательной деятельности, разработанная Московской медицинской академией, комплексна, совершенствование и разработка инноваций будет осуществляться по всем направлениям образовательной деятельности академии (это учебный процесс, управление качеством образования, управление образовательным процессом, информатизация, ресурсное обеспечение деятельности, наука, интеграция образования, науки и практики). Также программа имеет единую стратегическую цель, перечень приоритетных задач и мероприятий, взаимоувязанных по срокам реализации, ресурсам.

 

Стратегия программы

Стратегической целью инновационной образовательной программы (ИОП) является приведение системы медицинского и фармацевтического высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда; создание механизмов устойчивого развития образования; интеграция в европейское образовательное пространство.

Приоритетные задачи программы: совершенствование содержания и технологий образования; оценка и контроль качества образования; формирование системы управления качеством образования; оптимизация управленческих механизмов деятельности академии; развитие информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности академии; улучшение материально-технического обеспечения инновационных образовательных, научно-производственных и научно-исследовательских проектов; совершенствование механизмов интеграции образования, клинической практики и науки.

Инновационная образовательная программа академии сформирована на основе принципов стратегического менеджмента. При этом запланированные результаты -практико-ориентированны, т.е. предполагается, что инновации, разработанные в рамках программы, оперативно будут внедрены в образовательную деятельность академии.

Внимания заслуживает механизм управления программой. Используемый подход подразумевает создание в вузе нескольких уровней контроля за результативностью реализации программы, постоянный мониторинг соответствия текущих показателей определенным нормативам, формирование механизма корректировки тактики реализации программы с учетом изменяющейся социально-экономической ситуации и соответствующих потребностей. Такая организация управления проектом позволяет с высокой степенью достоверности констатировать реалистичность проекта академии, высокую эффективность реализации мероприятий.

 

Содержание образования

Содержание инновационной образовательной программы направлено прежде всего на формирование в вузе конкурентной образовательной среды, что позволит максимально приблизить качество образования к реальным потребностям экономики, общества и государства.

В период реализации программы (до конца 2007 г.) предполагается обновить большинство образовательных программ на всех уровнях образования и по всем специальностям. Будут созданы образовательные программы магистра общественного здоровья, магистра управления здравоохранением, магистра фармации. Также планируется создать образовательные программы и методическое обеспечение по ряду новых специализаций по медико-профилактическому делу, управлению здравоохранением, высшему сестринскому образованию, фармации в системе дополнительного профессионального образования.

Продолжится работа по адаптации для российского медицинского образования системы начисления кредитов ECTS. В ближайшее время будут разработаны рекомендации по начислению кредитов для специальности «Лечебное дело». Со следующего учебного года планируется внедрить эту систему на лечебном факультете, а затем и на других факультетах академии. Дальнейшее развитие получит проект по разработке и внедрению методологии модульной системы обучения. Уже созданы методические рекомендации по организации учебного процесса на основе принципа модульности; рекомендации по составлению электронных пособий по модульному принципу.

Предполагается, что инновации в академии привлекут большее количество иностранных студентов. Поэтому на базе факультета иностранных учащихся будет создан Центр по экспертизе и признанию документов об образовании, полученных за рубежом. Такой центр создается с целью обеспечения безопасности образовательного пространства России посредством использования признанных мировым образовательным сообществом норм подтверждения документов об образовании и содействия развитию международной академической мобильности.

Одним из наиболее крупных проектов по совершенствованию содержания образования является создание на основе уже используемых в академии дистанционных образовательных технологий системы дистанционного образования. Система дистанционного образования включает подсистему информационного портала, подсистемы управления учебным процессом, содержания образования, разработки и управления образовательным контентом, тестирования и контроля успеваемости, составления расписания. Для реализации этого проекта в августе 2006 г. был объявлен открытый конкурс. Информационная система дистанционного образования будет создаваться поэтапно, и уже к концу 2006 г. мы сможем провести пилотное обучение нескольких групп врачей из регионов РФ по курсам семейной медицины и управления здравоохранением.

 

Управление качеством образования

Для того чтобы адекватно оценивать результаты изменений в содержании образования и организации образовательного процесса, предполагается на базе уже существующей системы качества образования создать объективную систему управления качеством образования. В рамках этого проекта будут обследованы существующие процессы образовательной деятельности академии, формализована стратегия, разработаны ключевые показатели деятельности и индикаторы менеджмента качества. На основе сформированной таким образом политики управления качеством будет осуществлена сертификация образовательной деятельности академии по международному стандарту системы менеджмента качества ИСО 9001:2000 с учетом принципов Всеобщего менеджмента качества. Международная сертификация позволит академии повысить статус образовательных услуг академии за рубежом; проводить международную аккредитацию образовательных программ; адекватно оценивать уровень подготовки обучаемых в вузе. Одновременно планируется создать информационную систему централизованного тестирования, с помощью которой обучаемый будет контролировать уровень знаний в процессе всего периода обучения, начиная с подготовительных курсов и до завершения обучения в вузе. Причем статистическая информация о каждом студенте будет сохраняться в информационной карте системы.

 

Управление образовательной деятельностью

Управление такой распределенной организационной структурой, как академия, тем более эффективное управление, - многогранный процесс. Поэтому оптимизацию управленческих механизмов в академии планируется осуществлять по нескольким направлениям. В целях оптимизации управленческих механизмов деятельности академии предполагается разработать и внедрить интегрированную информационную систему управления академией, включающей электронные ректорат и деканат, информационную систему управления инновационными, образовательными, научно-производственными и научно-исследовательскими проектами и др. Система управления проектами позволит автоматизировать проектную деятельность академии, формировать единые планы проведения мероприятий, реализации проектов, проводить проблемный анализ и хранить отчетные документы по проектам, отслеживать результаты выполнения проектов и др. Информационная система тестирования позволит проводить централизованное тестирование, оперативно получать статистическую информацию о тестировании, анализировать результаты тестирования, уменьшить риски необъективной оценки студентов, поборов со стороны преподавателей и пр. Внедрение информационной системы управления вузом в деятельность академии позволит оптимизировать трудозатраты на составление расписания, отслеживания успешности обучения студентов, подготовки аналитических отчетных форм, контроля за ходом учебного процесса и проведения практики как в целом по курсу, так и по отдельному студенту.

 

Немаловажное значение при совершенствовании управления вузом имеет компетентность и профессионализм кадровых ресурсов. В связи с этим принято решение в рамках реализации нацпроекта создать программу развития персонала академии. Программа, которую предлагает академия, основана на современных подходах коу-чинга, стратегического менеджмента, управленческого консалтинга. Для каждого сотрудника будет разработана индивидуальная образовательная траектория, которая реализуема в системе непрерывного профессионального развития и многоуровневого последипломного образования. Такой подход обеспечивает дальнейшее эффективное использование личностных и профессиональных качеств каждого сотрудника. Также будет разработана программа мотивации и поощрений различных категорий сотрудников академии. Реализация мероприятий программы развития персонала направлена на формирование современной корпоративной культуры в вузе. Основными направлениями повышения квалификации являются: формирование пользовательских навыков использования инновационных образовательных технологий в учебном процессе; развитие навыков менеджмента, маркетинга, стратегического проектирования, управления проектами и их применение в профессиональной деятельности; авторизованное обучение применению специализированного программного обеспечения.

 

Инфраструктура проекта

Для эффективного функционирования всех запланированных в рамках национального проекта «Образование» проектов необходимо создать информационно-технологическую инфраструктуру. Наличие такой инфраструктуры предполагает подключение зданий ММА к Интернету по выделенным высокоскоростным каналам связи, создание локальных сетей в помещениях факультетов. Управление информационными потоками и обеспечение бесперебойной работы с информацией всем сотрудникам академии будут осуществлять Центр управления данными и единое хранилище данных. Для большинства сотрудников академии будет открыт авторизованный доступ к создаваемым информационным системам академии. Для факультетов будут закуплены компьютерные классы и мобильные рабочие места преподавателей. Помимо стандартной компьютерной техники компьютерные классы будут оснащены современными мультимедийными проекторами, мультимедийными досками, принтерами и ноутбуками, а также будет создана беспроводная локальная сеть Wi-Fi. Для того чтобы факультет или отдельная кафедра могли получить такой современный компьютерный класс, им необходимо будет участвовать в конкурсе. Лишь та кафедра, которая представит лучший проект по использованию компьютерного класса или отдельного мобильного рабочего места в учебном процессе, сможет получить их.

 

Еще одним комплексным проектом развития академии является формирование инновационной инфраструктуры, что позволит совершенствовать механизмы интеграции образования, клинической практики и науки. В рамках этого проекта будет создана первая в России учебно-производственная аптека, в которой помимо производственного отдела, торгового зала будет и аналитический отдел, музей фармации, учебные классы для студентов фармацевтического факультета.

Также в течение 2006-2007 гг. будет создана уникальная лаборатория по изучению морфо-физиологических свойств ВИЧ-инфекции.

На стоматологическом факультете предполагается дооснастить существующий фантомный класс пятью новыми фантомами.

Для отработки практических навыков студентов лечебного факультета в ММА будет создан фантомный центр практических навыков, общей площадью более 500 м2. Он будет состоять из четырех классов, по одному на каждую специальность. При центре планируется создать учебно-методический отдел, обеспечивающий эффективную загрузку центра. Открытие такого центра позволит студентам первоначально отработать все ключевые навыки на фантомах и лишь затем - на больных.

В изменяющихся условиях все сложнее становится получить согласие пациента на присутствие, обследование и проведение манипуляций студентами, особенно в тех случаях, когда речь идет об операционном вмешательстве. Для того чтобы решить эту проблему, в академии будет создана виртуальная лаборатория. Такая лаборатория состоит из операционного блока, оснащенного средствами видеоконференции; пато-морфологической лаборатории и учебного класса с возможностью интерактивной обратной связи с операционной и лабораторией. Интерактивность между составными частями виртуальной лаборатории будет достигаться в том числе и за счет используемых мобильных решений и передачи информации на КПК преподавателя.

 

Реализация программы

Реализация Инновационной образовательной программы была начата в- июле 2006 г. (после подписания щэгова^а с Федеральным агентством по образованию 28 июня 2006 г.).

Первоначально Ъыла создана Дирекция по управлению Программой как функциональное подразделение академии. В ее состав вошли проректоры и начальники отделов академии. Основными задачами дирекции являются: анализ соответствия нормативов (целевых показателей) программы существующим условиям развития внешней среды; анализ промежуточных результатов реализации программных мероприятий и подготовка предложений по их уточнению на краткосрочную и среднесрочную перспективу; выявление проблем, возникающих в ходе реализации программы и подготовка предложений по их устранению; ежегодный анализ соответствия нормативов и достигнутых результатов при реализации программ и пр.

В состав дирекции входят преподаватели, ученые и врачи, имеющие достаточный уровень знаний в таких областях жизнедеятельности, как образование, медицина, фармация, др. смежных наук, представители ведущих медицинских и фармацевтических учреждений, общественных, в том числе молодежных, объединений. Состав дирекции и регламент ее работы утверждается ректором академии. При дирекции было сформировано 5 рабочих групп, основная задача которых - отбор наиболее перспективных и приоритетных тем конкретных инновационных проектов, координация работ факультетов. Также при Дирекции по управлению Программой была создана Комиссия по приемке работ. Утверждена процедура приемки работ творческих коллективов. Основной функционал Комиссии по приемке работ - проведение внешней и внутренней экспертизы работ, выполненных творческими коллективами ММА. Полностью разработана и утверждена нормативная база управления инновационной образовательной программой.

Дирекция по управлению Программой проводит еженедельно заседания, на которых планируются работы на неделю, координируется процедура выполнения проектов.

В июле были сформированы первые 45 творческих коллективов. Они приступили к работе 11 июля, и в начале сентября были полностью выполнены работы по этим проектам. Разработаны новые образовательные курсы для обучающихся в системе высшего и дополнительного профессионального образования по темам: профессиональный курс русского языка для выпускников зарубежных вузов, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования ММА; новая образовательная программа по стоматологии; технология информационного поиска в Интернете для проведения научных исследований; управление качеством фармацевтической деятельности и пр.

Разработаны дистанционные курсы (послевузовское образование) по темам: гигиена атмосферного воздуха, иммунопрофилактика инфекционных болезней, гигиена водоснабжения населенных мест и пр.

На сегодня получены положительные экспертизы по всем 45 проектам, из них 14 направлены на внешнюю экспертизу в организации Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития, Российскую академию образования и различные научно-исследовательские институты. По итогам работы творческих коллективов им будут выплачены гранты, общий объем которых превышает 9 млн руб.

В течение летнего периода сотрудники академии готовили конкурсную документацию для объявления открытых конкурсов по закупке оборудования, компьютерной техники, проектированию инфраструктуры систем и пр. Всего академией объявлено 25 открытых конкурсов, на общую сумму более 400 млн руб. Объявлены конкурсы: на создание системы дистанционного образования; разработку, внедрение и сертификацию системы менеджмента качества образовательной деятельности Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова в соответствии с требованиями и рекомендациями международного стандарта менеджмента качества; развитие информационно-технической инфраструктуры Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова; ремонт помещений, предназначенных для размещения лабораторного оборудования; создание интегрированной информационной системы управления Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; разработку программного обеспечения электронной библиотеки; развитие многоуровневой образовательной системы для подготовки специалистов по общественному здоровью с целью повышения их востребованности на рынке труда (высшее и послевузовское профессиональное образование); разработку модели системы дополнительного профессионального образования с использованием современных образовательных технологий, предназначенной для обеспечения непрерывного процесса повышения квалификации работников ММА в области менеджмента и информационно-коммуникационных технологий; создание информационно-аналитической системы по мониторингу клинических исследований и научно-исследовательских работ в области медицины и фармации на основе данных российских и международных журналов и пр.


Исходная статья: журнал "Экономика Образование Сегодня" (№12, 2007)