«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
18.04.2007

Реализация модульной учебной программы по дисциплине «Организация и тактика медицинской службы»

ГОУ ВПО ММА имени И.М.Сеченова
Факультет военного обучения

Бабенко О.В., Собакарь С.В., Путило В.М.

 

В рамках реализации национального проекта «Образование» на факультете военного обучения разработана новая образовательная программа по специальности «Лечебное дело» (военно-специальные дисциплины).

Новая программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников.

Она предусматривает:

  • последовательность в изучении дисциплин, порядок комплексирования занятий по тактической (тактико-специальной) подготовке с другими дисциплинами;
  • по каким дисциплинам сдаются зачеты и экзамены в вузе и на выпускном экзамене, сроки и порядок их проведения;
  • меры безопасности при обращении с вооружением, медицинской техникой и имуществом, боеприпасами на проводимых занятиях;
  • исключает параллелизм и дублирование в изучении дисциплин;
  • направлена на формирование гражданина, как военного специалиста – офицера медицинской службы, способного выполнять функциональные обязанности по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.

Введение новой образовательной программы по военно-специальным дисциплинам в учебный процесс на факультете военного обучения предусмотрено с весеннего семестра 2007 года.

Основополагающее значение для совершенствования учебного процесса на кафедре организации медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеет применение новых обучающих технологий, одной из которых является модульное обучение. Модульная программа обучения ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление обучения по дисциплине к потребностям студента, уровню его базовой подготовки.

Разработанная нами модульная программа по организации и тактике медицинской службы должна создать условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Переход на модульную программу повышает требования не только к студенту, но и к преподавателю, осуществляющему обучение.  И в этом случае педагогический контроль играет очень важную роль в управлении учебным процессом, выполняя функции оценочную (измерительную), обучающую и мотивационную.

В зависимости от места и времени проведения педагогического контроля при изучении дисциплины «Организация и тактика медицинской службы» мы выделяем три вида контроля: текущий, рубежный или промежуточный и итоговый.

Текущий контроль на кафедре осуществляется преподавателем, когда учащийся осваивает основные положения организации и тактики медицинской службы (ОТМС). Применение текущего контроля – семинарское или практическое занятие. До практического занятия студент готовиться по теме самостоятельно, это внеаудиторная работа, или самоподготовка. Чаще всего она состоит в ознакомлении с информацией – чтение учебника, конспектов лекций. Преподаватель должен определить: готовился ли студент к занятию.

Первым этапом текущего контроля будет контроль исходного уровня подготовки к занятию по теме.

В ходе занятия преподаватель организует познавательную деятельность студентов с целью выработать у них определенные умения. Учащиеся выполняют соответствующие действия, а преподаватель контролирует, правильно ли они эти действия выполняют и, если необходимо, корректирует действия студентов. На этом этапе текущий контроль можно назвать контролем выработки целевых умений занятия (темы).

На кафедре разработана компьютерная программа позволяющая проводить текущий контроль. По завершении занятия, преподаватель может получить информацию, настолько успешно студенты освоили данную тему.

Рубежный контроль проводится по завершению изучения раздела организации и тактики медицинской службы. Его основная функция – оценочная. Тест рубежного контроля проводится для определения успешности достижения целей изучения раздела. Он составляется из тестовых заданий, выявляющих наличие у студентов знаний основ ОТМС, особенностей проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в локальных войнах и вооруженных конфликтах, общих положений всей дисциплины.

Итоговый контроль завершает изучение дисциплины и выполняет, оценочную функцию.

Организационные формы проведения контроля определяются кафедрой. Итоговый контроль включает три этапа:

  1. контроль освоения практических навыков;
  2. тестирование;
  3. собеседование по решению ситуационных задач.

Первый этап - контроль освоения практических навыков проводится в конце цикла обучения. Контроль проводится по билетам: студент выполняет указанные в билете элементарные практические действия. Преподаватель оценивает по пятибалльной системе умение их выполнять.

Второй этап – тестирование. Тест итогового контроля составляется для выявления уровня достижений конечных целей изучения организации и тактики медицинской службы. Тестовые задания сгруппированы по разделам в соответствии с целями для удобства работы студентов и последующего анализа.

Третий это основной этап - собеседование по решению ситуационных задач. Задачи используются комплексные: при решении требуется обосновать как общие основы оказания помощи раненым и больным, так и организацию медицинской помощи на различных этапах медицинской эвакуации.

Пример ситуационных задач:

Задание № 1 Поле боя. Пулевое ранение правой лобной области. Обильное кровотечение. Наблюдалась кратковременная потеря сознания.

Медицинская рота полка – сортировочно-эвакуационное отделение. Ранен пулей в правую лобную область. Терял сознание. Обстоятельств ранения не помнит. Тошноты, рвоты не было. Дыхание свободное. (Пульс 80 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения). Повязка значительно промокла кровью.

Медицинская рота полка – перевязочная: В правой лобной области справа бороздчатая рана размером 6 х 2 см. Рана сильно кровоточит. Зрачки равномерно реагируют на свет.

  1. Сформулируйте диагноз;
  2. Перечислите необходимые мероприятия первой врачебной помощи;
  3. Заполните первичную медицинскую карточку  (форма 100).

 

Задание № 2. Санитарные потери в мотострелковом полку за сутки боя составили 500 раненых и больных.

  1. Рассчитайте необходимое количество звеньев санитаров – носильщиков необходимых для эвакуации раненых с поля боя.         
  2. Графически: используя условные знаки медицинской службы: изобразите обозначение – «Медицинский пост роты».

При оценке умения решать задачи нужно определить, следует ли студент алгоритму, правильно ли он оценил медицинскую обстановку, произвел расчет сил и средств медицинской службы части, правильно ли сформулировал диагноз, провел внутрипунктовую и эвакуационно-транспортную сортировку на определенном этапе эвакуации. Если студент выполняет составляющие действия неправильно или неполно, то преподаватель задает наводящие вопросы. Общая отметка за экзамен выставляется с учетом отметки за выполнения практических навыков.

Таким образом, внедрение модульной программы на кафедре является важным инструментом повышения качества обучения и оценки усвоения знаний и умений по организации и тактике медицинской службы.


Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова