«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов
17.04.2007

Разработка рабочей программы с использованием методов активного обучения дисциплине «Гигиена с основами экологии человека» для специальности 040100 – Лечебное дело

ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Медико-профилактический факультет

 

Г.К. Семеновых, С.М. Новиков, Г.И. Румянцев, Л.Н. Семеновых, В.В. Макарова

 

Главной задачей изучения дисциплины «Гигиена с основами экологии человека» является формирование у студентов системы мышления и действий в учебном процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания. Действующая по настоящее время Примерная программа по дисциплине [1] морально устарела и не содержит тех изменений в подходах к изучению здоровья населения, которые появились в профилактической медицине в последнее время. В частности, становление в России института социально-гигиенического мониторинга, применение подходов доказательной медицины и методологии оценки риска. Учет этих тенденций развития профилактической медицины требует коррекции содержания и деятельности в учебном процессе при изучении дисциплины, входящей в основную образовательную программу подготовки врача по блоку профессиональных дисциплин федерального компонента [2,6]. Эта работа была выполнена коллективом кафедры общей гигиены в рамках инновационной образовательной программы ММА им. И.М.Сеченова реализации национального проекта «Образование».

Инвариантом содержания курса гигиены, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Лечебное дело», является методология профилактической медицины, изучение природных, антропогенных и социальных факторов и их воздействие на здоровье населения.

В содержательную часть программы, в качестве инварианта деятельности, включено применение алгоритма доказательства причинно-следственных связей изменений в состоянии здоровья с изменениями в окружающей среде и уровнями воздействия факторов. Инструментом гигиенической диагностики при этом является применение  приемов доказательной медицины и элементов парадигмы оценки риска.

Составители программы в полной мере осознают специфику применения методологии оценки риска для здоровья и, включая этот материал в проекте программы, не ставят цели обучить нюансам выполнения этой сложной даже для гигиенистов процедуры. Исходя из требований государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040100 – Лечебное дело, изучение вопросов доказательной медицины и оценки риска ограничивается объемом, необходимым для освоения алгоритма постановки этиологического диагноза при экспозиции факторами среды обитания. Изучение и применение парадигмы оценки риска в виде основных элементов позволяет не схоластически, а аргументировано, научно обоснованно доказать или поставить под сомнение (отвергнуть) гипотезу о влиянии анализируемых факторов на здоровье индивидуума (пациента) или популяции.

Включение в программу элементов оценки риска находится также в русле мировых интеграционных процессов в высшем образовании, в которых участвует и Россия. Программы подготовки врачей медицинских вузов Европы, США и Канады содержат требования к изучению методологии оценки риска. Присоединение России к Болонской конвенции (Европейский стандарт образовательного процесса) будет сопровождаться расширением академической мобильности российских студентов и увеличением возможностей обучения за рубежом, в частности в странах Евросоюза, где методология оценки риска изучается студентами.

Использование приемов оценки риска при решении ситуационных задач является важнейшим условием для достижения одной из конечных целей обучения дисциплине - анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды.

Рабочей программой конкретизируются цели изучения отдельных разделов дисциплины, т.е. к формированию в учебном процессе тех компетенций, которые ориентированы на  квалификационную характеристику выпускника. Основным требованием к практическим навыкам становится умение оценивать вероятность (идентифицировать и характеризовать риск) неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных и антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности человека. Формирование этого умения реализуется при выполнении заданий по каждому из разделов дисциплины. Умения, заложенные в рабочую программу, по своей психолого-педагогической характеристике отвечают критериям диагностичности, достижимости и направленности.

Компетентности «знать» дополнены положением о донозологической диагностике, поскольку семантический смысл термина «донозологический уровень» заключается в том, что изменения в состоянии здоровья еще не позволяют отнести их к известным синдромам с четко выраженными клиническими признаками, принадлежащими какому-нибудь определенному заболеванию.   Естественное течение болезни в начальной стадии проявляется многочисленными изменениями неясной природы во внутренней среде: физиологическими, биохимическими, психологическими, поведенческими, которые в общем виде в современной медицине принято характеризовать стадиями изменения адаптационных возможностей организма. Именно они, еще не укладываясь в известные симптомы и синдромы, представляют собой донозологические предвестники заболевания. Обнаружение их на этом этапе развития болезни при известных факторах экспозиции провозглашено ВОЗ как стратегия ранней диагностики, т.е. на этапе, “когда биохимические, морфологические и функциональные изменения полностью обратимы”. Этот подход соответствует понятию вторичной профилактики при обследовании здоровых лиц, имеющих факторы риска (периодические медицинские осмотры промышленных рабочих или диспансеризация населения и др.). Маркеры эффекта и экспозиции, используемые в эпидемиологических исследованиях, тоже могут рассматриваться как донозологические проявления, и их раннее выявление при известных воздействиях факторов окружающей среды и установленном патогенезе заболевания также является основанием для проведения мероприятий вторичной профилактики.

Компетентности на уровне представлений, которые должны сформироваться при изучении дисциплины, представлены сведениями о принципах гигиенического нормирования факторов среды обитания, о межсекторальном сотрудничестве в профилактической медицине и о структуре и содержательной части работы государственной системы социально-гигиенического мониторинга.

Технология изучения дисциплины по разработанной программе базируется на применении в образовательном процессе ориентировочной основы действия (ООД) второго и третьего типа, что позволяет использовать для формирования знаний и умений три подхода, которые применяются  психолого-педагогической наукой на практике: деятельностный, системный и инвариантный.

Деятельностный подход изучения темы является активным методом обучения, так как для достижения цели, (формирования умений и знаний) используется самостоятельная активная деятельность обучающегося. Такой вид деятельности предусмотрен тематическим планом занятий, по которому каждый из студентов решает профессионально-ориентированную ситуационную задачу [5]. Применение деятельностного подхода предусматривает выработку навыков самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.

Системный подход в обучении врачей должен обеспечить формирование у выпускников профессиональных и познавательных умений, определенных нормативными документами высшего профессионального образования – Государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой.

Инвариант учебного процесса предполагает формирование типовых видов деятельности, которые подлежат обязательному усвоению в процессе обучения и позволяют подготовить обучаемого к самостоятельному анализу всех явлений, в том числе, которые могут появиться в будущем [8].

Для активизации обучения в рабочую программу включен специальный раздел «Термины, определения и классификации, необходимые для инвариантного изучения гигиены с основами экологии человека». Адекватное использование в профессиональной деятельности соответствующей терминологии   следует рассматривать как показатель формирования продуктивной умственной деятельности на основании репродуктивной, интегрирующей в качестве инварианта деятельности сумму знаний, заложенных в гигиеническом глоссарии. Качество подготовки специалиста и уровень его компетентности определяется также по умению эффективно и адекватно пользоваться понятийным аппаратом [4].

В Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием зачетных единиц (Министерство образования Российской Федерации от 09.03.2004) в разделе «Системы контроля, оценка освоения дисциплин» контроль освоения студентом каждой дисциплины рекомендуется осуществлять в рамках балльно-рейтинговой системы.

Оценка качества подготовки студентов по дисциплине в соответствии с разработанной рабочей программой предусматривает использование балльно-рейтинговой системы. На сегодняшний день эта система является наиболее объективной, активизирующей процесс обучения, демократичной, прозрачной и понятной для обучающихся, стимулирующей учебно-методическую работу преподавателей [3]. В рабочую программу включены перечень заданий по разделам дисциплины, критерии их оценки по 100-балльной шкале и вариант тестов, предназначенных для итоговой аттестации по дисциплине.

 В целом рабочая программа по гигиене с основами экологии человека для специальности 040100 – Лечебное дело, построенная на инвариантной основе, предлагает использование активных форм обучения с выработкой умений,  ориентированных на изучения дисциплин специальности на последующих этапах освоения профессии врача и на квалификационную характеристику выпускника. Освоение студентами гигиенической диагностики с использованием структурированного и логически обоснованного алгоритма оценки риска и приемов доказательной медицины является сутью системы умственных действий клинициста при постановке предположительного этиологического диагноза не только экологически обусловленных, профессиональных, но и распространенных, как правило, мультифакторно обусловленных неинфекционных заболеваний.

При составлении рабочей программы учитывался процесс интеграции российского высшего медицинского  образования в систему европейского пространства высшего образования. Межправительственные соглашения по качеству образования, по природоохранной деятельности и здоровью населения (1989 г. - Франкфурт, 1994 г. – Хельсинки, 1999 г. – Лондон) предполагают осуществление Национальных планов действий в этих областях на основе партнерства с использованием одинаковых подходов к решению проблем, стратегии реализации и интерпретацией результатов с учетом национальных особенностей социально-экономического развития стран-участниц [7].

 ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Румянцев Г.И., Беляева Н.Н., Козлова Т.А. и др. Учебная программа по гигиене для студентов лечебного факультета. М., ВУНМЦ 1996.
  2. Новиков С.М., Семеновых Г.К. О введении в подготовку врачей курса по оценке риска Сб. 240 лет Московской медицинской академии. Современные проблемы образования в высшей медицинской школе. Материалы научно-методической конференции преподавателей академии. М.,1998 
  3. Семеновых Г.К. Семеновых Л.Н., Макарова В.В., Козеева Е.Е., Мишина С.А. Перспективы применения балльно-рейтинговой системы при интеграции в систему европейского пространства высшего образования. В сб. Развитие образовательного процесса в ММА им. И.М.Сеченова в связи с реализацией Болонской декларации. М., 2005
  4. Семеновых Г.К., Семеновых Л.Н., Макарова В.В., Козеева Е.Е. О роли понятийного аппарата при изучении дисциплин гигиенического профиля. В сб. Научная организация образовательного процесса. Методы педагогического контроля в системе медицинского и фармацевтического образования. М., ММА им. И.М.Сеченова, 2003
  5. Семеновых Г.К., Семеновых Л.Н., Макарова В.В., Атякина И.К. Ситуационные задачи как вид самостоятельной работы студентов при изучении гигиены с основами экологии человека. В сб. Научная организация образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов: организация, контроль, пути совершенствования. М., 2004
  6. Румянцев Г.И., Семеновых Г.К., Новиков С.М., Семеновых Л.Н. О коррекции содержательной части примерной программы по гигиене с основами экологии человека для специальности 040100 – Лечебное дело. В сб. Развитие образовательного процесса в ММА им. И.М.Сеченова в связи с реализацией Болонской декларации. М., 2005
  7. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнев Б.М., Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Выпуск 1. М., 2004
  8. Мещерякова М.А. Учебный процесс вуза в системе управления качеством профессиональной подготовки врачей. М., КДУ, 2006

Исходная статья: Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова